Открыла семинар-совещание председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галина Меркулова. Поприветствовав участников встречи, она отметила: «Законопроект прошел тяжелый путь, было много версий этого документа. По каждому новому варианту мы тесно работали с Министерством образования и науки РФ и сближали наши позиции. Но к сожалению, после заседания Президиума Правительства РФ, на котором рассматривался проект закона, он, по мнению профсоюза, претерпел не самые лучшие изменения. Поэтому сейчас, когда законопроект находится в Государственной Думе, у нас есть последняя возможность высказать по нему свои замечания и предложения. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов во время рассмотрения законопроекта на Президиуме Правительства настаивал на том, что в нем необходимо сохранить социальные льготы работников образования и обучающихся, а также в его тексте должны найти отражение указы, касающиеся сферы образования, которые были приняты в мае этого года Президентом РФ. Но из-за позиции Минфина не удалось сохранить все льготы, которые есть в действующем законе».
Галина Ивановна предложила участникам совещания сформулировать общее мнение по поводу того, какие поправки необходимо представить к обсуждению законопроекта на уровне Государственной Думы.
Позицию Минобрнауки России и основные идеи проекта закона «Об образовании в РФ» представила директор правового департамента Марина Лукашевич: «Новый закон должен стать основой для развития человеческого потенциала. Благодаря ему любой человек сможет в системе образования развить свои возможности, получить необходимые навыки и компетенции. В связи с этим регулируется и сама система образования, в законопроекте устанавливаются определенные требования и нормы, в рамках которых она в дальнейшем будет развиваться.
Те гарантии по образованию, которые были заложены в законе 1992 года, сохранены и даже расширены. В частности, среднее профессиональное образование теперь будет полностью бесплатным и бесконкурсным. Нам удалось закрепить в законопроекте такие новшества, как кредитно-модульная система и сетевое взаимодействие. Мы более детально прописали вопросы дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования.
Также мы прописали права и обязанности всех субъектов образовательных правоотношений. Одна из глобальных идей в том, что определен особый статус педагогического работника, и практически все социальные гарантии, которые закреплены в действующем законодательстве, в той или иной степени в законопроекте отражены. Норма по льготам ЖКХ для педагогических работников села прописана в законопроекте как право субъектов РФ устанавливать такую льготу, тем не менее она сохранена, хотя и на уровне права, а не обязанности.
Мы не обошли стороной нормы, которые регламентируют правоотношения родителей и обучающихся. Более детально закрепили обязанности обучающихся, процедуру их привлечения к дисциплинарной ответственности, а также обязанности, ответственность и компетенции родителей. Законопроектом вводится более детальное разграничение по программам профессионального обучения. Мы модернизировали подходы к программам начального профессионального образования, включили их в уровень среднего профессионального образования. Надеемся, что это позволит нам вывести эти программы на новый уровень и дать новый импульс для развития».
Марина Борисовна сообщила также, что законопроект действительно планируется принять в этом году. Вступление его в силу намечено на лето 2013 года, за исключением вопросов, касающихся дошкольного образования, которое будет передано на уровень субъектов РФ с 2014 года.
В заключение Марина Лукашевич подчеркнула, что негативный информационный пул, который создается вокруг законопроекта, плохо влияет на общественное мнение, на самом деле «страшилок» в законе нет, он направлен на развитие системы образования.
Секретарь - заведующий правовым отделом аппарата ЦС профсоюза Михаил Авдеенко остановился на замечаниях и предложениях, которые выработал профсоюз в процессе работы над законопроектом. Среди новелл законопроекта Михаил Васильевич в первую очередь обратил внимание на то, что государство признает особый статус педагогических работников в обществе и готово создавать условия для их профессиональной деятельности. В действующем законе такого комплексного подхода к статусу педагога не было. Законопроектом также предусмотрено принятие Кодекса профессиональной этики педагогического работника, который еще больше усилит особый статус педагога. Например, судьи, адвокаты давно имеют кодексы профессиональной этики.
Среди плюсов последней версии законопроекта Михаил Авдеенко отметил прописанные полномочия органов власти субъектов РФ по обеспечению права граждан на дошкольное образование. В действующем законе это компетенция органов местного самоуправления. Хорошо и то, что педагоги дошкольных учреждений будут получать зарплату из бюджетов субъектов Российской Федерации. Также в последней версии проекта закона предусмотрен учет мнения представительных органов педагогических работников, то есть профсоюзных организаций, при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права. Учет мнения выборных органов первичной профсоюзной организации студентов предусмотрен и при установлении размеров государственных стипендий.
