Тупиковых ситуаций не бывает

Комментарий психолога. В работе каждого человека хоть иногда встречалась тупиковая ситуация. Казалось бы, вы все делаете верно, но ничего хорошего в итоге не выходит, ситуация опять решается не в вашу пользу, или стоит на месте и никакими усилиями ее не сдвинуть с мертвой точки.
Тем не менее существует путь, который позволяет сохранить и уважение к себе, и нервы, а главное, наконец разрешить ситуацию.
Для этого придерживайтесь общих принципов решения тупиковых проблем.
Вначале важно понять, что ситуация на самом деле не тупиковая, она такой лишь кажется. У нее, как у любой другой, есть источник (начало), причина, в ней участвуют разные люди со своими принципами, жизненными ценностями и возможностями. Эти люди сейчас, возможно, тоже ищут выход и так же, как вы, хотят благополучного разрешения тревожащей всех проблемы. Так, этой конкретной маме тоже, может быть, все это неприятно, и она была бы рада, если бы ситуация благополучно разрешилась.
Затем найдите в себе силы, чтобы честно, как бы со стороны взглянуть на ситуацию. Для этого возьмите бумагу и ручку, останьтесь в тишине, когда вас не будут отвлекать служебные и домашние дела, телефонные звонки, дети и родители. Постарайтесь не оставаться в том месте (классе), которое вызывает у вас негативные эмоции.
Постарайтесь найти причину возникновения проблемы. На листе бумаги в деталях опишите волнующую вас ситуацию.
Попросите то же самое сделать двум-трем людям, которым вы доверяете. Это могут быть коллеги, друзья, родственники. Ели вы все будете делать сами, субъективности не избежать, и тогда вы не только не решите ситуацию, но и будете ходить по замкнутому кругу, то есть опять не поймете, что происходит, ведь вы все делаете «как надо».
Запишите все возможные действия, которые сможете предпринять. Именно сможете, так как от всех невыполнимых, фантастических решений лучше отказаться сразу. Внимательно прочитайте идеи коллег и друзей. Возможно, вам предложат именно то решение, которое лучше всего здесь подходит.
Осознайте худший исход. Если вам надоела позиция жертвы, попробуйте пойти другим путем, возможно, необычным для вас. Взгляните на ситуацию со стороны родителя. Вероятно, для вас самое плохое - это признаться, что другой человек может быть прав. Что, если эта мама на самом деле ценит вас и вашу работу, а критикует действительно то, что заслуживает критики? Возможно, каждый из вас слышит что-то другое, не то, что хотели бы до него донести. Поэтому у вас, например, возникают мысли, что ей не нравитесь вы лично, а она говорит об отдельно взятых моментах (работы, воспитания), которые вполне можно улучшить. Научитесь понимать скрытые за эмоциями мысли другого человека.
Спросите маму, что она может предложить, чтобы изменить ситуацию. (Не ситуацию ваших взаимоотношений, а, например, не очень хорошо организованное школьное мероприятие.) Предложение поработать над проблемой и решить ее совместными усилиями поможет превратить оппонента в союзника.
Если мама не умеет дипломатично высказывать свои замечания, тогда выход совсем простой - наедине доверительно поговорить с ней и предложить высказывать свои мысли тактичнее и лучше тоже один на один. Объясните, что иначе вы потеряете уважение в глазах остальных родителей, а не исправите ситуацию.


Стоит ли соблюдать дресс-код?

Олеся Павловна, учитель химии, Краснодарский край:
- Я перешла работать в районную школу из краевого центра. На предыдущем месте работы меня считали веселым и открытым человеком, хвалили за профессионализм. Директор моей новой школы - мужчина. Он с каждым днем все больше придирается ко мне. Учителя говорят, что это из-за моей одежды. Директор считает, что я одеваюсь слишком открыто, свободно и даже развязно себя веду. Мне же не нравится, что в этой местности все закрытые, замкнутые. Увольняться я не хочу. Что делать в этой ситуации?

