- В этом году завершается национальный проект «Образование», который длился на протяжении семи лет. Какие результаты он принес?
- Как вы знаете, акцент проекта был сделан на обеспечении доступности качественного образования, поддержке и распространении инновационного опыта, внедрении новых финансово-экономических механизмов. В рамках национального проекта отработана эффективная схема финансирования: субсидии из федерального бюджета дополнялись вложениями областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, что позволило целевым образом направить средства на приоритетные направления развития отрасли. За 7 лет на реализацию национального проекта из бюджетов всех уровней направлено
6,3 млрд рублей. Главный показатель результативности - доля школьников, обучающихся в условиях, отвечающих современным требованиям, составляет на 1 июля 2012 года почти 60%, или в абсолютных цифрах около 200 тысяч школьников.
- Сегодня уже никто не сомневается, что дошкольное образование является фундаментом всей системы образования. Но одно дело не сомневаться, и другое - обеспечить достойное функционирование дошкольного образования. Мест по-прежнему в детских садах не хватает...
- У нас в области разработана программа «Поддержка и развитие дошкольного образования», направленная как раз на расширение доступности дошкольного образования. Надо сказать, что по показателю «охват детей от года до 6 лет дошкольным образованием» область занимает первое место в Уральском федеральном округе и входит в первую десятку лидеров в России. По состоянию на 1 января 2012 г. охват дошкольным образованием детей 3-7 лет  у нас составил 97,6%. Мы поставили себе цель - обеспечить дошкольным образованием всех детей независимо от возраста, снизить время ожидания в очереди до одного - полутора лет. Уже сейчас в трети муниципальных образований области очередей в детские сады вообще нет. В области разработана «дорожная карта» ликвидации дефицита мест в дошкольных учреждениях. В среднесрочных планах при открытии дополнительных мест акцент смещается на новое строительство с использованием экономичных технологий быстровозводимых зданий.
- А что с заработной платой работников дошкольного образования?
- Повысилась. В среднем по области увеличение по сравнению с прошлым учебным годом составило у воспитателей почти 45%, у всех категорий работников детских садов - 43,5%.  Наша задача не просто обеспечить доступность дошкольного образования, но и его качество. Бюджетные средства направляются на внедрение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, проведение областного конкурса «Детский сад года» и «Педагог года в дошкольном образовании», на повышение квалификации и переподготовку кадров. В прошлом году мы вошли в число 16 регионов, прошедших конкурсный отбор Минобрнауки России для организации стажировочной площадки.
- Павел Анатольевич, я не могу не спросить у вас о ЕГЭ. Вы как к нему относитесь?
- Как к хорошему инструменту внешней оценки достижений учащихся. Процедуры независимого оценивания качества образования мы применяем уже более 10 лет. Это международные тестирования, единый государственный экзамен, новая форма государственной итоговой аттестации в 9-х классах. С прошлого года идет апробация независимого оценивания образовательных достижений выпускников начальной школы. Основные результаты итоговой аттестации  опубликованы на сайте регионального министерства. В общем, можно сказать, что выпускники 9-х классов на протяжении последних лет показывают стабильные результаты на итоговой аттестации. Результаты ЕГЭ в 2012 году в целом сопоставимы с результатами прошлых лет. В этом году 55 выпускников получили на экзаменах максимальный результат, среди них выпускник лицея №11 города Челябинска Михаил Вилкин, который трижды получил 100 баллов (русский язык, математика, информатика). Это лучший результат в России.
- Видите ли вы взаимосвязь между высокими баллами на едином экзамене и участием в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах?
- Конечно, как правило, ребята, демонстрирующие высокие результаты на едином экзамене, являются победителями и призерами различных олимпиад. По итогам Всероссийской олимпиады школьников Челябинская область заняла 7-е место в рейтинге регионов, получив 14 дипломов победителей и 39 дипломов призеров. Мы сохранили лидирующие позиции по информатике, математике, физике, химии и физической культуре. Поиск и поддержка перспективных и одаренных детей были и остаются одной из приоритетных задач системы образования Челябинской области. Весной этого года принята региональная концепция, которая содержит подробный анализ сложившейся образовательной практики в организации работы с одаренными  детьми, разработан комплекс мер по ее реализации.
- Мы все больше говорим о знаниевой экономике. Но она вовсе не отменяет рабочие профессии. Наоборот, со временем будет требоваться все больше высококвалифицированных рабочих. Где их взять?
