На берегу стремительной реки Катунь в живописном месте вырос палаточный городок. Его жителями стали дети из 9 муниципальных образований, 22 учебных заведений. Дни были насыщены  экскурсиями, мастер-классами, беседами, играми... Вечером все собирались у костра. В ходе такого неформального общения проще было знакомиться друг с другом, преодолевать барьеры непонимания. К примеру, в один из первых вечеров возникла неловкая ситуация. Русские девушки из села Манжерок предложили провести игру с прыжками через костер. Эта, казалось бы, обычная народная забава (вспомните пьесу «Снегурочка») не понравилась представительницам алтайского этноса. У алтайцев огонь почитается особо, не допускается, к примеру, бросать мусор и отходы в очаг, который всегда был центральным местом в любом жилище. И естественно,  предложение о прыжках через костер вызвало негативную реакцию, возникла словесная перепалка. Общими усилиями удалось сгладить конфликт. И в этой связи  у меня возник вопрос: может, стоит ввести в школьный курс такой предмет, как народоведение? Дисциплина знакомила бы детей с культурой и традициями различных народов нашей страны. У нас двадцать одна республика, но дети  не знают названия и половины из них. Как часто  мне в поездках доводилось слышать: «А разве есть такой народ - алтайцы?»
Ситуация с костром подтвердила, что главная цель проекта - профилактика межнациональных конфликтов среди детей - весьма актуальна. И еще мы убедились, что проживание вместе открывает огромные возможности для плодотворного сотрудничества. Программа следующих дней была скорректирована с учетом произошедшего инцидента. Во время визита в музей алтайской культуры в селе Чемал экскурсовод и хранительница Таисья Бардина особое место в своем рассказе уделила значению очага и костра как  полисемантического символа в жизни алтайцев. Музей расположен  на скалистом острове посреди реки Катунь. Неподалеку от него стоит православный монастырь. Хозяйка музея и семья православного батюшки ходят друг к другу в гости, устраивают совместные чаепития. Люди двух разных национальностей и вероисповеданий  живут в дружбе и согласии.
Во время экскурсии на остров Патмос ребята из Усть-Канского района (представители алтайского этноса) с интересом слушали рассказ экскурсовода о восстановлении здесь православного монастыря.  И тут же у них возник  вопрос: «А чем хуже древний разрушенный монастырь в нашем Усть-Канском районе?» Как знать, может, именно  этим детям предстоит начать работы  по восстановлению православной святыни, которая находится в красивейшем месте Девичьи Плесы?
Особо хочется поблагодарить взрослых, которые сумели создать в лагере атмосферу тепла и доверия друг к другу. Мастер-класс по изготовлению народных кукол проводила Елена Болтовская, собирательница песен, обрядов, руководительница народного коллектива. Дети из алтайских семей   в изготовлении русских традиционных кукол  не принимали участия, считая, что в это  сакральное и даже магическое действие им вторгаться не следует. Но они с большим интересом выслушали увлекательный рассказ Елены Валентиновны, задавали вопросы и  потом даже стали играть с готовыми куклами. А их русские подружки в заключение игры куклу-прощеницу отправили в путешествие по реке Катунь, как того требовал обычай.
Надо отметить, что в дальнейшем  русские народные игры никого из жителей палаточного городка  не оставили равнодушным. Тем более что представлял их замечательный фольклорный ансамбль «Туматуриха».
Василий Ойношев, председатель Агентства по культурно-историческому наследию Республики Алтай, увлек ребят интересным разговором о прошлом Алтая. Вопросов у слушателей  было много, беседа затянулась на несколько часов. Всем понравилась предложенная Василием Петровичем идея о создании инициативной группы по защите исторических и культурных памятников на территории Республики Алтай.
По окончании смен (а их в лагере было две) дети и взрослые оказались единодушными  в своих пожеланиях.  Очень хотелось бы встретиться  в палаточном городке на берегу Катуни  еще не один раз!

Республика Алтай