Р​обототехника - универсальный инструмент для образования. Вписывается и в дополнительное образование, и во внеурочную деятельность, и в преподавание предметов школьной программы, причем в четком соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для всех возрастов - от дошкольников до профобразования. Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа. Немаловажно, что применение робототехники как инновационной методики на занятиях в обычных школах и в детских садах, учреждениях дополнительного образования обеспечивает равный доступ детей всех социальных слоев к современным образовательным технологиям.
Важным достижением системы образования Челябинской области является то, что внедрение робототехники в деятельность учреждений образования проходит системно, при поддержке руководства как региона в целом, так и руководителей муниципального уровня. Такая поддержка позволяет выстроить четко организованную систему, обеспечивающую преемственность и работающую на важную для современного общества задачу - воспитание будущих инженерных кадров России.
- Челябинск - крупный промышленный центр, учебные заведения здесь обеспечены робототехникой, современными конструкторами различных фирм. Развивается ли робототехника в небольших городах и поселках области?
- У нас в области есть два передовых в этом направлении района - Ашинский и Трехгорный. Специалисты Ашинского муниципалитета одними из первых начали апробацию оборудования. Елена Владимировна Бухмастова и Геннадий Александрович Горшков, специалисты межшкольного методического центра, подхватили идею развития робототехники. Ашинские команды были первыми участниками регионального и всероссийского этапов соревнований в 2007 году. А уже в 2008 году команда школьников из г. Аши под руководством Светланы Георгиевны Шевалдиной стала победителем всероссийских соревнований и приняла участие в международном этапе. Особое внимание уделяется разработке программ и введению в образовательный процесс на факультативных занятиях, модулем при изучении информатики и технологии в начальной школе, в кружковой деятельности. Разработаны и успешно используются дистанционные курсы «Робоазбука», курс для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Активно используется в муниципалитете метод проектов. В ходе работы над проектом школьники изучают материал, не только связанный с информатикой, физикой и робототехникой.
- А что в Трехгорном?
- Город Трехгорный закрытый, градообразующее предприятие - приборостроительный завод, на котором нужны физики, математики, инженеры и конструкторы. Образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить задатки учащихся и развивать их в этом направлении.
Образовательные конструкторы закуплены во все образовательные учреждения города. Обучение специалистов межшкольного методического центра (ММЦ) на курсах в РКЦ и последующее обучение учителей информатики в ММЦ зимой 2007-2008 учебного года дало свои плоды: удачно первый раз проведен муниципальный этап международных состязаний роботов, участие в региональном этапе принесло третье место.
Визитная карточка робототехники в Трехгорном - ежегодный робототехнический фестиваль, проводимый 1 июня в рамках празднования Дня защиты детей. Финансирование в 2012 году выделено Росатомом. Привлечены дети и педагоги из городов ЗАТО.
- Владислав Николаевич, вы говорите о том, что наиболее эффективным, на ваш взгляд, является организация работы с образовательной робототехникой в системе, с обязательным соблюдением принципа преемственности в образовании. Как в Челябинской области удается это реализовать?
- Действительно, одной из важных особенностей нашей работы с образовательной робототехникой является создание непрерывной системы - робототехника должна работать на развитие технического творчества, воспитание будущего инженера начиная с детского сада и до момента получения профессии и даже выхода на производство.
Мы достигаем этого, выстроив работу следующим образом:
- в дошкольном учреждении наши ребята знакомятся с конструкторами «Первые конструкции», «Первые механизмы», с помощью которых впервые знакомятся с основными принципами конструирования, программирования, создают свои первые модели, конструкции. Впервые из рук ребенка выходит продукт, способный реально выполнить задуманные действия, решить поставленные задачи. Мы закладываем первые крупицы технического мышления;
- в школе ребята занимаются в кружках, на факультативах, посещают объединения на базе учреждений дополнительного образования. Формы работы могут быть разнообразными: общеразвивающие кружки для ребят начального и среднего звена; проектно-исследовательские кружки для старшеклассников, включение исследований на базе образовательных конструкторов в деятельность научного общества учащихся и многое другое.