- Знаете, мне тема профтехобразования очень близка. Я и в профтехобразовании поработал, и на металлургическом заводе долго отвечал за подготовку кадров. И программу развития профессионального образования мы написали одними из первых в стране. А когда к этой теме проявили интерес высшие руководители государства, стало ясно, что мы не ошиблись. Мы стали тщательно разбираться с этой проблемой и поняли, что их здесь непочатый край. Начали с кадров. Проанализировав состав руководителей, пришли к выводу, что часть из них должны уйти. Вместе с министром образования и науки Александром Игоревичем Кузнецовым поехали смотреть, как директора защищают свои финансы. Ужасно. Человек, который управляет учреждением, у которого бюджет двадцать миллионов рублей в год, не знает, на что они тратятся, и звонит своему главному бухгалтеру.  У человека может быть сколько угодно заслуг, когда-то заработанных наград, но сейчас система требует новых подходов. Директор уже не может просто бумажки подписывать. Директор должен управлять командой. Вот мы и стали формировать такие управленческие команды. Если не будет таких команд, не будет ничего развиваться. Все равно все решают люди.
- Говорят, что для реанимации этой системы требуются большие средства...
- Да, средства требуются. Расходы на нашу областную систему профобразования превышают уже 3 миллиарда рублей. В расчете на одного учащегося НПО, СПО это большие деньги. Получается, что подготовка одного специалиста НПО порой доходит до 100-120 тысяч рублей в год. Но вопрос в том, как расходуются эти средства, функционирует ли система эффективно? Во-первых, деньги размываются на огромные основные фонды, которые сохранились с советских времен и которые сейчас для образовательного процесса не нужны. Поэтому одна из задач оптимизации сети - это концентрация ресурсов. Ресурсы у нас есть.  У нас есть квалифицированные кадры, которые зачастую теряются в огромной массе людей, занимающихся обслуживанием основных фондов, технического, вспомогательного, административного персонала. Пусть непопулярной будет фраза, но нам надо избавиться от лишних фондов, сконцентрировав ресурсы на подготовке действительно квалифицированных специалистов, в том числе рабочих. Я сталкивался с учреждениями, у которых, например, двадцать зданий.  Но учат они бестолково. Ссаживая людей с электрички, где они бесплатно едут за чужой счет, мы вызываем недовольство. Но при этом я понимаю, что, даже сконцентрировав эти ресурсы, мы не сможем перейти на новый уровень материально-технического оснащения без привлечения работодателей. Мы все равно не смоделируем в учреждении НПО или СПО металлургический процесс или процесс управления локомотивом.
-  Павел Анатольевич, что делать?
-  Надо договориться с работодателями. Если они хотят иметь подготовленных специалистов, не  носясь за этими специалистами по рынку, скупая их и повышая свои затраты, то они должны вместе с нами готовить их под свои нужды. Вот почему мы приступили к созданию образовательно-производственных кластеров - объединений образовательных учреждений всех уровней: начального, среднего, высшего, обеспечивающих непрерывность профессионального образования, где в качестве ядра - предприятие (или группа предприятий). Кластер позволяет сконцентрировать материальные и  кадровые ресурсы, избежать дублирования профессий.  Партнерство производства и образования на условиях софинансирования, когда предприятие создает высокотехнологичные учебно-производственные участки, в том числе на площадях предприятия, а образовательное учреждение финансирует создание современных условий для реализации образовательного процесса, позволит не только эффективно готовить квалифицированные рабочие кадры для местных производств, но и формировать привлекательный имидж рабочих профессий.
- Может ли школа что-нибудь сделать для профориентации?
- Работая на цинковом заводе, который, по сути, предприятие химическое, мы, например, уроки химии в близлежащих школах начали проводить с третьего класса. Делали некое представление на 40-45 минут, что такое химия, что такое цинк. Просто игра. В старших классах пытались делать это уже  системно. Мы хотели, чтобы к нам на завод пришли ребята, кому интересен сам процесс производства. Квалифицированный рабочий, например, на Челябинском цинковом заводе получает 30-35 тысяч рублей как минимум. При этом у него гигантский социальный пакет. То же самое на Магнитогорском металлургическом заводе. Об этом просто надо больше говорить. Я уверен, чтобы профориентационная работа давала результаты, нужно создавать новый тип профессиональных заведений. Невозможно ориентировать ребенка на убитое ПТУ, да и не нужно. Если мы сделаем современный колледж европейского уровня, ребята туда сами потянутся. Взять Магнитогорский политехнический колледж - его не стыдно любому человеку показать. Когда мы бывшего министра образования и науки Андрея Александровича Фурсенко, приехавшего на конкурс «Учитель года», туда свозили, у него даже слеза набежала. Сказал, что когда это видишь, понимаешь: жизнь прожил не зря. Там реально есть чем гордиться. Там несколько тысяч учащихся. Туда народ валом идет. Уровень очень хороший. Технологический колледж неплохой в Челябинске. Еще ряд учреждений по области разбросаны. То есть существуют образцы. Сейчас задача: имея эти маяки, понимая, что нужно делать, создать такую систему учреждений по всей области.
