Задачи:
1.    Образовательная: расширять и закреплять знания правил осторожного обращения с острыми, колющими и режущими предметами.
2.    Коррекционная: работать над усвоением учащимися знаний при помощи произвольного сознательного запоминания.
3.    Развивающая: развитие экспрессивной стороны речи в процессе драматизации.
4.    Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Форма проведения: беседа.
Оборудование: плакат с названием темы внеклассного занятия; рисунки совы и мальчика; картинки: ножницы, иглы, булавки, спицы, крючки, нож, вилка, гвоздь, ножовка, топор; памятка с правилами осторожного обращения с острыми, колющими и режущими предметами; книжные  закладки с правилами; листочки с напечатанным текстом сказки «Умный наперсток» Татьяны Шорыгиной; электронный носитель с презентацией занятия; экран, процессор, проектор.
Подготовительная работа к занятию: подготовка с учащимися драматизации сказки «Умный наперсток» Татьяны Шорыгиной.

Ход занятия
I.    Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия
Учитель: У каждого из вас есть дом, где вы очень любите находиться. Вам нравится в нем все: комнаты, мебель, вещи. Я уверена, что каждый из вас позволяет себе в нем даже пошалить. Порой из-за этого случаются неприятности. Поэтому сегодня мы проведем очередное занятие по технике безопасности. Да, кстати, вам привет от наших друзей - лесной жительницы тетушки Совы и от мальчика Непослухи (показывает на доске фотографии совы и мальчика). Прежде чем сообщить тему занятия, предлагаю вам прочитать пословицу, которую нам выслал в sms-сообщении наш друг Непослуха. Но сразу мы этого сделать не сможем, потому что Непослуха, пока писал, перепутал местами все слова. Получилась не пословица, а набор слов. Поэтому предлагаю вам самим составить и прочитать пословицу из слов: дом, крепость, моя, мой. (Учащиеся составляют и зачитывают пословицу: «Мой дом - моя крепость».)
Учитель: Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы учащихся.)
Каждый человек, в том числе каждый из нас, чувствует себя всегда спокойно, уютно и комфортно только у себя дома. И кажется, где и что бы с вами ни случилось, дома всегда хорошо. Народная пословица гласит: «Дома и стены лечат». Как вы думаете, могут ли вас дома подстерегать опасности? Если да, то какие? (Ответы учащихся.)
Все окружающие нас приборы и предметы, которыми мы пользуемся и которые могут нанести нашему здоровью ущерб, можно разделить на группы: острые, колющие и режущие предметы; лекарства и бытовая химия; электроприборы; газ; окно и балкон. Тема сегодняшнего занятия «Острые, колющие и режущие предметы». (Открывает тему занятия, ранее приклеенную на доске из букв.) Цель нашего занятия - выяснить, какие мы знаем острые, колющие и режущие предметы, которые в нашем доме могут приносить не только пользу, но и ущерб для здоровья, вспомним и закрепим знания о правилах осторожного обращения с этими предметами.

II. Основная часть занятия
Учитель:  Назовите острые, колющие и режущие предметы, которыми вы пользуетесь ежедневно в своей жизни как дома, так и в школе. (Ответы детей.)
На какие группы можно разделить перечисленные вами острые, колющие и режущие предметы? (Ответы детей: столовые приборы, портновские принадлежности, столярные инструменты.)

1.    Загадки и беседа о портновских принадлежностях: ножницы, иголки, булавки, спицы, крючки.
Учитель: Начнем с самого элементарного (простого). А о чем мы будем говорить, вы должны догадаться сами, разгадав загадки, которые подготовила для вас наша мудрая тетушка Сова. Разгадав загадку, вы должны найти соответствующую картинку на парте и повесить ее на доску под темой нашего урока. Итак, предлагаю вашему вниманию первую загадку. (Один из учащихся зачитывает и разгадывает загадку про ножницы, находит соответствующую картинку и вешает ее под темой урока.)
К острым опасным предметам, которыми часто пользуются люди, относятся ножницы. Как вы думаете, для чего в доме нужны ножницы? В каких случаях ножницы становятся опасны для здоровья? Берегите пальчики, когда, например, вы вырезаете из бумаги картинки, а то можно неосторожно порезать пальчики, и они будут болеть.
Предлагаю вашему вниманию следующие загадки тетушки Совы про портновские принадлежности. Для чего используют иголки, булавки, спицы, крючки? (Дети отвечают.)
Итак, подведем итог - иголки, булавки, спицы, крючки и ножницы считаются в доме портновскими принадлежностями.

2. Драматизация сказки «Умный наперсток» (автор Татьяна Шорыгина), вопросы по тексту.
Учитель: О портновских принадлежностях Татьяна Шорыгина написала сказку «Умный наперсток». Проинсценируем ее. (Среди учащихся распределяются роли автора, булавки, пуговицы, ножниц, вязальной спицы, иголки, крючка, катушки, дядюшки-наперстка, петельки, девочки Анюты.)

Текст сказки опубликован на сайте «Учительской газеты» (ссылку см. в конце текста).