Меры социальной поддержки и гарантии педагогических работников распространены на руководителей образовательных учреждений и их заместителей. В оклады научно-педагогическим работникам включаются доплаты и надбавки за ученую степень. Данные надбавки «выпали» из предыдущих версий проекта закона «Об образовании в РФ», но по инициативе профсоюза и Минобрнауки России их удалось включить в последний вариант законопроекта.
«Есть серьезные минусы, над которыми нам предстоит работать уже на площадке Госдумы, - продолжил Михаил Авдеенко. - Законопроект внесен в Думу Правительством РФ, и, естественно, его основной разработчик - Минобрнауки России - должен был согласовать этот проект со всеми министерствами и ведомствами. В результате всех согласований не удалось оставить многие позиции, которые были в предыдущих версиях законопроекта. Ушла гарантия средней зарплаты учителя не ниже средней по экономике в регионе. Сейчас прописано, что уровень оплаты труда устанавливается в соответствии с решением Президента и Правительства Российской Федерации. Но речь уже не идет о законодательных гарантиях. Почему мы заостряем на этом внимание? Потому что закон очень трудно изменить, а ведомственный нормативный акт может измениться очень быстро, для этого не требуется длительных и сложных процедур согласований и учета мнений всех заинтересованных сторон. Поэтому нам важно, чтобы как можно больше трудовых прав и социальных гарантий вошло в новый закон. Мы будем этого добиваться, государственные гарантии в области оплаты труда просто необходимы. На заседании Правительства РФ Дмитрий Ливанов тоже говорил о том, что у его министерства есть разногласия с Минфином по поводу законодательного закрепления гарантий в оплате труда и гарантий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для педагогических работников в сельской местности. Согласно последней версии законопроекта, субъекты РФ вправе устанавливать такие льготы по ЖКХ. То есть эта льгота из обязательной федеральной гарантии переводится в льготы, которые будут предоставляться по усмотрению субъектов РФ».
Принятие нового закона об образовании потребует серьезного пересмотра всей законодательной базы, поэтому одновременно с ним правительство направило в Госдуму законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации». Кроме того, на рассмотрении палаты находится альтернативный проект закона «О народном образовании», внесенный депутатами от КПРФ.
О том, в какой стадии находится работа над документами, участникам семинара-совещания рассказала депутат Государственной Думы РФ Марина Назарова: «4 сентября все три законопроекта были рассмотрены на заседании Комитета по образованию ГД РФ. Два первых депутатам представил министр образования и науки РФ Дмитрий Викторович Ливанов. Третий - председатель Комитета Алексей Викторович Дегтярев. На заседании присутствовали председатель профсоюза Галина Ивановна Меркулова и ее заместитель Татьяна Викторовна Куприянова.
Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» внесет изменения более чем в сто федеральных законов, в том числе и кодексы: Бюджетный, Семейный, Гражданский и Трудовой. Что касается альтернативного закона «О народном образовании», надо отметить (и это признано его разработчиками), что его основополагающие нормы учитывались при работе над правительственным законом об образовании.
Оба законопроекта размещены на сайте Комитета по образованию Государственной Думы, приводится сравнительная таблица, можно посмотреть, как они соответствуют друг другу. В них совпадают такие нормы, как право на дошкольное образование, право на общее школьное образование, право на среднее профессиональное образование в смысле его общедоступности и бесплатности, право на высшее образование на конкурсной основе. Запрещены любые вступительные экзамены для поступления в первый класс общеобразовательной школы, как и в детские дошкольные учреждения, предусмотрено бюджетное финансирование негосударственных школ, которые реализуют в своих программах государственный стандарт, и некоторые другие нормы. Основное расхождение в том, что в проекте альтернативного закона предлагается расходовать на образование 7 процентов от внутреннего валового продукта».
Марина Юрьевна подробно рассказала и о графике рассмотрения законопроектов. Первое чтение всех трех намечено на 16 октября, затем документы уйдут в рассылку: в течение месяца можно будет предлагать замечания и поправки, которые в них пока не учтены. 8 ноября проекты законов планируется обсудить на парламентских слушаниях в Государственной Думе, которые пройдут в режиме видеотрансляции на все регионы страны. С 16 ноября по 7 декабря продлится предварительное рассмотрение поступивших поправок и подготовка проекта закона «Об образовании в РФ» ко второму чтению. Как ожидается, оно состоится 11 декабря. Затем законопроект пройдет лингвистическую и юридическую экспертизу, а окончательное принятие закона «Об образовании в Российской Федерации» планируется Государственной Думой 18 декабря текущего года.