- Статистика свидетельствует о росте числа людей, состояние здоровья которых затрудняет получение образования. Что делается для этих людей в области?
- Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей в получении образования - приоритет образовательной политики региона. В настоящее время в области эффективно функционирует  сеть коррекционного образования, включающая все виды специализированных образовательных учреждений.  За последние 3 года в учреждениях среднего профессионального образования стало обучаться в два раза больше студентов-инвалидов. Их теперь 220.  В системе высшего профессионального образования обучаются 379 инвалидов (дистанционно - 34 человека), 182 из них - в Челябинском государственном университете. Особое внимание мы уделяем организации дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому. 72% таких детей обеспечено компьютерным, телекоммуникационным, специализированным и программным оборудованием для организации дистанционного образования. В сетевом взаимодействии участвуют 139 образовательных учреждений.
- Что с дополнительным образованием?
- Более 400 тысяч обучающихся от 3 до 23 лет посещают учреждения не только в системе образования, но и культуры, физической культуры, спорта и туризма. Наиболее востребованные направления: художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое, научно-техническое. В рамках федеральной целевой  программы развития образования наша область выиграла конкурс по направлению «Распространение инновационных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей, направленных на развитие научно-технической и учебно-исследовательской деятельности обучающихся».

- Как кормите детей?
- Охват горячим питанием на протяжении последних трех лет составляет 80-82%. Скажу, что общероссийский показатель - 65%. Ежегодно из областного бюджета муниципалитетам направляется субсидия на обеспечение продуктами питания детей из малообеспеченных семей и детей с нарушениями состояния здоровья. Наряду с питанием как одним из факторов здоровьесбережения мы значительное внимание уделяем организации летнего оздоровительного отдыха. Регион занимает лидирующие позиции по охвату детей различными формами отдыха и оздоровления.  В 2012 году в летний период были обеспечены   различными формами отдыха и занятости 236 тысяч школьников.  Область, по данным Минсоцразвития РФ, занимает шестую позицию в России по объему средств субъекта и местных бюджетов, затраченных на отдых и оздоровление (более
1 млрд руб.).
- На ваш взгляд, какими качествами должен обладать современный учитель?
- С моей точки зрения, учитель в первую очередь должен хотеть быть учителем и хотеть что-то менять в детях в лучшую сторону. Если у учителя не будут глаза гореть, ничего не получится.
- Сейчас все громче говорят о том, что учительский корпус стареет, что молодые, особенно ребята,  не идут в школу. Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы они пошли в школу?
- Мужчина - кормилец. Как правило. Поэтому  в первую очередь нужно дать возможность учителям нормально зарабатывать. Чтобы доходы, которые мужчина получает от своей основной деятельности, позволяли ему нормально жить, кормить свою семью и не чувствовать себя лузером. Я смотрю на хороших учителей, директоров и  думаю, только бы этот не убежал. Потому что ничего, кроме детских глаз, песен, костров, его в школе не держит. Жить только на энтузиазме, только на атмосфере, ауре, которая есть в школе, на той энергии, которую получаешь от детей, невозможно. Насколько я знаю, есть две страны, где зарплата учителей очень высокого уровня, - Южная Корея и Турция. Думаю, если мы реализуем объявленные президентом зарплатные проекты, ситуация с кадрами в школе у нас в стране тоже заметно улучшится.
- Номер «Учительской газеты», в котором будет опубликовано ваше интервью, выйдет накануне Международного дня учителя. Что пожелаете учителям?
 - Я хотел бы пожелать учителям понимания, что на них возложена совершенно особая миссия. Готовить будущее для каждого конкретного ребенка, для каждой конкретной семьи, для всей страны. Чтобы росло учительское благосостояние, чтобы не было проблем со здоровьем, чтобы они ходили на работу с желанием. Чтобы они знали, что нашу систему образования мы можем изменить только вместе.