Вопрос ученикам по тексту:
- Как вы думаете, почему Мастерица хранила принадлежности для шитья и вязания в специальной шкатулке?
- Булавка спросила, почему нельзя шить, сидя за обеденным столом. Что вы ответите булавке?
- Какие правила использования портновских принадлежностей мы можем сформулировать?

Учитель: Итак, запомните, что необходимо:
хранить иголки и булавки в игольнице, иголки - с вставленной в ушко ниткой,
ножницы, пуговицы, крючки, спицы - в специальной коробке,
работать в специально отведенном для этого месте,
убирать за собой рабочее место.

Памятка для работы с портновскими принадлежностями помещается на доску.

3. Загадки и беседа о столовых приборах: нож, вилка.
Учитель: Сейчас поговорим о тех предметах, которые мы встречаем, когда готовим еду или принимаем пищу. Их называют столовыми приборами. Но запомните, что не все столовые приборы относятся к острым, колющим и режущим предметам. А какие из них, вы узнаете, разгадав очередные загадки тетушки Совы. (Один из учащихся зачитывает и разгадывает загадку про нож, находит соответствующую картинку и вешает ее под темой урока.)
Для чего в доме нужен нож? (Ответы учащихся.) В каких случаях нож превращается в опасность для здоровья? (Ответы учащихся.)
Нож незаменим в домашнем хозяйстве. Он верный помощник на кухне, в саду, в мастерской. Только в одном случае нож превращается в большую опасность - когда с ним играют дети. Как правило, он острый и им можно очень больно порезаться. Вот так и запомните: «Держитесь подальше от ножей и никогда не играйте с ними». Запомнили?! (Ответы учащихся.) Молодцы!
Следующая загадка тетушки Совы. (Один из учащихся зачитывает и разгадывает загадку про вилку, находит соответствующую картинку и вешает ее под темой урока.)
Правильно, в каждом доме есть вилки. Как вы думаете, для чего в доме нужна вилка? (Ответы учащихся: вилками едят.) В каких случаях вилка превращается в опасность для здоровья? (Ответы учащихся.) Вилками не играют, потому что зубчики на конце вилки острые. Берегите губы и глаза. Лучше пользоваться ими как положено - для еды, а не для баловства.
Вы поняли, какие столовые приборы относятся к острым, колющим и режущим предметам? (Ответы детей.) Назовите их. (Ответы учащихся: к острым, колющим и режущим предметам из столовых приборов относятся нож и вилка.)

4. Загадки и беседа о столярных инструментах: гвоздь, ножовка, топор.
Учитель: Следующие загадки тетушки Совы про столярные инструменты, которые тоже являются острыми, колющими и режущими предметами. (Учащиеся зачитывают и разгадывают загадки про гвоздь, ножовку, топор, находят соответствующие картинки и вешают их под темой урока.)
Скажите, почему в нашем доме мы не можем обходиться без столярных инструментов, таких как гвоздь, ножовка, топор? (Ответы учащихся.)
По вашим ответам видно, что гвоздь, ножовка, топор очень полезные вещи в каждом доме. Но в то же время о них можно сказать, что они очень опасны. По неосторожности ими легко пораниться. А если так уж вышло, что вы поранились или сильно укололись, не бойтесь сразу звать на помощь взрослого. Понятно? Обещаете? (Ответы учащихся.) Очень хорошо.

5. Просмотр мультфильма «Правила осторожности с острыми, колющими и режущими предметами», вопросы по содержанию.
Учитель: Предлагаю просмотреть мультфильм с главным героем Непослухой. (Просмотр мультфильма «Правила осторожности с острыми, колющими и режущими предметами».)
Обсудим просмотренный нами мультфильм «Правила осторожности с острыми, колющими и режущими предметами». Ответьте на вопросы, которые я вам буду задавать:
1) Что любит делать наш друг Непослуха? (Ответы учащихся: Непослуха любит резвиться, прыгать, кувыркаться, играть с котенком в прятки, смеяться, шалить, веселиться.)
2) К чему привело Непослуху такое плохое поведение? (Ответы учащихся: Непослуха поранился ножом.)
3) Какой совет вы услышали при просмотре мультфильма? (Ответы учащихся: с вилками, ножницами, иголками, топорами, ножами, осколками необходимо обращаться очень осторожно, так как из полезных предметов при плохом поведении они могут превратиться в опасные предметы.)

III.    Итог занятия
Наше занятие на тему «Острые, колющие и режущие предметы» подошло к концу. И перед тем как попрощаться, прошу вас назвать одно из запомнившихся вам правил техники безопасности с острыми, колющими и режущими предметами. (Каждый учащийся называет одно из правил.)
Все острые, колющие и режущие предметы, находящиеся в нашем доме, нам нужны и в то же время для нас опасны. Я вам желаю никогда не царапаться, не резать ладошки и пальчики. А чтобы беда нас обходила стороной, строго придерживайтесь правил осторожного обращения с портновскими принадлежностями, столовыми приборами и столярными инструментами.

P.S. Презентация к занятию, текст сказки «Умный наперсток» Татьяны Шорыгиной, мультфильм «Правила осторожности с острыми, колющими и режущими предметами» опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/541

​Ольга ВЕРШИНИНА, преподаватель Петропавловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Омской области, победитель VII Всероссийского конкурса «Мудрая сова»