В этой школе все необычно - маленькие кабинеты, зрительные тренажеры на стенах, крупная наглядность и толстые книги, в которых вместо букв рельефно-точечный шрифт.
- Мы работаем в тесном содружестве с медиками, - рассказывает директор школы Тамара Николаевна Телелюева, - нам помогают специалисты службы сопровождения - офтальмолог, педиатр, психологи, ортоптисты, логопеды, массажисты. В школе есть оборудованные всеми современными техническими средствами офтальмологический, процедурный и массажный кабинеты, есть зал ритмики и ЛФК. Сложность в том, что некоторые наши ребята помимо проблем со зрением имеют и другие отклонения в здоровье - задержку психического развития, умственную отсталость. У 78 процентов детей инвалидность по зрению, есть и абсолютно незрячие. Контингент школы непростой, из 160 детей 27 из многодетных семей, 38 - из малообеспеченных и неполных.
По нормативу слабовидящих детей в классе должно быть не более 12 человек, незрячих - 8, а если есть еще и другие нарушения - только пять. По сути, здесь индивидуально работают с каждым ребенком, пытаются поддержать его, уловить настроение и подбодрить. И незрячие малыши откликаются на любовь и внимание взрослых, тянутся к ним всей душой.
Шестиклассника Владислава Саунина, улыбчивого, с прекрасным голосом и слухом, любят все. Мы знакомимся с ним на уроке русского языка. Влад старательно выбивает в своей тетради при помощи специального приспособления точечки - это шрифт Брайля, которым ребенок уже полностью владеет. Владислав коммуникабелен и общителен. Сразу же вступает с нами в разговор, хотя можно представить, как это сложно сделать ребенку, если он не видит собеседника.
- Владислав - наша звездочка, необычайно одаренный ребенок, - с гордостью говорит Тамара Николаевна. - И он такой не один, наша выпускница Женя Слинкина сейчас успешно учится в педагогическом университете, а восьмиклассник Кирилл Романов пишет рассказы на экологические темы. Кстати, именно с Кириллом произошло настоящее чудо, он стал лучше видеть.
- К слову сказать, у нас нет ни одного случая, когда зрение ухудшилось в стенах школы, - продолжает разговор директор, - мы тесно сотрудничаем с офтальмологическими центрами Челябинска, Екатеринбурга и Уфы; если есть надобность, отправляем своих детей туда на консультацию. Кстати, в учебный и воспитательный процесс активно внедряются здоровьесберегающие технологии - ребята делают на уроках утреннюю гимнастику, у них есть динамические перемены и лечебная физкультура.
Конечно, основополагающий фактор обучения в этой школе - коррекционная направленность образовательного процесса. Педагоги используют на уроках особые средства наглядности, тифлооборудование, нестандартный дидактический материал.
Особое внимание уделяется здесь коррекционным курсам - ориентировки в пространстве, ребята осваивают социально-бытовую ориентировку, занимаются ритмикой. Им помогают развивать мимику и пантомимику, зрительное восприятие. По некоторым курсам созданы авторские программы, которые прошли апробацию и получили положительные отзывы по результатам диагностики.
Любимое место у ребят в 127-й школе - библиотека, во-первых, здесь созданы комфортные условия как для малышей, так и для подростков, младшеклассники могут поиграть на коврике, книги для них особенные - с объемной наглядностью, для старшеклассников - говорящие книги - им куда проще послушать «Войну и мир», чем прочитать, учебники здесь есть как со шрифтом Брайля, так и записанные на флеш-картах. Есть и специальные издания для слабовидящих, с крупным шрифтом. Заведующая библиотекой Елена Александровна Митрохова настоящий энтузиаст своего дела, она ведет кружок по поисковой работе, уже издан сборник поисковых работ школьников, а также их стихи и рассказы.
- Мы стараемся, чтобы дети наиболее полно раскрылись в стенах школы, смогли реализовать все свои таланты, - говорит директор школы, - они участвуют в спартакиадах, в международной выставке «Равные возможности», конкурсе социальных проектов «Подарю тебе мир» и других.
Особое место здесь уделяют профориентационной работе. Так, здесь организована предпрофильная подготовка по курсу «Обучение массажу» (9-12-е классы). В учебный план введена дисциплина «Экономика», для того чтобы выпускники школы успешно адаптировались в различных сферах трудовой и образовательной жизни.
- Мы можем быть спокойны за своих ребят, - говорит Тамара Николаевна, - все они нашли свое место в жизни, у кого-то свое дело, кто-то пошел работать или продолжает учиться.
...В этой школе ощущаешь особую теплоту и внимание к каждому ребенку, здесь нет равнодушных учителей, и потому дети, даже не видя лиц своих воспитателей, знают - это близкие для них люди...