Еще в начале 2000-х годов умные головы в системе образования предостерегали от раздачи направо и налево пустующих зданий школ и детсадов, но кто их слушал, этих глашатаев будущего! Продать, сдать в долгосрочную аренду было выгоднее. Понятное дело, что когда в стране даже самому последнему болвану стал очевиден демографический кризис, чиновничий паровоз дал задний ход. Рождаемость простимулировали, но дальше этого, как водится, мысль подневольного чиновника не пошла. Чем-чем, а дальновидностью по части социальной защиты власть имущие никогда не страдали. В итоге сегодня мы имеем то, что имеем, - кучу-малу не пристроенных в детские сады малюток. Причем самым уязвимым оказался возраст от 1,5 до 3 лет.
Как только сегодня не изощряются властьносители, дабы не быть укоренными в прежней своей слепоте! Выкупают проданные здания, лепят к школам пристройки, требуют от строителей партнерства по части обеспечения социальной инфраструктуры, занимают под группы помещения спортзалов и изостудий в детских садах. И бодро рапортуют, что очередь, в частности в детские сады, рассасывается. Да не тут-то было! Рассасывается и снова выстраивается. Денежный приз за новорожденных младенцев еще никто не отменял. Их продолжают исправно и трудолюбиво рожать.
Короче, места в детские сады в Петербурге по-прежнему в дефиците. И на этой почве начинают прорастать вышеупомянутые кафкианские сюжеты. Скажем, совсем недавно появились такие чиновничьи предложения: детей... уплотнить. А то живут себе в массовых детсадах, как короли. По Типовому положению №666 (!) от 12.09.2008 года предельная наполняемость в группах от 1 года до 3 лет - 15 детей, от 3 до 7 лет - 20 детей. Была. Отныне группы будут, как кварталы, подвергаться уплотнительной застройке, то бишь «засадке». Таким образом, предполагается, что в яслях (от 1 года до 3 лет) теперь разместятся 23 ребенка, а в саду (от 3 до 7 лет) - 27 детей. И этот кошмар заведующие, методисты и воспитатели детсадов видят уже не глазами интеллектуала Кафки, а взором хоррор-мастера Кинга.
По существующим сейчас санитарным нормам (СанПиН №91 от 22.07.2010) площадь раздевалки должна быть не менее 18 м2, а групповая из расчета не менее 2,5 м2 на одного ребенка в ясельных группах и не менее 2,0 м2 на одного ребенка в дошкольных группах без учета мебели и ее расстановки. В обычном типовом детсаду площадь помещения групповой ячейки в среднем 66-67 м2. При простом арифметическом подсчете при таком метраже в дошкольных группах может находиться более тридцати детей, что, к слову, уже имеет место быть в районах новостроек, где место под детсадовским солнцем страшная редкость. У работников детских садов возникает резонный вопрос: как при таком раскладе детям спать, есть и двигаться? Метраж спальни, если она в наличии, позволяет расположить не более 20 кроваток. В дошкольных группах, где спален вообще нет, дети в одном помещении и спят, и едят, играют и занимаются. Там же, где в группах имеются раскладушки, чтобы поставить 27 штук, нужно убрать столы и сдвинуть шкафы. Кто будет это делать? Помощники воспитателей? Что-то немного желающих из них каждый день выступать в роли грузчиков. А может, чиновники надеются, что дети станут часто болеть и не будут ходить в детский сад в полном составе? Что ж, логично, тем более что в такой скученности заболеть - плевое дело.
Если 27 детей в старшей и подготовительной группах еще можно пережить - все-таки детвора уже умеет самостоятельно одеваться, то 23 полуторагодовалых ребенка на одного воспитателя и одного помощника воспитателя, по отзывам работников ДОУ, - это катастрофа. Каждого из них надо накормить, переодеть, раздеть, уложить спать, одеть и вывести по санитарным нормам на двухчасовую прогулку. Особенное беспокойство вызывает прогулочное время, поскольку помощник воспитателя не может все время находиться на площадке. По сути, воспитатель остается один на один с 23 малышами, среди которых есть активные и гиперактивные. Око его должно быть всевидящим, ибо его задача сохранить жизнь и здоровье детей.
Что самое смешное, чиновники от образования в то же время требуют соблюдать общеобразовательную программу, которая есть в каждом ДОУ. А как воспитателю дать детям нагрузку, внимание, если у нее в наличии 27 детей и все разные? К каждому нужно подойти помочь и при этом уложиться в режим. О какой программе и о какой развивающей среде может идти речь, если люди будут вынуждены заниматься только присмотром и уходом? Чтобы, не дай бог, ребенок не упал и не разбился.
О развивающей среде вообще история отдельная. Особенно в группах, где нет спален. Игровые зоны создаются на трех-четырехъярусных кроватях. Поскольку больше негде. Удобно, конечно. Можно руку протянуть и попасть в театральный уголок или в уголок ОБЖ. Правда, только лежа. Когда стоя, то с таким количеством детей те формы работы, которые предусматриваются программой, реализовать трудно. Особенно страдает двигательная активность, потому что в 2 м2 на ребенка не побегаешь.
И кстати сказать, опять же об удобствах. Те же туалеты в дошкольных группах не рассчитаны на большее количество детей, потому что предельное количество унитазов - три штуки. Очень проблематично уложиться в режим, когда перед прогулкой детям младшей и средней групп необходимо сходить в туалет. Также проблематично научить детей аккуратности, складывая и вынимая вещи из шкафчика, потому что им элементарно не уместиться в раздевальных 18 метрах квадратных.
В общем, чем обернется уплотнительная «засадка», предсказать трудно. Пророки за невостребованностью в нашем Отечестве перевелись. Но даже по предварительным отзывам людей, работающих в детских садах, ничем хорошим точно, не говоря уже об этой мрачно-магической санитарной норме - 2 м2 на ребенка, от которой хочешь не хочешь пробирает озноб. Впрочем, какое дело чиновничьей фантазии до мистицизма?! Ее задача - дождаться новой директивы и превзойти в рвении пределы разумного. Тем более что теперь по Типовому положению №2562 от 27.10.2011 «количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем».

Санкт-Петербург