Ирина ДИМОВА, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», исполнительный директор Ассоциации «За гражданское образование»:

- Нам предстоит обсудить вопросы: можно ли и нужно ли обучать толерантности, нужен ли специальный учебник, новый курс или даже предмет, или же эту проблему следует включать во все сферы обучения учащихся?

Жанна ВЕРШАНСКАЯ, учитель лицея № 395, г. Санкт-Петербург:

- Мы седьмой год на наших уроках говорим о толерантности, потому что участвуем в программе «Европа в школе». Эта важнейшая проблема, и о ней нельзя вспоминать от случая к случаю. У нас есть программа, согласно которой проводим занятия и другие мероприятия по толерантности. Об этом ведут речь учителя на уроках литературы, мировой цивилизации, географии, истории, английского языка. Толерантность - это все, что нас окружает. Это проявление всех сторон нашей жизни. Любая тема, изучаемая на уроках обществознания, граждановедения, так или иначе связана с этой проблемой.

И вот эта программа «Европа в школе» нам во многом помогает. Дети охотно пишут свои исследовательские работы. Так, Маша Дан, которая заняла первое место в этом конкурсе, в своем сочинении написала: «Мы обречены на толерантность».

Галина ПОПОВА, директор школы № 16, г. Самара:

- Это очень точно сказано: «Мы обречены на толерантность». Я считаю, что наш город Самара уже во многом живет по законам толерантности. Он расположен на перекрестке всех дорог. Здесь живут люди разных национальностей. Несколько конфессий. Все действуют на равноправной основе. Люди довольно терпимы друг к другу.

Анжелика ПОЛУШИНА, учитель школы № 187, Нижний Новгород:

- У нас не столь благополучный город, хотя в школе дети разных национальностей относятся друг к другу вполне толерантно, а на улице сразу начинается деление на «своих» и «чужих».

Маша ЛЬВОВА, координатор образовательных программ Посольства США в Москве:

- Мне вспоминается трагедия на Дубровке. В тот день в школе отменили занятия. Мой сын пришел домой и сообщил, что его одноклассники отправились на рынок бить чеченцев. Это пример того, что в нашем обществе существует нетерпимость и даже ненависть.

Когда я впервые оказалась за границей, то меня поразило доброжелательное отношение людей друг к другу. И получила шок сразу после возвращения домой, как бы заново увидев агрессивность наших людей. То же самое происходит со школьниками, которые приезжают в Россию после долгого пребывания за границей. Я была в школе США, где учится много русских детей. Американцы хвалили наших ребят за хорошие знания по математике. Но у них были проблемы. Они трудно входят в коллектив, потому что не умеют и не хотят слушать других, а значит, они недостаточно толерантны.

Толерантность только усилиями одной школы не воспитать. Учителя учат детей одному, а дома они слышат другое. Мы слишком увлекаемся теорией, надо обращать внимание даже на мелочи во взаимоотношениях к людям, в том числе и другой национальности. Например, у нас равнодушно относятся к тому, что милиция останавливает на улице людей с кавказской внешностью. Если не говорить детям, что таким образом нарушаются права человека, то это может способствовать формированию интолерантности.

Анжелика ПОЛУШИНА:

- Наше телевидение проводило опрос: согласны ли вы, чтобы к нам в город приехали чеченские дети на летний отдых? 58 процентов ответили отрицательно.

Майя КОЛЯДЕНКОВА, заместитель директора экономико-правовой гимназии, г. Саранск:

- Дети в своем кругу никогда не делятся по национальному признаку. Но они очень четко ощущают социальное неравенство. В нашей школе учатся татары, чеченцы, узбеки, украинцы, и все они нормально относятся друг к другу, а вот есть определенная неприязнь бедных к обеспеченным.

Ольга КАЧИНА, учитель лицея № 25, г. Ижевск:

- Действительно, теория без практики - пустое занятие. Можно сколько угодно говорить красивые слова о толерантности, терпимости друг к другу, к иным, непохожим людям, но не достичь цели. Мы живем в Воткинске, родине нашего великого русского композитора Чайковского. Но наш город известен и в другом. Здесь выпускали ракеты средней дальности. После подписания договора по СВ-2 к нам приехали американцы. Мы с ними сидели вместе за столом, пели русские песни. Познакомились ближе, и образ врага ушел, мы стали понятнее друг другу.

Мы должны воспитывать гражданина мира, и все это делать на основе толерантности. Мне кажется, что в этом очень помогают наши олимпиады, сама подготовка к ним, затем участие, конференции, общение. Вы меняете нас, а мы влияем на наших детей и наших коллег.

