Ничто так не увлекает детей, не приносит им радости и огромного восторга, познавательного удовлетворения, как опыт. Занятия, на которых дети самостоятельно ставят простейшие опыты, пытаются объяснить явления, задать вопросы, как правило, проходят успешно. Дети изучают только те объекты, которые они видят вокруг, природу, окружающую их дома, в детском саду, в школе, в лесу, на озере и т. д. Педагог не несет детям готовую информацию, а сопровождает ребенка в его личном постижении мира.
Специфика занятий состоит в соединении гуманитарных и естественно-научных способов познания.
Виды деятельности, помогающие детям приобщиться к наблюдению за окружающим миром:
- использование стихов, загадок, дидактических игр;
- составление рисунков по воображению;
- составление образных выражений, сравнений;
- обсуждение вопросов: что происходит и почему; какая польза или вред для природы и человека;
- рассматривание репродукций с изображениями природных объектов;
- музыкальные сценки, психогимнастика;
- чтение художественной литературы;
- выполнение простейших опытов и лабораторных наблюдений.
Структурной основой для планирования проекта «Четыре стихии мира» являются аристотелевские первоэлементы: земля, воздух, вода, огонь.
Организация педагогом образовательной ситуации обеспечивает ребенку рождение личного образовательного результата в ходе специально организованной деятельности.
О развитии у детей тех или иных способностей и умений судят по продуктам их деятельности: увиденным образам, придуманной сказке, истории, нарисованным картинкам, собственной гипотезе и т. д.
Планируемые результаты:
- уметь замечать в природе изменения, что-то необычное, сравнивать природные объекты, предметы по внешним признакам, качеству, цвету, красоте и т. д.;
- знать, какое влияние оказывают вода, земля, воздух, огонь на растительный и животный мир, птиц и людей;
- уметь пользоваться термометром;
- уметь вести осознанное наблюдение в ходе выполнения простейших опытов, находить занимательные, необычные факты, задавать о них вопросы, высказывать простейшие аргументированные суждения по возникающим проблемам;
- приобщиться к окружающей природе как к дому, в котором живут, как к живому миру, наполненному тайнами и загадками;
- научиться соотносить одни явления природы с другими, находить причинно-следственные связи;
- уметь оценивать свою деятельность.

Тематическое планирование занятий по курсу
«Четыре стихии мира»
(См. таблицу.)
Занятие «Земля, воздух, вода, огонь»
Цели: ознакомить детей с аристотелевскими элементами стихии: земля, воздух, вода, огонь; продолжать учить выражать свои чувства и лучше понимать чувства других при помощи выразительных движений - жестов, мимики, пантомимики.
Оборудование: целлофановый пакет, перетянутый резинкой; земля: глина, чернозем, песок; свеча на металлическом подносе; таз с водой.
Ход занятия
I. Беседа
Воспитатель: Ребята, можете ли вы сказать, что такое земля? Опишите ее цвет, запах, свойства, состояние и т. д. Составьте рассказ о земле. Как вы себе ее представляете?
Аналогичные вопросы воспитатель задает детям о воздухе, воде, огне.
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, а есть ли в человеке что-то похожее на эти явления природы? Может быть, это проявляется во внешности, или в действиях, поведении, или в качествах характера человека... Есть ли у нас то, что можно условно считать землей? (Ответы детей.)
Можно обсудить с детьми такие аналогии:
земля - это как бы ноги, руки, кости, туловище;
воздух - легкие, бронхи и другие органы дыхания;
вода - кровь;
огонь - радость, любовь (пламя любви).
II. Практическое восприятие стихий мира (зрительное, слуховое, обоняние, осязание, вкус). Например:
а) в обычном целлофановом пакете, перетянутом резинкой, находится воздух;
б) землю можно представить как глину, чернозем, песок;
в) огонь: горение свечи или бумаги (соблюдение техники противопожарной безопасности);
г) вода: таз с водой или другая емкость.
III. Дидактическая игра «Покажи жестом одно из природных явлений»
Предложить детям придумать четыре разных жеста, которые будут напоминать землю, воздух, воду и огонь.
Это можно сделать, комментируя такие фразы:
- Мы ходим по... (земле).
- Мы пьем... (воду).
