- Предложенная дорожная карта иллюстрирует алгоритм деятельности органов управления образованием Челябинской области по решению одной из важнейших социальных задач современной России: обеспечение доступности качественного дошкольного образования. Создавая его, мы опирались на несколько важнейших, на наш взгляд, принципов:
- полноценное дошкольное образование возможно лишь в полноценных условиях. Этот принцип стал уже аксиомой для средней и высшей школы, но в дошкольной сфере периодически подвергается сомнению теми, кто заменяет дошкольное образование компенсациями и/или суррогатными (иногда их еще называют альтернативными) формами образования дошкольника.
Традиционные способы решения этой задачи заводят нас в тупик. Обеспечение детей качественным дошкольным образованием лежит не в плоскости поиска альтернативных форм образования, а в плоскости альтернативных способов развития традиционных форм. В первую очередь малозатратных;
- обеспечение доступности дошкольного образования - комплексная проблема, требующая финансовых, материальных, временных и других ресурсов. Одним из наиболее дефицитных ресурсов в условиях роста сети дошкольных организаций и сокращения количества населения работоспособного возраста в Российской Федерации представляется кадровый. Недостаток кадров необходимо компенсировать повышением качества работы специалистов дошкольного образования.
Эти и ряд других принципов, заложенных в основу образовательной политики Челябинской области, доказали свою жизнеспособность. За последнее десятилетие, следуя отраженному в дорожной карте алгоритму, правительство Челябинской области смогло значительно продвинуться в решении задачи обеспечения южноуральских детей качественным дошкольным образованием. Наработанный опыт, на наш взгляд, в недалекой перспективе позволит полностью снять проблему дефицита мест для детей дошкольного возраста в детских садах.
- Скажите, это значит, что, скажем, группы кратковременного пребывания, частные дошкольные учреждения, группы семейного типа неперспективны?
- Речь не о перспективе, а об объективных ограничителях развития. Группы кратковременного пребывания пользуются спросом у небольшого количества семей, тех, где мама не работает, подавляющее большинство женщин все-таки по достижении ребенком 3 лет, а то и раньше выходят на работу с 8-часовым графиком. Частные детские сады явно не всем по карману, в группах семейного типа затраты на содержание детей намного больше, чем в обычном ДОУ.
В то же время хочу особо подчеркнуть, что в области нет игнорируемых направлений развития системы. Мы готовы развивать любые формы, если они пользуются спросом у населения и идут на пользу детям.
- Елена Сергеевна, я знаю, что в Челябинской области в каждой седьмой школе открыты дошкольные отделения. А что если со временем будет нехватка мест в школах, а количество дошколят снизится, вы делали какие-то прогнозы в связи с этим?
- Безусловно, по среднему варианту демографического прогноза территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области с 2011 года рождаемость начнет снижаться (как в целом по РФ, так и по Челябинской области). Однако рост численности детей 1-6 лет будет продолжаться до 2015 года, когда разница этой численности по сравнению с 2009 годом составит 39,5 тысячи человек. И только начиная с 2016 года численность дошкольников начнет постепенно снижаться, все это позволяет прогнозировать дефицит мест в дошкольных учреждениях еще на ближайшие 15 лет. Поэтому продолжают оставаться актуальными проблемы оптимизации и рационального использования сети детских садов, организации дошкольных отделений и групп на базе общеобразовательных школ. С учетом движения демографической волны определенная часть сети образовательных учреждений должна потенциально предполагать изменчивость, чтобы в дальнейшем можно было быстро и с минимальными затратами трансформировать дошкольные группы в классы для начальной школы и наоборот.
- Какова сегодня ситуация с обеспеченностью местами в ДОУ и качеством услуг, предоставляемых в детских садах?
- Показатели доступности дошкольного образования у нас одни из лучших. Охват детей 1-7 лет дошкольным образованием составляет 81,6%. При этом в 30% муниципальных образований области очередей в детские сады вообще нет. В пяти из них охват детей 1-7 лет дошкольным образованием составляет 91-98%. В 40% территорий время ожидания места в детском саду составляет год-полтора. Но в самых проблемных муниципальных образованиях, которых примерно 30%, время ожидания в общей очереди составляет 2-3 года, в льготной очереди - 1-1,5 года от момента рождения. Основные силы и средства на открытие дополнительных мест сейчас будут направляться в первую очередь в эти проблемные территории.
- Есть ли дефицит кадров в ДОУ Челябинской области?
- Ситуация с кадрами примерно такая же, как и в других регионах Российской Федерации. Даже в условиях безработицы в городах с развитым рынком труда сохраняется большое число вакансий в детских садах, отмечается текучесть кадров. В 2011 году за счет средств областного бюджета фонды оплаты труда муниципальных дошкольных учреждений были увеличены на 38%. В настоящее время идет подготовка документов, предусматривающих увеличение средней заработной платы педагогов детских садов до средней заработной платы работников школ.
- Я знаю, что в Челябинской области создана стажировочная площадка по работе системы ДОУ. Расскажите о ней подробнее.
- В 2011 году в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы в Челябинской области начала свою работу федеральная стажировочная площадка, которая предусматривает повышение квалификации управленческих кадров системы дошкольного образования, внедрение во всех муниципалитетах моделей дошкольного образования, обеспечивающих его доступность для всех нуждающихся.
Стажировки проводятся для организаторов системы дошкольного образования муниципального и регионального уровней с целью передачи опыта управления развитием системы дошкольного образования, накопленного в Челябинской области. А поделиться у нас есть чем.
Подготовкой и повышением квалификации кадров для системы дошкольного образования занимаются четыре педагогических колледжа, институт повышения квалификации и два высших учебных заведения, в составе которых функционируют 2 факультета дошкольного образования, 7 кафедр (в т. ч. 2 кафедры управления дошкольным образованием), обеспечивающих подготовку бакалавров, специалистов, магистров (по направлению «менеджмент в дошкольном образовании»), а также подготовку научных кадров, проходящих защиту в докторском совете по научной специальности 13.00.02. «теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование)».
Работа стажировочной площадки организована в Челябинском институте повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО). В этом году в ЧИППКРО открылся факультет дошкольного образования, в составе которого функционируют две кафедры: теории и методики дошкольного образования и управления развитием дошкольного образования. В преподавательском составе факультета 15 кандидатов педагогических наук.
Стажеры знакомятся с опытом работы лучших челябинских детских садов, разнообразными способами создания дополнительных мест в системе дошкольного образования. Особый интерес представляют региональные научно-технические и методические разработки. Такие, как, например, «Система лучистого отопления», которая позволяет снизить затраты ДОУ на отопление, или «Процедура и инструментарий оценки уровня профессиональной компетентности педагогов в рамках аттестации», «Новые нормы питания: 10-дневное меню и технологические карты», «Электронный модуль образовательной программы детского сада», «Электронная очередь» и некоторые другие.
В условиях роста численности детей дошкольного возраста, на фоне экономического кризиса и жестких бюджетных ограничений сокращение дефицита мест в детских садах является сложной управленческой задачей, требующей нестандартных решений. Думается, что опыт, накопленный в Челябинской области, тоже внесет свой вклад в развитие системы дошкольного образования России.
- Каковы планы на будущее?
- Необходимо продолжить решение проблем эффективности расходования бюджетных средств, увеличивать внебюджетные доходы системы ДОУ. В качестве перспективных комплексных решений этих проблем предлагаются такие меры, как перевод ДОУ в автономные образовательные учреждения, переход на нормативно-подушевой механизм финансирования услуг дошкольного образования.