Внеклассная работа тесно связана с уроками. На уроках ребята получают задание провести во внеурочное время наблюдения в природе, на учебно-опытном участке и т. д. Результаты своих наблюдений ученики демонстрируют или устно докладывают на уроках. Таким образом, данный вид работы органически включается в содержание многих уроков и оценивается отметками в классном журнале.
Содержание внеклассной работы не ограничивается рамками учебной программы, выходит за ее пределы и определяется в основном интересами учащихся.
На уроках и внеклассных мероприятиях школьники с нарушением интеллекта учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и взаимозависимость природных явлений. Знакомство с разнообразием растительного и животного мира вызывает у детей чувство любви к природе и ответственность за ее сохранность, помогает детям видеть прекрасное в ней, способствует развитию любознательности и повышению интереса к предмету.
Для меня, как педагога, внеклассная работа не продолжение урока, а обогащение учащихся новыми знаниями, навыками и умениями.
Внеклассную работу организую по направлениям:
- индивидуальная работа с отдельными учениками, которые проявляют особый интерес к предмету (фенологические наблюдения на природе и выпуск бюллетеней, оформление рисунков, таблиц, организация фотовыставок);
- групповые внеклассные занятия кружка «Юннат» (практическая и краеведческая работа), экскурсии на природу.
Особое место в моей педагогической деятельности занимает исследовательская работа школьников. Дети сами определяют объекты исследований, которые в дальнейшем становятся «биологической лабораторией» и для познания, и для применения знаний, и для формирования приемов самостоятельной работы. Результаты исследований обрабатываются, оформляются, и учащиеся выступают с докладами на муниципальных конференциях по экологии.
Особое внимание в работе с детьми уделяю развитию любознательности, познавательного интереса, воспитанию любви к природе, потребности в ее защите.
Активно участвовали в акции «Зеленый наряд улицам» - посадили 50 кустарников на стадионе села Барда, ежегодно выращиваем в теплице школы рассаду цветочных и овощных культур и затем реализуем населению. Летом школу не узнать. Красиво цветущие лилии, флоксы, астры, георгины, сальвии и другие декоративные растения привлекают к себе всех окружающих - это заслуга моих учеников.
В детях - все величайшие возможности, поэтому я ориентируюсь именно на них.
Особое место в системе внеклассной работы по биологии занимают предметные недели. Цель предметных недель - создание специальных условий для разнообразия познавательной деятельности и коррекции дальнейшего развития каждого ученика, воспитанника с нарушением интеллекта. Основные задачи - формирование умения применять знания, полученные на уроках, в необычной обстановке, развитие мышления, памяти, речи учащихся, организация сотрудничества при взаимном уважении друг друга участников совместной деятельности, воспитание чувства товарищества, ответственности, поддержка состояния активной заинтересованности в овладении новыми знаниями по биологии.
Формы проведения мероприятий разнообразны: КВН, викторины, игры, такие как «Поле чудес», «Звездный час», «Экологическая мельница», конкурсы, экологический марафон, интеллектуальный аукцион, вечера, например «Животные в сказках», «Бал цветов», «Лес - наше богатство», путешествия, экскурсии.
Для предметных недель материал подбирается с учетом возраста, интересов и потребностей учеников.
«Между Родиной и родным краем существует неразрывная связь, - писал А.С.Барков. - Любовь начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родному краю питает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его - значит полюбить его еще более глубоко».
Изучение родного края, его природы, истории народов, его населяющих, важно для наших детей. Коррекционная школа VIII вида - единственное учебное заведение для большинства из них. По окончании школы они остаются жить и работать в своих населенных пунктах.
Для общего развития, формирования познавательного интереса, расширения кругозора, коррекции недостатков психофизического развития и социальной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта особое значение имеет краеведение. Направления изучения родного края:
Визитная карточка
Герб, флаг, неофициальный гимн - символы Бардымского муниципального района Пермского края, история их создания увлекают детей.
Вместе дружная семья
Изучение населения нашей местности проходит с учетом национальных обычаев и традиций русского и татарского народов.
Удивительное - рядом!
Иногда мы не замечаем, что нас окружает. А ведь совсем рядом много удивительного - уникальные родники, редкие и охраняемые растения, красивые ландшафты.
Изучаем природу родного края
А именно: местные природные условия, природные особенности, водоемы и реки, ландшафты, типичные растения и животные, климат, охраняемые природные объекты.
Сохранить и сберечь
На занятиях происходит знакомство учащихся с конкретными примерами преобразования природы родного края, экологическими проблемами. Учащиеся высказывают свою точку зрения - как можно решить эти проблемы. В процессе обсуждения учитываются все ценные природные объекты и природные памятники - Тулвинский заказник, Бардымская вишневая гора, Сарашевская дубрава.
Совершаем открытия
Краеведение дает возможность выполнять работы исследовательского характера, это очень помогает развитию творческой инициативы учащихся. При этом осуществляются межпредметные связи.
Замечательные люди
В своей работе использую стихи местных поэтов, рисунки художников-земляков. Они с огромной любовью описывают красоту родной земли.