- Бросить дрова в... (огонь).
- В лесу чистый... (воздух) и т. д.
Дети отвечают жестами. Игра может проводиться в музыкальном сопровождении.
Занятие «Разные формы земной поверхности»
Цели: учить детей составлять небольшие рассказы; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь и уважение к земле.
Оборудование: геометрические фигуры, цветные мелки, дощечки, тряпочки, репродукции картин Н.Рериха и О.Кандаурова «Русь».
Ход занятия
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, мы на занятиях много нового узнали о земле. Давайте попробуем нарисовать ее в воздухе, используя разные формы: прямая, дуга, кривая (волны).
II. Практическая часть
Воспитатель: Перед вами геометрические фигуры. Назовите их. Составьте разные варианты изображения поверхности земли: горы, скалы, овраги, равнины, низменности и т. д. (составление сложных и простых конструкций).
Ребята, сегодня мы будем рисовать землю по своему представлению (шар, горизонт, равнина, луг, дорожка, стезя и т. д.).
Рисование мелками на дощечках форм земли. Рассматривание детских работ.
Воспитатель: А сейчас вы должны сочинить рассказ-историю о земле, которую нарисовали. Начните со слов: однажды, давным-давно, далеко-далеко.
III. Слушание художественной литературы
Педагог читает детям про былинную землю, отрывки из былин об Илье Муромце и о богатыре русской земли Святогоре.
Воспитатель: Ребята, представьте вид земель Ильи и Святогора. Опишите их. Какие формы они имели?
Можно показать детям изображение земли на репродукции картины О.Кандаурова «Русь», которая больше подходит к образу Ильи - это равнинные поля и холмы.
Изображение земли в репродукциях картин Н.Рериха - это гористая местность, линии и очертания гор, что больше подходит к Святогору.
IV. Релаксация
Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании: игра с «песком».
Воспитатель: Ребята, представьте, что у каждого из вас в руке песок. Сильно его сожмите в ладошке и сделайте вдох; удерживайте песок в руке и задержите дыхание. Затем посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы, и сделайте медленный выдох.
Стряхнуть песок с рук, расслабляя кисти и пальцы.
Занятие «Воздух»
Цели: учить детей подбирать ряд прилагательных; развивать познавательный интерес.
Оборудование: длинная бумажная полоска для каждого ребенка.
Ход занятия
I. Беседа
Воспитатель: Ребята, скажите, существует ли воздух? Если он существует, то это надо доказать. Как вы думаете, как это сделать? Для доказательства существования воздуха надо ощутить его нашими органами чувств:
- зрением;
- слухом;
- вкусом;
- осязанием;
- обонянием.
Как увидеть воздух? Туман, облака, дымка, голубизна неба - это воздух?
Давайте помашем ладонями на свое лицо, как веером. Осязаем воздух?
А сейчас давайте побегаем врассыпную по группе. Кожей чувствуете какие-либо движения?
Как услышать воздух? То, что шумит на ветру, - это воздух или деревья?
Помашите ладонью около уха. Что слышим? (Шум.)
Есть ли запахи у воздуха? Разве сам воздух состоит не из пахнущего вещества?
Подышим воздухом, ощутим то, чем наполняются наши легкие. Сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание. Выдохните. Теперь положите руки на грудную клетку, живот. Глубоко вдохните. Что заметили? Как вы думаете, ребята, где легче дышать - в лесу или в городе, у дороги или на поляне? Почему?
II. Игра с «песком»
Упражнение на дыхание. Подуть на длинную бумажную полоску: сильный ветер, тихий, слабый ветерок.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, есть ли у воздуха характер? Давайте прикроем рот ладонями «домиком» и покашляем - мы болеем. Какой характер у болеющего воздуха? (Печальный, грустный, болезненный.)
А сейчас давайте громко засмеемся. Каким стал характер воздуха? (Веселый, озорной, неунывающий и т. д.)
Теперь мы все спортсмены - бежали, бежали (бег на месте), устали. Надо остановиться и отдышаться. Изменился характер воздуха? (Да. Характер стремительный, смелый, настойчивый.)
Аналогичные задания придумывают дети.
Занятие «Воздух в природе, человеке, культуре»
Цели: продолжать развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к природе; формировать у детей экологическое мировоззрение.
