Физики и лирики
Талантливый человек талантлив во всем. Александр Евгеньевич не только математик от Бога, замечательный педагог и мудрый директор, он ведь еще и автор многих книг, поэт и прозаик, член Союза писателей России. Главное, чему он учит своих учеников, - мыслить нестандартно, быть креативным и видеть то, чего не видят другие. «Скорая педагогическая помощь» - гласит надпись на его кабинете. Он не жалеет времени на общение с учениками и их родителями. Кроме того, свои педагогические взгляды выражает в книгах «Мишкины ладошки», «Хулиганские дроби», «Репетиторство».
- Знаете, я ведь и своих учителей сделал чуть ли не поголовно писателями, - с гордостью говорит директор. - У нас задумана серия книг, я написал «Мамуматематику», мои коллеги «Папуфизику», «Тетушкугеографию», «Бабушкусловесность»...
- А дети пишут?
- А как же, вот Антон Орел (это его псевдоним) написал «Дневник 11-классника».
Оказалось, к литературе здесь вполне профессиональный подход: во-первых, в лицее весьма популярна литературная студия, которую ведет член Союза писателей Константин Рубинский, во-вторых, ребята имеют возможность общаться с известными современными писателями вживую, в гостях у физматлицея были, оказывается, даже Захар Прилепин, Сергей Шаргунов, Павел Басинский, Роман Сенчин. Третий год в лицее реализуется проект «Открытая книга».
- Я хотел бы, чтобы мои дети общались с талантливыми людьми, учились мыслить нестандартно, - поясняет Александр Евгеньевич.
Привычный взгляд на математику как на трудный и скучный предмет после беседы с Александром Евгеньевичем меняется кардинально. Примечательно, что всех учеников, поступающих в лицей, Попов тестирует сам, разумеется, подключая потом и других преподавателей - физики и информатики.
- Я должен убедиться в первую очередь сам, что ребенок умеет думать, - говорит мне Александр Евгеньевич. Кстати, беседуя со мной, Попов параллельно общался с девятиклассником Женей Шлыковым, который пришел вместе со своей мамой записываться в 31-й физматлицей из другой челябинской школы.
- У нас нет начальной школы, чтобы найти талантливых ребят, мы проводим на базе лицея воскресную физико-математическую школу, - рассказывает Александр Евгеньевич. - Это дает нам возможность собрать талантливых детей со всего города. Между прочим, из 507 учеников лицея 75 процентов - мальчишки, - улыбается директор. - Все-таки математика не женская наука.
Вообще-то математика - это лишь язык, без которого невозможно постичь физику, мы не просто изучаем эту науку углубленно, но и ведем серьезную научно-исследовательскую деятельность в различных направлениях физики. Благо материально-техническое оснащение наших лабораторий позволяет это сделать.


В изобретатели - со школьной скамьи
Лаборатория научных исследований и современных технологий поражает своим современным высокоточным оборудованием, оно позволяет выполнять практически любые измерения, в составе лаборатории есть аэродинамический стенд, сканирующий атомно-силовой микроскоп, высокоскоростная видеокамера, высокоточные станки с ЧПУ и 3D-принтером для изготовления установок любой сложности. Научным руководителем лицея является выпускник МФТИ Алексей Владимирович Горшков. Примечательно, что сейчас уже ведутся работы по оформлению патента на изобретения в области физики плазмы.
Заглядываем на урок физики в девятый класс.
- Ребята, не жалеете, что столько времени тратите на математику и физику, тогда как ваши ровесники из других школ гуляют по улицам или играют в компьютерные игры?
- Учиться здесь непросто. Но я так рад, что поступил в лицей, учиться тут так интересно, - искренне признается Никита Рыжов. Никита, как оказалось, не только способный в учебе, но и отличный спортсмен, занимается легкой атлетикой, недавно получил диплом II степени на IV Молодежных спортивных играх стран АТЭС во Владивостоке.
- Конечно, с нашими ребятами работать одно удовольствие, - говорит учитель физики Андрей Владимирович Фокин. - Они мотивированы к учебе, их не надо заставлять учить предмет из-под палки, моя миссия - заинтересовать какой-то научной проблемой, направить ребенка в нужное русло.
- Наверное, секрет успеха лицея в том, что у меня очень много вузовских преподавателей, - включается в разговор директор школы, - они работают по совместительству, приезжают читать отдельные лекции или темы.
То, что с талантливыми детьми должны работать талантливые педагоги, - факт неоспоримый. Средний учитель вряд ли может подготовить одаренного ребенка к состязаниям всероссийского и международного уровней. Лицей же может гордиться своими тремя победами на Международном конкурсе «First step to Nobile prize in physics». Последнюю в 2011 году завоевал нынешний одиннадцатиклассник Иван Маслов. Иван идет на золотую медаль, в будущем собирается поступать в Физтех и заниматься прикладной физикой. Кроме того, на счету лицея 15 побед на финале конкурса «Шаг в будущее».
Как и во многих образовательных заведениях области, в 31-м физматлицее ребята занимаются робототехникой. Однако здесь это иной уровень.
- Мои ученики умеют составлять сложные программы для станков, различных манипуляторов, конструируют андроидных роботов. Они знакомятся также с основами кибернетики и мехатроники, чего практически нет в программах других школ, - с гордостью говорит Александр Евгеньевич. - Кстати, все мои преподаватели информатики в основном пришли из технических вузов, это дает возможность выйти за рамки школьной программы.

Из блога директора школы
Дождь из слов - он тоже дождь, нет зонта - заткни уши. Понятное - потно, ищу непонятное, тем и живу.
...Лицеисты побеждают на различных олимпиадах и конкурсах, участвуют в научно-исследовательских проектах, а главное - интересно и насыщенно проживают каждый день своей школьной жизни. Пусть не все станут великими математиками, но наверняка каждый убедится: математика ум в порядок приводит, помогает быть в жизни успешным, открывает новые горизонты...