И здесь организация кружков по робототехнике позволяет решить целый спектр задач, в том числе привлечение детей группы риска, создание условий для самовыражения подростка, создание для всех детей ситуации успеха, ведь робототехника - это еще и способ организации досуга детей и подростков с использованием современных информационных технологий.
Кроме того, благодаря использованию образовательных конструкторов мы можем выявить одаренных детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач;
- подходя к моменту перехода на ступень профессионального образования, школьник благодаря образовательной робототехнике, как правило, уже сделал свой профессиональный выбор. Встраивание робототехники в образовательный процесс в учреждениях профессионального образования, будь то учреждение НПО, СПО, вуз, помогает подростку не просто развивать в себе технические наклонности, происходит понимание сути выбранной профессии. Робототехника позволяет реализовать уже профессиональные знания через моделирование, конструирование и программирование. Главная наша цель на этапе встраивания робототехники на ступени профессионального образования - обеспечить взаимодействие образования, науки и производства.
- Расскажите об особенностях использования робототехники в дополнительном образовании и преподавании учебных предметов.
- У образовательных конструкторов есть ряд особенностей, помогающих делать образовательный процесс намного интереснее и доступнее.
Я бы отметил их универсальность: возможность использования в начальном, основном общем и среднем (полном) общем образовании, в области начального профессионального образования, а также специального (коррекционного) обучения.
Кроме того, важной особенностью образовательных конструкторов является их межпредметность: использование на предметах естественно-научного цикла (физика, информатика), гуманитарного (история) и нетрадиционность подходов к развитию ребенка: конструкторы развивают и творческие, и исследовательские, и технические возможности ребенка, позволяют применять нешаблонные способы деятельности детей. Проектно-ориентированная работа с конструктором позволяет организовать факультативное, домашнее и дистанционное обучение конструированию и программированию.
Обучение с использованием робототехники интереснее, разностороннее, эффективнее.
Еще Конфуций говорил: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». Это наиболее применимо именно к использованию робототехники в преподавании предметов школьной программы.
- Владислав Николаевич, вписывается ли применение образовательных конструкторов в новые стандарты?
- Да, и очень точно, ведь важнейшей отличительной особенностью новых стандартов является их ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода.
Нами накоплен богатый опыт встраивания образовательной робототехники в образовательный процесс. А сейчас мы планируем открыть на территории области центры образовательной робототехники на базе образовательных учреждений. Основная идея Центра робототехники - организация образовательного процесса с использованием робототехники на всех ступенях школы - от начальных классов до выпускных: в преподавании предметов «Окружающий мир» и «Информатика» в начальном общем образовании; в преподавании физики, технологии, информатики на ступени основного и среднего (полного) общего образования; во внеурочной деятельности: дополнительное образование (кружки), 10 часов дополнительных занятий в рамках ФГОС второго поколения. Перспектива работы данных центров - деятельность в статусе стажировочной площадки по развитию робототехники.
- Особое направление робототехники, о котором мы много слышали в Челябинской области, - соревнования. К ним тщательно готовятся, их с нетерпением ждут.
- Соревнования по робототехнике - это действительно отдельная область. Они отличаются от других по нескольким параметрам:
    Зрелищность: ребенок видит положительную работу своих сверстников, передовые инженерно-технические достижения, новые решения в области робототехники.
    Состязательность: позволяет выявить наиболее подготовленную команду, способную оперативно решить поставленную тренером (организатором) задачу.
    Азартность: стремление детей к лидерству, опережению своих сверстников, быстрому и бескомпромиссному решению поставленной задачи как нельзя лучше проявляется во время соревнований по робототехнике.
    Инженерно-техническая направленность: служит блестящей возможностью ребенку проявить свои знания в области инженерно-технической мысли путем быстрого (мобильного) создания конструкторов с использованием простых и сложных инженерных механизмов и технических решений.