Оборудование: иллюстрации с изображением ветра, вихря, урагана, смерча, на каждого ребенка - кусочек цветной бумаги и лист белой бумаги.
Ход занятия
I. Беседа
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, как человек может передать другим людям свои знания о воздухе и о его состоянии? В каких видах искусства можно заметить наличие воздуха? Какими средствами искусства достигается изображение воздуха в произведениях разных видов и жанров?
Ответы детей: скульптура, архитектура, живопись, музыка.
Рассматривание иллюстраций (на усмотрение педагога).
Воспитатель: Что такое ветер? Дайте определение. (Это движение, поток воздуха.)
Что такое вихрь? (Это порывистое круговое движение ветра.)
Что такое ураган? (Это ветер разрушительной силы.)
Что такое смерч? (Это сильный вихрь, поднимающий столбом воду и песок.)
II. Практическая часть
1. Воспроизведение звуков.
Предложить детям вызвать звуковые образы и представления (шум, свист, треск, гул и т. д.).
Воспитатель: Давайте на языке движения изобразим воздух: покачивание поднятых рук, туловища, головы, шеи, плеч. А сейчас вдруг поднялся сильный ветер, переходящий в ураган, - подуйте друг другу на волосы. И снова стих ветер - поправьте свои прически.
Положите на ладошку кусочек цветной бумаги, сдуньте его с ладони и как можно дольше удерживайте бумагу в воздухе, продолжая дуть на нее. (Повторить упражнение несколько раз по желанию детей.)
2. Проект «Воздушная конструкция».
Дать каждому ребенку лист бумаги. Предложить самостоятельно изготовить любую бумажную конструкцию (самолетик, кораблик, комок бумаги или же кусочки порванного листа бумаги). Наблюдение за свободным падением «воздушных конструкций»: медленный и быстрый полет, «кувыркание», парение в воздухе и т. д.
Занятие «Вода»
Цели: продолжать развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к природе; учить пытаться объяснять простейшие опыты; вызвать у детей зрительные образы стихии воды.
Оборудование: термометр уличный, термометр водяной, три ванночки красного, синего, желтого цветов, три ковша аналогичных цветов, фотоальбомы, красочные иллюстрации с изображением воды.
Ход занятия
I. Беседа
Воспитатель: Ребята, что вы знаете о воде? В чем сила воды, ее красота? Вода может изменяться в зависимости от погоды, от температуры воздуха. Посмотрите внимательно - это термометр. Кто может сказать, для чего предназначен этот прибор? Правильно, у многих из вас дома за окном прикреплен такой предмет. И прежде чем выйти на улицу, мы смотрим, какая там температура воздуха - тепло или прохладно.
А зачем человек заранее хочет об этом узнать? Для того чтобы правильно, по погоде одеться. Однако бывают термометры не только для измерения температуры воздуха, но и для измерения температуры воды. Посмотрите на такой термометр.
II. Опытно-экспериментальная работа.
Воспитатель: Давайте проведем интересный опыт. Перед вами три ванночки: красная, синяя, желтая. (По желанию один ребенок нальет воду из синего ковша в синюю ванну, другой из красного ковша в красную ванну, а третий желающий из желтого ковша в желтую ванну.)
Воспитатель: Измерим температуру воды в каждой ванне. В трех ваннах вода одинаковой температуры. Как вы думаете, почему? Потому что вода была в одном помещении, в группе. А сейчас поставим одну ванну в холодильник, другую выставим на участок детского сада, а третью оставим в группе.
Пока длится опыт, можно предложить детям рассмотреть фотоальбомы, красочные иллюстрации с изображением воды, водных пейзажей, репродукций с картин художников-маринистов.
Воспитатель: Давайте постараемся нарисовать в воздухе различные формы воды. Пофантазируйте, изображая овалы, круги, линии, спирали, завитушки и другие фигуры. Работаем всей рукой, затем указательным пальцем, двумя руками, кистями рук. Изобразим спираль - широкая амплитуда вращения руки спиралью, остановимся и затем возвращаемся обратно по той же спирали. Не спешим.