Зинаида МУРИНА, учитель Пугачевской школы, Удмуртия:

- Я из маленького поселка в Удмуртии. Когда впервые приехала в столицу на олимпиаду, то меня вы встретили толерантно. И мы здесь действительно учимся толерантности. Но вот в школе ребята не всегда терпимо относятся к слабым, незащищенным. Приехала к нам учиться девочка из Чечни. Она отличница. Претендовала на золотую медаль. Однако ребята встретили ее довольно враждебно. Пришлось с ними беседовать и со всеми, и индивидуально. Провести игру «Изгои». И постепенно отношения с новенькой в классе наладились. Девочка из Чечни получила золотую медаль. Дети искренне поздравили ее.

Наталья БЫКАНОВА, учитель школы № 4, г. Орел:

- Я не согласна с таким мнением, что нельзя воспитать толерантность, пока не улучшится социальная и экономическая стороны жизни. Мы сегодня, сейчас должны формировать у детей толерантное отношение ко всем людям без исключения. Мы в своей школе проводим уроки по толерантности, но вот пришел один проверяющий и сказал: не надо эту проблему включать в учебный план. У нас немало и учителей, которые тоже считают, что это нашим детям не нужно.

Люция ЛИТВИНЦЕВА, учитель гимназии № 7, г. Красноярск:

- Мне кажется, что тема толерантности уже внесена в стандарты по обществознанию, поэтому сегодня уже можно составлять тематическое планирование. В школах Красноярска ей уже уделяют внимание. У нас есть лагерь, который называется «Я - гражданин». В течение смены подростки готовят социальные проекты. Несколько групп выбрали проблему толерантности. Одна девочка разработала проект «Создание корпуса миротворца». Радует, что дети думают об этом, их волнует эта тема. Но все начинается с нас, учителей, мы сами должны показывать примеры терпимости. Мы живем в мире, где многое зависит от сотрудничества и согласия.

Елена ШИТИКОВА, учитель, г. Североморск:

- У наших детей трудно формировать толерантное сознание. В российских школах часто изолируют детей-инвалидов от остальных, и обычные ребята не знают, как себя вести с ними. Классы коррекции делают изгоями детей с замедленным развитием, остальные ученики пренебрегают ими. Они не постигают всех тонкостей общения с иными детьми.

В этом году мои ученики готовили совместный проект с голландцами «Человек - общество». Когда мы вместе с ними побывали в обычном классе в Голландии, то они испытали настоящий шок, потому что в обычном классе учились инвалиды, и с ними здоровые ученики обращались как с равными. Они увидели также, какие условия созданы для этих больных ребят, и поняли, что в этой стране думают, заботятся о каждом, каким бы он ни был. У нас нет ничего подобного.

Думаю, что никакие уроки не воспитают истинной терпимости, если этой же проблемой не заниматься в социальных проектах. Когда мы решили с ребятами провести исследование, как живут самые пожилые и самые маленькие, ребята после проведения этой работы, сказали: нам стыдно стало плохо учиться, если плохо живется старым, больным и маленьким детям. Это хорошо, что они увидели правду жизни. Они так учатся понимать других, сочувствовать им, школа не должна быть отгорожена от реальной действительности.

Татьяна СЕППЯНЕН, учитель Пряжинской школы, Карелия:

- Я работаю в сельской школе и одновременно в органах местного самоуправления. Главное различие наших детей состоит в материальном достатке: есть очень бедные и очень обеспеченные. Мы многое делаем, чтобы эти различия не разъединяли ребят. Помогаем детям из бедных семей получить бесплатные учебники, еще в чем-то, чтобы они не ощущали себя обделенными.

Вера БЕЗЗУБКО, учитель, Еврейская автономная область:

- Конечно, нужно начинать воспитывать толерантность прежде всего у нас, учителей. Мне лично удалось учиться на соросовских курсах, после них я совершенно изменилась. Раньше была закомплексованным человеком, не очень коммуникабельным. Стала лучше понимать других, видеть их проблемы, охотно общаться со всеми, находить взаимопонимание. Да и с детьми теперь общаюсь по-другому, они это чувствуют и в свою очередь относятся с доверием, становятся более открытыми.

Владимир САМОДЕЛКИН, учитель школы имени А.Я.Опарина, г. Киров:

- На мой взгляд, здесь в поселке Московский самое толерантное место. Потом идет наша школа. Я согласен, что наши люди, возвращаясь из-за границы, испытывают шок. После возвращения из США я вдруг заметил, что губернатор с мэром при общении друг с другом часто используют нецензурные слова, на что раньше не обращал внимания. После поездки за рубеж мы лучше начинаем понимать себя, отчетливее видеть свои недостатки, у нас рождается желание исправлять их.

Ирина БИНЕВСКАЯ, учитель лицея № 4, г. Воронеж:

- Нам прежде всего необходимо выяснить, кто мы такие и чем отличаемся от людей из других стран. Мы не сможем друг друга понять, пока не поймем, кто же мы сами?