Комментарий психолога. Давайте подумаем, что вообще происходит. Возможно, вы своим внешним видом вызываете у директора, как у мужчины, подсознательную злость на себя самого, поскольку открытой демонстрацией некоторых частей тела заставляете его проявлять свою сексуальность, которую он в рамках работы открыто выразить не может. Поэтому он как бы переводит (сублимирует) ее в агрессию, то есть в действие, все же принимаемое общественным сознанием и деловыми отношениями, делая вам замечания по поводу работы. А вы как бы провоцируете его, заставляете это делать. Его злость на себя, говоря простым языком, подсознательно перенаправлена на объект, который ее вызывает, то есть на вас.
Рассмотрим два возможных варианта поведения в такой ситуации. Выбор пути зависит от вашего собственного характера, особенностей личности директора и ментальности людей, работающих в организации.
Первый путь традиционный и прописан во всех пособиях по этикету. Например, если сотрудница желает, чтобы придирки по поводу всевозможных ошибок со стороны руководителя-мужчины прекратились, стоит подумать о смене стиля одежды. Деловой стиль - это не каприз отдельного человека. Дресс-код не зря ввели в цивилизованных странах, он залог здоровых трудовых отношений.
Необязательно изменять своим жизненным принципам. Но все же соблюдение правил, выработанных внутри организации, означает проявление уважения к ней.
Если любой человек хочет, чтобы его ум оценили по достоинству, не стоит активно выставлять все то, что мешает мыслям о работе.
Существует и второй путь. Он более сложен, но если победите, завоюете сторонников и авторитет в коллективе. Если проиграете, придется изменить стиль одежды. Его цель - показать, что в любой одежде вы достойны уважения. Для этого нужно прямо и открыто поговорить с директором, объяснить свою позицию. Не забывайте использовать правила ведения диалога и активного слушания: говорите с уважением к чувствам другого, выслушивайте его позицию, но старайтесь, чтобы услышали вашу.
Да, это не так-то просто, прийти и начать разговор, это похоже на шаг в холодную воду. Но в вашем случае разговора не избежать: если его не начнете вы, в скором времени вам выскажут все в не очень приятной для вас форме, возможно, когда вы не будете к этому готовы, и скорее всего прилюдно, в назидание другим. Представьте свое состояние в этот момент и сразу поймете, что подготовленный разговор все же лучше.
Самое верное - сослаться на объективные причины, например сказать, что некоторые молодежные элементы в одежде помогают вам наладить отношения с педагогически запущенными учениками, так как вначале вы говорите с ними на одном языке, в том числе на языке одежды. Сошлитесь на объективные психологические исследования, результатом которых стал вывод: подобие притягивает. Если вы готовы отстаивать свой стиль в одежде, выбирайте прямой диалог с директором, если нет, вам больше подходит первый путь - соблюдать принятый в этой школе дресс-код.


Я леплю из пластилина...

Наталья Петровна, завуч начальных классов, Армавир:
- Иногда мне кажется, что в нашей школе дня не проходит без стрессов. Я тревожусь каждый раз, когда открывается дверь и заходит педагог. Ведь с простыми вопросами учителя справляются сами, а все сложное разгребать приходится мне. В итоге к концу рабочего дня напряжение так накапливается, что я не хочу и не могу никого видеть. Как бороться со стрессами?

Комментарий психолога. Существует много способов работы со стрессовым состоянием. Возможно, вам стоит поговорить со школьным психологом. Ведь если источником стресса выступает конкретная ситуация, решать нужно именно ее.
Если же вы пока не находите источника стресса и хотите, чтобы эмоциональное напряжение не накапливалось, воспользуйтесь простой, но очень эффективной техникой, которая уже помогла многим людям.
Пластилинотерапия - хороший способ снятия напряжения, стресса, усталости. Выполняя это упражнение, вы выплескиваете негативную энергию безопасным способом и преобразуете ее в позитивную, гармонизируете свое эмоциональное состояние и в итоге почувствуете прилив творческих сил.
Выполнять упражнение можно как одному, так и в группе.
Итак, возьмите кусок пластилина. Включите соответствующую настроению музыку и подключите фантазию. Выполняйте последовательно каждый шаг:
1. Вылепите свое эмоциональное состояние.
2. «Поговорите» с ним, высказав ему все, что хотите.
3. Трансформируйте его в то, что захотите.
4. Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала.
5. Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно.
6. Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.
В заключение ответьте на вопросы: легко ли вы справились с упражнением? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? Возникли ли разногласия в ходе работы (если вы занимались в группе)?