Вернемся к нашему опыту. Каков его результат? Перед вами три ванночки. Измеряем температуру воды в них: в ванночке, которая осталась в группе, - температура воды не изменилась, та же, что и была раньше. Вода из холодильника холодная, и мы наблюдаем - шкала на термометре заметно опустилась. И наконец измеряем температуру воды в ванночке, принесенной с участка. Наблюдаем - она теплее воды из холодильника, но холоднее воды, которая была в группе (в зависимости от сезона).
Давайте теперь попробуем воду на ощупь. Что вы чувствуете? (Вода может быть холодной, далее ледяной, может быть теплой и горячей.)
А вот особенно опасен для здоровья человека кипяток, в том случае, если неосторожно с ним обращаться. Есть еще выражение «вода комнатной температуры». О какой воде идет речь? Почему так говорят? (Ответы детей.)
Занятие «Красота воды»
Цели: продолжать развивать познавательный интерес; учить детей задавать вопросы, высказывать простейшие аргументированные суждения; учить выражать свои чувства и ощущения; развивать любознательность.
Оборудование: стакан с водой, салфетка для каждого ребенка, несколько стеклянных колб с чистой водой; красители: марганцовка, тушь, заварка, чернила, зеленка; таз или другая емкость овальной формы, бумага, ореховая и яичная скорлупа.
Ход занятия
I. Беседа
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли изменить цвет воды? Посмотрите, перед вами несколько колб с чистой водой. В одну из них я бросаю несколько кристалликов марганцовки. Посмотрите, что в колбе происходит. (Наблюдение детей за возникающими явлениями.) Расскажите, что вы видите? А сейчас любой из вас по желанию может взять колбу и выбрать любой краситель: тушь, заварку, чернила, зеленку и т. д. Расскажите, как окрашивается вода, какие узоры, разводы образовываются, на что они похожи, как меняются по форме и цвету?
II. Опытно-экспериментальная работа
Воспитатель: У каждого из вас стакан с водой. Обмакните пальчик в воду. На кончике пальца собралась капля, капля созревает, вытягивается, отрывается, падает и останавливается на ладони другой руки. Опыт повторяется несколько раз до тех пор, пока капля не превратилась в ладошке в маленькое озеро. Подуйте на водичку, на ее поверхности появилась рябь, вода успокоилась, и снова ветер - подуйте, и вновь вода успокоилась. Расскажите о своей капле, о ее состоянии, настроении.
Можно использовать в своем рассказе для наибольшей выразительности различные движения: мимику, жесты, пантомимику.
Воспитатель: Давайте попробуем нарисовать каплю в воздухе. Линии и формы должны отражать состояние воды, капельки.
Сейчас все перелейте воду из своего стакана в таз. И пустим туда различные кораблики и лодочки: из бумаги, ореховой и яичной скорлупы. Перед вами разный материал для судостроения, выбирайте все необходимое и приступайте к работе.
Дети работают самостоятельно, затем спускают свои «суда» на воду, любуются и обыгрывают ситуации.
Занятие «Огонь»
Цели: продолжать развивать познавательный интерес; учить детей наблюдать, делать выводы и обосновывать их; учить выражать свои чувства и ощущения; развивать любознательность.
Оборудование: спички, металлический поднос, бумага, альбом на каждого ребенка, карандаши, краски, мелки.
Ход занятия
I. Беседа, сопровождаемая наблюдением
Воспитатель: Ребята, что вы знаете об огне? Для чего он нужен? (Ответы детей.)
Посмотрите, я зажгла спичку. Она горит. (Наблюдение за пламенем горящей спички.)
Опишите ее пламя: быстро ли, долго ли она горела, почему?
Можно ли детям играть со спичками?
Вы правы. Это опасно для здоровья и даже для жизни человека.
Что может произойти, какая беда? (Ожог, пожар.)
Проведем опыт, конечно, применяя правила безопасности. Возьмем металлический поднос и положим на него скомканную бумагу. Зажигаю спичку и поджигаю бумагу. Что происходит? Огонь может быть большим и маленьким, добрым и злым, полезным и вредным. В нашем случае какой огонь? Он небольшой, потому что горит маленький комок бумаги. Он добрый и безопасный, потому что не причиняет нам вреда и находится под контролем взрослого человека. И наконец, огонь полезный - мы им любуемся, и он доставляет нам радость и удовольствие.
