- Дефицит кадров большой?
- Я бы сказал, что он незначительный. Статистика утверждает, что обеспеченность кадрами в системе общего образования - 93,4%. Ниже всего в учреждениях дополнительного образования детей - 90%. Самый высокий уровень в специальном коррекционном образовании - 95,1%.
- Это реальная картина?
- На самом деле вакансий больше, чем дает статистика, так как педагоги, как правило, работают более чем на одну ставку. Кроме того, многие специалисты, особенно в городской местности и в учреждениях дополнительного образования, трудятся на условиях совмещения или совместительства.
- Проводили ли вы уже аттестацию на соответствие учителей занимаемой должности?
- В прошлом учебном году по всем должностям мы аттестовали 6553 педагогических работника, в том числе на высшую квалификационную категорию - 3160, на первую - 3393. В целом показатели свидетельствуют о достаточно высоком квалификационном уровне кадров: 27,8% педагогического персонала имеют высшую категорию, 37,5% - первую. Но аттестация на соответствие занимаемой должности в прошлом учебном году не проводилась, начали мы ее с сентября. Чтобы снять лишние организационные и психологические трудности для педагога, эта процедура будет проводиться дистанционно, без выезда в областной центр. На сайтах двух наших институтов дополнительного профессионального образования опубликованы демоверсии, которые можно использовать при подготовке к процедуре аттестации на соответствие занимаемой должности: ознакомиться с инструкцией по прохождению аттестации и вопросами для проверки, пройти пробное тестирование.
- Александр Игоревич, учреждения педагогического профобразования выпускают специалистов меньше, чем их требуется. Но это еще полбеды. Настоящая беда заключается в том, что до места работы по специальности доходят только единицы. Как с этим бороться?
- Молодежь в систему образования действительно идет не теми темпами, какими бы нам хотелось. Но не только и не столько потому, что в нашей отрасли низкая зарплата. В Челябинской области работает около 50 тысяч педагогов только в школах и детских садах, не считая педагогов системы дополнительного и профессионального образования. Из всех профессиональных образовательных учреждений с очного отделения выпускается в год чуть более тысячи специалистов с высшим или средним педагогическим образованием. Нетрудно подсчитать, что даже если бы все из них приходили работать в образовательные учреждения, то это позволило бы обновить состав работающих педагогических кадров области лишь через пятьдесят лет.
Системе образования не следует ждать в ближайшие годы массового притока молодых квалифицированных специалистов. Их просто физически нет! Кстати сказать, это проблема не только сферы образования - практически все отрасли экономики испытывают определенный кадровый голод. Однако такой вывод не должен и не может быть итоговым. Выход из такой ситуации нам видится в интенсивном повышении квалификации и переподготовке тех специалистов, которые уже сейчас трудятся в сфере образования. Предложение Челябинского педагогического университета о двойном бакалавриате - это шаг в сторону универсализации педагогов. Мы обязаны в достаточно короткие сроки настолько интенсифицировать педагогический труд, насколько нам это позволяют делать современные образовательные и управленческие технологии, применяемые в мировой практике. Развитие техники, сетевого, в том числе электронного, взаимодействия позволяет по-новому взглянуть на окружающую нас среду с точки зрения ее образовательного потенциала.
- Бесспорно, что размер заработной платы - один из наиболее значимых стимулов.
- Вы правы. К январю 2012 года все образовательные учреждения области перешли на новую систему оплаты труда. Увеличение фондов оплаты труда только за год составило: в системе общего образования - 22%, в дошкольном образовании - 36%, в дополнительном и профессиональном - 13%. Повышение фондов оплаты труда даже на несколько процентных пунктов крайне затратная для бюджета мера ввиду многочисленности педагогического персонала. Но правительство области стремится выполнить взятые обязательства и решить задачи, поставленные президентом. Дополнительные затраты областного бюджета на эти цели составят в 2012 году 700 млн руб., в 2013-м - более 3,5 млрд рублей.
- Александр Игоревич, чего греха таить, не все довольны переходом на новую систему оплаты труда. Люди часто жалуются и местным руководителям, и президенту, и нам в газету...
- А почему жалуются? Потому что не всегда людям доступна информация, что происходит на самом деле. Некоторые педагоги жалуются на непрозрачность и необъективность распределения стимулирующей части заработной платы. А ведь переход на новую систему оплаты труда предполагает, что механизмы ее установления будут носить демократичный характер, что перечень показателей и критериев оценки труда будет понятен каждому работнику. Руководителям мы рекомендуем принимать решения по изменению базовой ставки, утверждению положений об оплате труда, установлению показателей и критериев оценки качества только после обсуждения с педагогической общественностью и профсоюзами.
- Выпускники педагогических вузов, особенно мужчины, не стремятся в школу еще и потому, что у них практически нет возможности обзавестись собственным жильем.
 - Это одна из серьезных проблем. Но ее тоже можно при желании решать. У нас в области создана группа компаний, которые объединяет фонд содействия ипотечному жилищному кредитованию. Суть программы в выделении работникам бюджетной сферы, в том числе сотрудникам образовательных учреждений, безвозмездной ссуды, равной первоначальному взносу за квартиру по ипотечному кредиту (в среднем 10-20% от стоимости выбранного жилья). В зависимости от суммы и сроков ипотечная ставка держится в рамках 10-11 процентов. Только за первый квартал нынешнего года фонд помог решить жилищную проблему 250 семьям бюджетников.