На сегодняшний день проведено 6 региональных туров соревнований, 5 раз во всех муниципалитетах прошли муниципальные туры, 6 раз сборная команда Челябинской области приняла участие во всероссийском туре, 5 раз сборная команда области входила в состав сборной команды России на международном этапе. Количество команд - участниц соревнований регионального уровня выросло с 10 в 2007 году до 167 в 2012-м. Результаты участия во всероссийском и международном этапах подтверждают качественность и системность работы в направлении развития образовательной робототехники в Челябинской области: на протяжении 5 лет команды Челябинской области привозят с регионального этапа соревнований большое количество наград, в 2012 году их было 10, четыре из них золотые.
На счету челябинских школьников «серебро», завоеванное на международных соревнованиях в Японии, шестые места в мире на соревнованиях в Корее, на Филиппинах, ОАЭ (Абу-Даби). Впереди нас ждет международный этап 2012 года, который пройдет в ноябре в Куалу-Лумпур (Малайзия), где выступят 10 команд Челябинской области в составе сборной России.
- Владислав Николаевич, Челябинской областью накоплен, как я вижу, богатейший опыт по использованию образовательных конструкторов. Как давно здесь этим занимаются?
- Робототехникой в Челябинской области начали заниматься в 2007 году. На первом этапе, разумеется, необходимо было обучить педагогов работать с новым оборудованием. Были разработаны разнообразные программы повышения квалификации, в том числе модульные, модульно-накопительные, дистанционные. За время работы нашего центра мы обучили более 8000 педагогов, которые сейчас работают с 6 тысячами ребят. Кроме того, специалистами РКЦ разработан и успешно реализован открытый и прозрачный механизм системы соревнований и мероприятий по подготовке к ним. Кроме того, мы проводим ежегодные семинары, мастер-классы, учебно-тренировочные соборы по подготовке к соревнованиям различного уровня.
Мы руководим сообществом педагогов-робототехников в регионе, являемся его центром, ведем сайт. Активно работаем и с другими регионами РФ.
- Скажите, такое широкое использование робототехники на уроках и во внеурочной деятельности дает какие-то положительные результаты? К примеру, сказывается на профессиональном выборе ребят?
- Безусловно, результативность использования робототехники в регионе подтверждена исследованием результатов профессионального самоопределения ребят, занимавшихся робототехникой, - 86% детей выбирают технические специальности. И это, по нашему мнению, очень неплохой результат.
- И последний вопрос. Мы знаем, что ваш центр активно работает по распространению своего опыта по образовательной робототехнике на всей территории России.
- Действительно, накопленный нами опыт мы с удовольствием транслируем во все регионы РФ. РКЦ - центр развития образовательной робототехники в регионе с выходом на всю Россию.
Разработана и апробирована система работы с каждым регионом:
- обучаем педагогов работе с робототехническим оборудованием в очном, дистанционном, очно-дистанционном режимах;
- помогаем составлять образовательные программы и открывать кружки по робототехнике;
- ведем активную научно-методическую работу: проводим семинары, конференции, мастер-классы разрабатываем, апробируем и внедряем методики встраивания робототехники в образовательный процесс, издаем методическую литературу. Мы разработали методики и модели встраивания робототехники в образовательный процесс. Уже вышло в печать 4 пособия, готовятся к выходу до конца 2012 года еще 16 методических пособий;
- вовлекаем педагогов и тренеров в общение в рамках сетевого сообщества по робототехнике;
- организуем сами и помогаем организовывать и проводить различные соревнования;
- активно ведем интернет-консультирование педагогов и тренеров;
- помогаем презентовать успехи в развитии направления на уровне региона и Федерации;
- проводим мониторинг развития.
Сейчас мы очень плодотворно работаем с многими регионами России. Приходите к нам, мы открыты для общения и совместной работы.