Давайте понаблюдаем за огнем, как меняются его формы и цвет, всмотритесь в него внимательно. Какой у огня характер?
(В записи звучит спокойная музыка.)
О чем вы думали, глядя на огонь, о чем мечтали, что вспоминали? Какие образы возникали? Вы согласны, что на огонь никогда не надоедает смотреть? Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
Все вместе давайте скажем слово «огонь» очень тихо - спокойно, умеренно - громко - очень громко.
II. Рисование пламени огня
Воспитатель: Ребята, почему обычно огонь изображен тремя языками пламени? (Ответы детей.) Давайте нарисуем характер огня. Подумайте, какими формами его можно передать. (Расходящийся веер, языки пламени, горящий факел, искры и т. д.)
III. Игра «Четыре стихии»
Воспитатель: Будьте внимательны. На слова: воздух - руки вверх, огонь - вращение руками, согнутыми в локтях, земля - руки вниз, вода - волнообразные движения руками.
В ходе игры сам педагог демонстрирует неправильные движения, сбивая тем самым играющих.
Занятие «Горящая свеча»
Цели: продолжать развивать познавательный интерес; учить детей задавать вопросы, высказывать простейшие аргументированные суждения; развивать любознательность.
Оборудование: иллюстрации с изображением использования огня в быту и в промышленности, металлический поднос, подсвечник со свечой, спички, фонарь, плотный белый картон, таз с водой, альбомы, карандаши и краски.
Ход занятия
I. Беседа
Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим разговор об огне. Что вы узнали об огне на предыдущем занятии? Как вы думаете, можно сказать, что у огня есть характер? (Ответы детей.) Огонь может «сердиться», и из маленькой, казалось бы, безобидной искорки может возникнуть огонь страшной разрушительной силы. Этот огонь беспощадный, и с ним лучше не шутить. И есть специальная служба по борьбе с разгневанным огнем - 01. (Показ иллюстраций.) А есть огонь, который служит на благо человеку, созидательный. Ребята, приведите такие примеры (огонь в печи, свет-освещение, приготовление еды, изготовление при помощи огня посуды, стеклянных и металлических предметов и т. д.). (Показ иллюстраций.)
II. Наблюдение за горящей свечой
Воспитатель: Перед вами свеча. Она состоит из фитиля (хвостик) и основной части (туловище) - парафина. Под воздействием огня парафин имеет свойство медленно расплавляться. Сейчас зажжем свечу и будем все очень внимательно рассматривать ее пламя - на что оно похоже, его форма, цвет. Подносим горящую спичку к фитилю, и он горит, появляются красноватые угольки. (Полюбоваться красотой горения свечи. Подуть на свечу.) Какие с ней происходят изменения? Что интересного и необычного вы видите? Вглядывайтесь в пламя, старайтесь увидеть сквозь него какую-нибудь картинку - образ, сказку, балет, историю... (Рассказы детей при горящей свече.)
Посмотрите, какие изменения происходят со свечой. Она становится меньше, парафин плавится и сползает по свече в форме языков, лавин, капель, потеков и т. д. Давайте понаблюдаем за тенью от пламени свечи. Экран немного осветим фонарем, и появляются тени. (Наблюдения детей, игра тенями, детские комментарии.)
III. Опытно-экспериментальная работа
Воспитатель: Сегодня я снова продемонстрирую вам опыт. Вспомните, какие правила техники безопасности следует соблюдать при использовании пламени. (Ответы детей.)
Горит свеча, очень быстро и кратковременно внесем в ее пламя плотный картон.
Посмотрите, что образовалось на картоне. (Копоть, свеча коптит.) Подумайте и скажите, почему это происходит? (Версии происхождения копоти.)
Возьмем аккуратно свечу и немного наклоним, подержим ее над тазом с водой. Посмотрите, жидкий парафин капает в воду, застывает в ней, и получаются разные фигурки. Выловите себе любую фигурку и дайте ей название или имя, опишите ее, что она вам напоминает, на что похожа, что в ней необычного.
Можете составить небольшую историю о волшебном превращении парафиновой капельки и нарисовать об этом сказочный рисунок. (Дети рисуют.)

​Вероника ДЬЯЧЕНКО, заведующая детским садом №1 города Волгограда