Кроме того, в муниципалитетах сформированы фонды служебного жилья.
 - Чем еще привлекаете в систему образования кадры?
- Опыт лучших образовательных систем показывает, что первоклассных специалистов можно и нужно привлекать не только высокой зарплатой, доступным жильем, но и условиями, в которых человек может состояться как профессионал. На наш взгляд, значимым стимулом для закрепления специалистов, повышения качественных результатов деятельности является общественная оценка их труда, признание заслуг, публичное представление опыта. Этому способствует и конкурсный отбор учителей на поощрение из средств федерального и областного бюджетов, и участие педагогов в других конкурсах, оценивающих профессиональные компетенции. Так, ежегодно в областном этапе восьми конкурсов профессионального мастерства принимают участие почти 500 педагогов. На организацию конкурсов и денежное поощрение участников из областного бюджета направляется 4,5 млн рублей.
- В первом номере «Учительской газеты», вышедшем ровно 88 лет назад, говорилось, что учитель должен постоянно учиться. По-моему, эта задача была всегда актуальной, а сегодня особенно. Вопрос только в том, как выстроить эффективную систему переподготовки и повышения квалификации.
- В области будет поэтапно апробирована и введена модель, при которой средства на повышение квалификации педагогических кадров будут передаваться через субвенцию непосредственно в учреждения образования. При этом областным учреждениям дополнительного профессионального образования государственное задание на повышение квалификации педагогических работников уменьшится. Это позволит образовательным учреждениям самостоятельно выбирать учреждения или организации для прохождения курсов повышения квалификации. Одновременно будет формироваться банк программ дополнительного профессионального образования и учреждений, имеющих лицензию на их реализацию. К тому же в России сегодня развернута сеть стажировочных площадок, позволяющих достаточно оперативно освоить новые передовые образовательные практики. В Челябинской области с 2011 года открыты стажировочные площадки по модернизации дошкольного, общего, профессионального педагогического образования, еще две стажировочные площадки с 2012 года работают над распространением современных моделей успешной социализации детей с кохлеарной имплантацией и в техносфере дополнительного образования детей.
Надо только не лениться постоянно повышать свой уровень. Не надо ждать обусловленные законом пять лет для прохождения очередных курсов в институте повышения квалификации. Этих курсов сейчас недостаточно. Необходимы стажировки и непрерывное самообразование даже для тех, кто отдал педагогике не одно десятилетие своей жизни. Квалифицированные кадры в нашей ситуации решают всё!
- Учиться постоянно нужно не только учителям, но и управленцам...
- Я бы сказал, что управленцам надо учиться в первую очередь. Потому что, с одной стороны, увеличился объем полномочий и ответственности руководителя, с другой стороны, на смену административным методам приходит управление на основе норм, которые вырабатывают само профессиональное сообщество и другие общественные институты. В новом учебном году мы запланировали обучение резерва руководителей общеобразовательных учреждений по программе «Технологии управления персоналом». На обучение 200 специалистов из средств областного бюджета выделено 4 млн рублей. Предусмотрена также курсовая подготовка резерва руководителей системы дошкольного, общего, дополнительного образования по теме «Государственно-общественное управление образовательным учреждением». От того, как работают управленцы, многое зависит и в работе педагога. Когда у него голова болит не о качестве образования детей, а об условиях, в которых он работает, о размере заработной платы, это никуда не годится. И здесь надо серьезно задуматься директору школы, его заместителям, начальнику муниципального управления образования, что хорошего они могут сделать для педагогов. Мы работаем ради системы, а не система должна работать для нас. Когда такой подход будет культивироваться на местах, мы многого добьемся. И если к начальнику управления пришел директор школы за консультацией, надо забыть о вывесках, на которых написано, что прием только в такие-то часы и по таким-то дням, потому что у директора проблема возникла сейчас и он не может ждать неделю или две. Не мы начальники, а садики, школы, мы для них работаем.
- Ваши коллеги считают, что один из ваших сильных козырей - умение объединять проблемы в поисках эффективного решения. Расскажите, пожалуйста, как и что объединяли.
- Знаете, когда я стал руководителем городского управления образования, то подумал, что можно связать дошкольное образование и переход на нормативное финансирование в школах. Мы предложили руководителям малокомплектных школ размещать на площади учреждения дошкольные группы. Здания школ, как правило, типовые, схемы размещения дошколят - стандартные. В 2005 году ни в одной школе не было дошкольного отделения. Теперь они существуют в каждой 7-й школе региона, в том числе и в сельских.
- Но в селе труднее дошкольников набрать.