В качестве примера предлагаю сценарий мероприятия «Моя Бардымская земля».
Цели:
- развивать познавательный интерес к изучению родного края;
- систематизировать знания учащихся по географии Бардымского района.

Оборудование: физическая карта Пермского края, контуры Бардымского района, работы учащихся (рисунки, плакаты, кроссворд).
Учащиеся делятся на две группы, придумывают названия и эмблемы групп.

Конкурс 1 (домашнее задание)
Исполнение стихотворений местных поэтов.

Конкурс 2 (домашнее задание)
«Ты мне, я тебе». Команды обмениваются вопросами. Можно задавать по 5 вопросов.

Конкурс 3. «Охраняемые растения»
Каждой команде предлагается собрать на скорость изображения охраняемых растений, разрезанные на части, и рассказать о том растении, которое ей досталось.
Конкурс 4. «Знаешь ли ты карту?»
Команды должны нанести на контурную карту Бардымского района географические объекты (Куземьяровский орешник, деревня Танып, местонахождение нефти, река Барда, Тулвинская возвышенность, река Амзя, Бардымская вишневая гора).
Конкурс 5. «Угадай-ка растения»
Для решения кроссворда (см. рис.) командам отводится определенное время.
Вопросы к кроссворду:
1. Дерево, растущее во дворе школы.
2. Раннецветущее луковичное растение.
3. Русская красавица.
4. Охраняемый вид кустарника в нашем районе.
5. Как надела сто рубах, захрустела на зубах.
6. Сидит красна девица в темнице, а коса на улице.
7. Сижу на тереме, мала,
как мышь,
Красна, как кровь, вкусна,
как мед!
8. В землю - блошкой, из земли - лепешкой.
9. Белая корзиночка -
золотое донце,
В ней лежит росинка
и сверкает солнце.
10. На зеленом шнурочке белые звоночки.
11.  Дерево-долгожитель, охраняемый вид нашего района.

Конкурс 6. «Знаменитые люди района»
Карточка 1. Она была опытным врачом, хирургом, терапевтом. За свой труд награждена орденом Ленина, указом Верховного Совета СССР ей присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. После смерти ее имя присвоено районной больнице.
Карточка 2. «Знамя я закопаю в землю. Если погибнем, наши найдут нас и догадаются, где искать знамя», - сказал он другу. Он Герой Советского Союза.
Карточка 3. Родилась она в деревне Тюндюк Бардымского района. Успешно окончив учебу, устроилась в Альметьевский драматический театр. Она удостоена звания «Лауреат государственной премии Г.Тукая».
Карточка 4. Еще один наш земляк - академик Академии медицинских наук, заслуженный врач, заместитель председателя Российского федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Конкурс 7. «Дальше, дальше, дальше...»
1. Площадь района.
2. Сколько населенных пунктов в районе?
3. Где берет начало река Тулва?
4. С какими районами граничит наш район?
5. Сколько притоков имеет река Тулва?
6. Герой Советского Союза, уроженец села Сараши.
7. Врач, Герой Социалистического Труда.
8. Традиционные занятия народов района.
9. Какие народы составляют большинство населения?
10. В каком году возник район?

​Асия КАЗАНБАЕВА, учитель биологии Бардымской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Пермского края