Татьяна СЫРОМОЛОТОВА, учитель гимназии № 86, Нижний Тагил:

- В последнее время в школах часто проводят дебаты. В них можно увидеть конфликт, а можно увидеть попытку найти близкое к той и другой точке зрения, приемлемое для людей с противоположными позициями решение. Подобные занятия в своей школе мы проводим вместе с психологами и родителями.

В настоящее время разрабатываем проект «Семья XXI века», «Школа XXI века». Ребята предлагают разные пути, как можно прожить вместе без конфликтов. У нас дети выступали в роли учителей, а мы были учениками. Те и другие писали обращения, в которых были предложения, рекомендации, как нам жить вместе. Потом составили большой проект.

Марина ШКРОБОВА, директор программы по работе с волонтерами МООДиМ «Новая цивилизация»:

- К сожалению, у нас отсутствует опыт толерантного отношения на уровне сознания. Мы ищем формы, благодаря которым могли бы приобрести этот навык. Нам надо пожить в условиях толерантных отношений. Ребятам следует объяснять, что далеко не всегда в реальной жизни можно встретить толерантные отношения и как можно этому противостоять. Однажды я в своем классе провела опрос, как вы проведете вечер дома со своими друзьями, если папе нужно поработать, маме отдохнуть, старшему брату заниматься. Большинство детей предложили одно и то же: «купим родителям билет в кино или в театр, чтобы они не присутствовали на моей встрече с друзьями». Родители, узнав об этом, удивились, что их не захотели пригласить пообщаться с друзьями ребенка. Утрачивается связь поколений.

Наталья БОЛОТНИКОВА, учитель школы № 22, г. Псков:

- Нам надо объединить усилия школы и учреждений дополнительного образования, а также с общественными организациями. Мои дети взяли интервью у своих бабушек и дедушек, как они воспринимают современную жизнь, какие у них трудности. Потом попросила их ответить на вопрос: что ты делаешь для улучшения их жизни.

На вопрос, нужны ли специальные учебники по толерантности, я отвечу так: нет, не нужны. Эти темы следует включить в курс «Граждановедение». Начинать воспитывать детей в духе толерантности нужно еще в начальных классах. Какой комплекс дисциплин позволит выстроить эту цепочку? Это учебные пособия Корольковой, затем Никитина, в 10-11-м классах - блок «экономика-правоведение», социальные проекты.

Галина БОНДАРЕВА, учитель гимназии № 26, Татарстан:

- Мне близка мысль Евгения Ямбурга о том, что терпимость была всегда свойственна русскому народу. Однако мы приучились создавать образ врага. От этого надо уходить. Для воспитания толерантного сознания лучше всего использовать местный материал, примеры из нашей жизни.

Анжелика ПОЛУШИНА:

- Хочу развеять некоторую идеалистическую картину толерантности. Это то пространство, которое нами не заполнено. Почти у каждого российского человека есть образ врага и образ друга. Нам трудно ломать эти стереотипы. Надо воспитывать человека открытого, лояльного к людям из других стран. Но без государственной поддержки эту проблему не решить.

Алексей ГОРДИН, учитель школы № 128, г. Нижний Новгород:

- Согласен, что должна быть система, целенаправленная политика в воспитании толерантности. В вузе эта проблема стоит еще острее. Студенческая молодежь у нас брошена на произвол судьбы. Здесь есть место для размышления.

Марина ШКРОБОВА:

- Эту проблему действительно надо поднимать на государственном уровне.

Анжелика ПОЛУШИНА:

- Я хотела бы поднять вопрос о детях и сектах, о молодежи и сектах. У нас в Нижнем Новгороде их много. Если бы мы знали, сколько детских душ ими искалечено? В секте молодого человека встречают с вниманием и заботой, что нечасто встречают подростки дома и в школе. Мы спросили десятиклассников, к кому они в первую очередь в трудную минуту обратятся за поддержкой? Ответили так: к учителю - 10 процентов, к религиозным служителям - 18 процентов, к родителям - 15 процентов. Большинство же хотели поделиться своими проблемами с друзьями. Они боятся, что взрослые их не поймут, значит, мы не умеем быть с ними толерантными. Самая сложная аудитория - это мы, учителя.

Марина ШКРОБОВА:

- Мы действительно обречены на толерантность.

Ирина ДИМОВА:

- Такое наше сотрудничество конструктивно. Действительно, у нас что-то меняется, как многие заметили, благодаря олимпиадам. Надо расширять границы общения и контакты, надо брать лучшее у наших зарубежных друзей. Они тоже хотят у нас учиться. У нас есть все возможности помочь нашему обществу стать более толерантным.