- Дети-то и в селе были, но взрослые не всегда адекватно реагировали: как это в школьном здании дошкольников размещать? У нас в Варне есть гимназия имени Карла Орфа, к ним приезжают ребята со всей страны. Учреждение активно развивает контакты с австрийцами, создали общество сторонников этого великого педагога. Контингент учащихся - в основном ребята из близлежащих территорий, не только из Варны, но все равно здание не заполняется полностью. Мы нашли выход - разместили на площадях школы сначала две дошкольные группы, сегодня их уже четыре. Это, кстати, хорошо сказывается и на образовательном процессе. По сути дела, гимназия готовит себе контингент с детского сада. Дети привыкают к педагогам, к режиму дня, к стилю взаимоотношений.
 - Александр Игоревич, я знаю, что когда-то вы стали директором очень непростой школы. Как вы выбирались из сложной ситуации?
 - Мы занялись самоуправлением, и оно помогло сплотить коллектив, создать здоровую атмосферу в школе. Вырос контингент. К нам в школу переходили целыми классами. Из соседней школы, из соседних микрорайонов. Людей привлекала атмосфера. Ведь родители зачастую выбирают школу благодаря сарафанному радио, общаясь между собой. Мы активно вовлекали родителей в жизнь школы, предлагали им принимать конкретные решения. Когда с людьми обсуждаешь темы, касающиеся их детей, а не проблемы директора, это привлекает. Численность школьников у нас доходила до 1850 человек, притом что в соседнем здании такой же школы училось вдвое меньше.
- Говорят, что родители стали сами нести вам деньги...
- Ну не мне, конечно, а на развитие школы. Примеры такие были, и не единичные. Когда процесс самоуправления в школе был налажен, исчезла необходимость вмешиваться во многие вещи. У многих родителей есть время заниматься школьными делами. Надо просто найти таких родителей и задействовать их. Это самое сложное. Мы никогда не просили деньги - не у всех есть такая возможность. Выбирали родительский комитет, совет школы, собирали общешкольные конференции. Всегда рассказывали родителям о бюджете учреждения, о доходах и расходах. Информированные родители сами видят и знают, какие проблемы у школы. И сами звонят, сами предлагают помощь. Например, один из родителей каждый год первого сентября приходил ко мне в кабинет со словами «Александр Игоревич, что в этом году будем делать?».
 Залог эффективной работы - открытость учреждения. Раз в месяц мы с коллегами и ребятами выпускали школьную многотиражную газету, затем было радио, потом школьное телевидение. На мой взгляд, большая школа просто не может жить без собственных СМИ. В газете публиковали всю отчетную информацию, сделали такой тираж, чтобы она попадала в руки каждому родителю.
- Благодаря новым стандартам дополнительное образование стало полноправной частью образовательного процесса. Но все ли так просто?
 - Новые стандарты требуют новых условий: кадровых, материально-технических, финансовых. Помимо обязательных занятий ребенок получит до 10 часов в неделю дополнительной нагрузки - по интеллектуальному, физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому, патриотическому и другим направлениям.
Перед нами стоит задача воспитания личности, которая будет уверенно себя чувствовать в быстро меняющемся мире. И внеурочная деятельность играет в этом не последнюю роль.  Но только в том случае, если нормально выстроены отношения между педагогами дополнительного образования и предметниками. Если нет таких отношений, то обычно предметники ворчат: опять они пошли куда-то петь, а у нас контрольная по математике. Иногда мне кажется, что дополнительное образование более значимо, чем предметное обучение. В секциях, клубах, творческих объединениях дети занимаются по желанию, а значит, здесь они раскрываются больше, чем на уроках.
- Что воспитывает наших детей в школе?
- Воспитывает вся атмосфера учреждения. Среда. Уроки и мероприятия. Школьные стены и школьный двор. Организация питания. Даже школьные туалеты. Стиль общения в коллективе.
- Челябинская область всегда славилась успехами на всероссийских и международных олимпиадах. В этом году вы немножко сдали свои позиции. Почему?
- Мы шесть лет занимали 5-е место по количеству победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, пропуская вперед Москву, Санкт-Петербург, Татарстан и Московскую область. В этом году мы на 7-й позиции рейтинга регионов. Считаем, это результат некоторых наших структурных изменений. На следующий год, думаю, результаты будут лучше. Нигде в стране нет такой массовой интернет-олимпиады, как у нас. Она возникла как городская, за последний год изменила статус на областной. Такое интеллектуальное состязание помогает нам выявить и поддержать одаренных детей из сельских территорий. Сайт олимпиад Челябинской области - olimp74.ru - один из самых популярных среди подростков.
С первого сентября в новом формате начал работать Челябинский областной лицей-интернат по работе с одаренными детьми. Ранее учреждение располагалось в здании детского сада, рассчитанного на 12 групп, сейчас же лицей-интернат получил в свое распоряжение не только учебный корпус, но и отдельно стоящее общежитие. В Челябинский областной лицей-интернат набирают перспективных ребят, окончивших семь классов школы. В образовательном процессе основной акцент делается на лингво-информационном и естественно-научном профиле, что отражается в углубленном изучении иностранных языков, информатики, физики, биологии, химии, экологии, организации опытно-экспериментальной работы в предметных лабораториях и многом другом.
- Вы любите детей?
- Не любишь детей - нечего делать в образовании. Кем бы ты ни был: учителем, директором, министром ...