Если директор скандалист

Людмила Сергеевна, руководитель кружка в Доме детского творчества, Ивановская область:
- Я проработала не один десяток лет руководителем кружка в Доме детского творчества. Сейчас к нам поставили директором тоже немолодую, но очень скандальную женщину. Она разговаривает приказным тоном, заставляет делать работу, которую я заведомо не смогу хорошо выполнить, всем своим видом показывает, что я для нее ничто. Вообще ведет себя с подчиненными, как барыня с крепостными крестьянами. Как найти на нее управу?

Комментарий психолога. Эту ситуацию можно изменить в свою пользу. Нужно только грамотно выстроить ваши взаимоотношения.
К сожалению, приходится работать с разными людьми, а не только с теми, кто нам приятен или с кем мы на одной волне.
Почему у директора создалось впечатление, что с вами так можно обращаться? Почему она полагает, что это пройдет безнаказанно? Может быть, вы сами своим молчаливым согласием способствуете этому?
Не стоит занимать позицию жертвы, лучше переходить в наступление. Вы, как трудящийся человек, имеете право на уважительное отношение к себе. Но, как видим, не все это понимают. Поэтому свое право приходится отстаивать. Но только грамотно.
Станьте значимым человеком, покажите, что с вами нужно считаться. Вначале задайте себе вопрос: директор со всеми так разговаривает или только с вами? С вышестоящими (важными для себя людьми) она ведет себя дипломатично? Вряд ли она долго продержалась бы на работе, скандаля с руководством.
Чтобы показать свою значимость, необязательно сначала добиваться продвижения по служебной лестнице, а уже потом отстаивать свою позицию. Как вести себя уверенно, вы можете подсмотреть у коллег, пользующихся всеобщим уважением, у которых, может быть, стаж работы небольшой, зарплата такая же, но их побаиваются, с ними считаются. Вспомните классиков: «есть женщины в русских селеньях... с походкой, со взглядом цариц». А ведь это говорилось о крестьянках.
Если самостоятельно у вас не получается, запишитесь на тренинг уверенности в себе. На нем с вами профессионально поработают психологи.
Можно сменить тактику общения. Если интеллигентная манера разговора воспринимается руководителем как слабость, лучше на время или только в общении с этим конкретным человеком от нее отказаться. Подобная манера поведения будет представляться как ваша сила, способность за себя постоять, а не склочность, чего вы можете опасаться. В данном случае воспринимайте ее как вынужденную меру защиты.
Человека можно приучить к своей манере общения, но это долгий путь, к тому же делать пристройки стоит, если есть хороший фундамент. Если человек изначально воспитан, а жизненная ситуация заставила его в чем-то измениться, то вещи, понятные ему и прежде, он воспримет. А если воспитания в хорошем смысле и не было, ваше «перевоспитание» взрослого человека ни к чему не приведет. Поэтому психологи рекомендуют говорить с человеком на его языке, понятными для него фразами. Скажем, человек о цветке говорит: «ужасно красиво», а вы в ответ: «да, это ужасно красиво»; ведь если вы скажете, что цветок необыкновенно хорош, с тонким стеблем и прекрасными лепестками, вас скорее всего не то что не дослушают до конца, но и не поймут вообще. Это нейтральный пример. В профессиональном общении вы, как умный педагог, сможете построить фразы сами. Удачи, и да здравствует справедливость!

Ведущая рубрики - Ирина КОЛИНИЧЕНКО, кандидат психологических наук