«Для работы с поправками и предложениями по законопроекту, которых в Госдуме скопилось несколько тысяч, в Комитете по образованию созданы 18 экспертных советов по разным направлениям, - продолжила Марина Юрьевна. - Я курирую экспертный совет по доступности и качеству образования, в состав которого входят представители нашего профсоюза Татьяна Викторовна Куприянова и Владимир Борисович Лившиц. На заседаниях экспертных советов, которые сейчас идут полным ходом, рассматриваются все без исключения замечания и предложения по законопроекту. Затем они поступают на рассмотрение трех рабочих групп, созданных Комитетом на период принятия этого закона. Они окончательно решают вопрос, стоит ли предлагать ту или иную поправку для рассмотрения.
Надо отметить, что только наш профсоюз, если говорить о профсоюзных организациях, участвует в работе над этим законопроектом в Государственной Думе. 4 сентября было подписано соглашение о сотрудничестве между Комитетом ГД РФ по образованию и Общероссийским профсоюзом образования.
21 сентября состоялось заседание нашего экспертного совета под председательством Владимира Шадрикова. На этом заседании я довела до сведения коллег таблицу поправок, замечаний и предложений, которую внес отраслевой профсоюз, сделав акцент на правовом статусе учителя, на защите социальных гарантий как работающих, так и студентов. Должна сказать, что все без исключения замечания и предложения были единогласно поддержаны членами экспертного совета. То есть вся таблица поправок целиком поступает на рассмотрение рабочей группы.
Коллеги из профсоюза спрашивают меня, стоит ли сейчас присылать какие-то замечания, предложения, поправки? Да, стоит. Повторяю, что каждая из них будет рассмотрена. Сейчас формируется дополнительный лист поправок, они войдут в те дополнительные законы и подзаконные акты, которые будут прилагаться к закону об образовании. Все замечания, предложения и поправки можно присылать на адрес Комитета по образованию ГД РФ и в профсоюз. Так что начитается еще более усиленная совместная работа».
После запланированных выступлений участники семинара-совещания смогли задать вопросы выступающим и еще раз выразить мнение о последней версии законопроекта. Основные претензии к нему со стороны региональных профлидеров касались законодательных гарантий по заработной плате и сохранения коммунальных льгот для сельских педагогов. Собравшиеся пришли к выводу, что потеря льгот станет настоящей катастрофой для системы образования на селе и даже может ее разрушить: в сельских школах просто не останется учителей. Ведь в некоторых регионах России расходы на ЖКХ составляют до половины зарплаты школьного педагога.
Проект закона также обсуждался на заседании Исполнительного комитета профсоюза, которое состоялось в Сочи 22 сентября. По итогам заседания и дискуссии, прошедшей в рамках всероссийского семинара, Исполком принял решение подготовить Обращение к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации в связи с рассмотрением проекта федерального закона «Об образовании в РФ».
В обращении, в частности, предлагается законодательно закрепить финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего и дополнительного образования детей посредством выделения субвенций из региональных бюджетов местным. Закрепить общие гарантии финансового обеспечения оказания государственных услуг в сфере образования с установлением заработной платы педагогических работников образовательных организаций всех типов не ниже уровня средней зарплаты работников, занятых в сфере экономики субъекта РФ. Сохранить право педагогов, проживающих в сельской местности, на компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг, как это закреплено в статье 55 действующего Закона РФ «Об образовании».
Законодательно определить минимальный размер государственной стипендии как государственной минимальной гарантии. Установить законодательные ограничения размеров платы за проживание в общежитии, а также за коммунальные услуги для студентов в объеме не более 5% от государственной стипендии.
Обращение планируется направить руководителям палат Федерального Собрания, фракций и комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, а также депутатам - членам Комитета по образованию Госдумы РФ и членам Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике.
Также региональным организациям профсоюза поручено организовать сбор подписей и телеграмм в поддержку обращения и направить их в адрес палат Федерального Собрания РФ до 1 ноября, к рассмотрению законопроекта Государственной Думой во втором чтении.

P.S.  7 октября на профсоюзных собраниях и встречах с представителями власти в регионах члены профсоюза еще раз выразили свою позицию по законопроекту «Об образовании в РФ» и передали Обращение профсоюза к представителям депутатского корпуса.