Леонид Никитич ИВАНОВСКИЙ
Родился 16 ноября 1936 года. Окончил педагогический институт в Великих Луках. По распределению попал на Алтай. Работал учителем истории в Бобровской средней школе, преподавателем в Барнаульском педагогическом училище.
С 1966 по 1972 год - на партийной работе. Затем в качестве директора вернулся в педучилище.
С 1979 по 2012 год - председатель Алтайской краевой организации Общероссийского профсоюза образования.
Член профсоюза с 1954 года.


Юрий Геннадьевич АБДУЛЛАЕВ
Родился 26 декабря 1977 года. После окончания с отличием Алтайского госуниверситета работал учителем русского языка и литературы в средней школе №22 Барнаула. Затем свою педагогическую деятельность продолжил в Немецком национальном районе: заместитель директора по воспитательной работе Шумановской средней школы, директор Полевской средней школы, председатель комитета по образованию.
С 2007 года - в Управлении Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2001» в номинации «Лучший учитель литературы».
Член профсоюза с 1998 года.


- Что сегодня представляет собой профсоюз? Каким вы его сдали/приняли?
Леонид Ивановский: Во многих вопросах мы старались действовать на опережение. Например, первыми в стране создали юридическую службу. Это было еще при советской власти, а потому многим казалось чудачеством, ведь даже термина такого не было - «правовая защита». От кого защищать-то? Ведь самая справедливая в мире власть не обидит! Но мы предвидели - это понадобится.
Что профсоюз имеет сегодня? Финансовую стабильность, отлаженную систему социального партнерства и вообще устойчивое положение дел. Значит ли это, что можно «царствовать, лежа на боку»? Нет. Не такая у нас страна. Не дает костенеть профсоюзным руководителям.
Вспомнить хотя бы девяностые! Тогда мы и не думали о повышении оплаты труда педагогов. Нужно было добиться, чтобы вовремя выплачивали хотя бы ту нищенскую зарплату. Известно, как добивались, - бастовали. По тогдашнему законодательству все наши забастовки были незаконными. Но ни разу власть не осмелилась даже заикнуться о незаконности наших действий. Потому что понимали - требования справедливые.
Юрий Абдуллаев: Кто-то думает, профсоюз - некий анахронизм. Но такой точки зрения можно придерживаться ровно до той поры, пока не придется столкнуться с ущемлением своих прав.
Да, двадцать лет назад в профсоюз вступало больше учителей, и делали они это охотнее. Потому что было такое время: шли годы активной борьбы, забастовок, голодовок. Но плохое быстро забывается, и люди стали выходить из профсоюза, посчитав, что трудности никогда не вернутся и их не коснутся. Что ж, жизнь вносит коррективы.
Однако для нас теперь важна не столько массовость, сколько сознательность наших членов. Сегодня, как мне видится, задача профсоюза - обеспечить гармонию между постоянно растущими потребностями экономики и живыми людьми. Экономисты всегда будут требовать: дешевле, быстрее, лучше. Но это утопия. И если уж на то пошло, дорожает и рабочая сила. Баланс должен соблюдаться.
- Какие проблемы должен решать профсоюз?
Леонид Ивановский: Наступает период, когда жесткость в отношениях работников бюджетных организаций и власти усилится. Ну сколько можно талдычить о реформе образования? Вот сегодня снова главный вопрос - качество подготовки педагогов. Только десять процентов выпускников педвузов - и это не самые сильные ребята - идут работать в школы. А почему? Потому что сегодня считается: страшно не повезло, если пришлось работать учителем!
Те подачки, что были сделаны под выборы, - не решение проблемы, не реформа. А то глядите-ка: Путин поставил задачу достигнуть в зарплатах среднего показателя по экономике. Ну и что? У нас его достигнуть проще простого. Уже достигли. Стали учителя лучше жить? А воспитатели? Нет. Говорят: «Работайте лучше, мы будем вам доплачивать». Да откуда? Из того же махонького фонда оплаты труда?!
В общем, я считаю, нужно добиваться достойных базовых зарплат. Ведь нашли деньги на повышение зарплаты военным и полицейским... Зато потом и качество можно будет спрашивать строже.
Юрий Абдуллаев: Для профсоюза, как и для государства, сегодня важен вопрос достижения качества образования. Но с другой позиции. Насколько учитель готов ко всему новому? Много говорим о новых стандартах, современных условиях, модернизации... Но когда учитель, чтобы заработать, до обеда дает уроки в первом классе, после обеда - в третьем, вечером проверяет тетрадки, о каких стандартах качества может идти речь? Он работает на износ!
Да, нужны новые образовательные программы, ресурсы, оснащение школьных кабинетов и лабораторий. Но нужны и новые стипендии, и новые зарплаты.
Кроме того, мы в ближайшее время планируем начать активную борьбу с излишней отчетностью учителей. Вал бумаг, который приходится обрабатывать педагогу, при всей своей масштабности зачастую малоэффективен. Учителю эти бумаги не нужны, детям - тем более, а как бывший чиновник скажу, что и им они тоже не нужны.

- Какие методы работы с властью в вашем арсенале?
Леонид Ивановский: Если сейчас не начать активных действий, если не перестать уповать только на социальное партнерство, то очень скоро в педагогической сфере начнутся отрицательные процессы. Хотелось бы ошибиться, но боюсь, что я прав.
Вы спрашиваете, можем ли мы заставить власть нас услышать, и подбираете правильный глагол. Надо именно заставлять. Как?
Лет десять назад мне довелось общаться с профлидерами строительной организации одной скандинавской страны. Мы тогда бахвалились, сколько у нас здесь полномочий, а они только улыбались. Мы спросили: «Вы там у себя бастуете»? Они: «Нет». Мы: «Почему?» А они: «Если мы объявим забастовку, то сможем продержаться три месяца, выплачивая компенсации бастующим. А компании-работодатели - не больше месяца. Так что они сделают все, чтобы такой ситуации не произошло».
Я ответил на ваш вопрос? Крепнуть надо профсоюзу. Но и церемониться подолгу не стоит. Да, сотрудничать, но по-серьезному и честно. Давайте жилье, зарплату приличную, качественное повышение квалификации, и не за свой счет.
Юрий Абдуллаев: Многие проблемные ситуации сегодня возникают не потому, что власть в стране плохая, а потому, что люди изменились. Они хотят, чтобы их слышали. Хотят от призывов к открытому правительству и диалогу перейти к делу.
Профсоюз - это сложившийся опыт цивилизованного оппонирования власти. Это не стихийное бедствие. Любая акция готовится серьезно и случается только тогда, когда нас не слышат в течение нескольких месяцев, а то и лет.
У профсоюза в арсенале много средств борьбы, и крайние меры в их числе. Но мне кажется, власть учится видеть проблемы до того, как они перерастут в острую форму. Тем более от стабильности работы школы зависит многое - это нельзя недооценивать: за учителями стоят сотни детей и их родителей.
Педагоги народ неконфликтный. Я сам учитель, и помню, что для меня было гораздо важнее и предстоящей аттестации, и нового оборудования, и очередной реформы - чтобы Вася не прогуливал уроки. Поэтому, если учитель жалуется, значит, его довели до крайности.
...Многое нужно менять, над многим работать. Но я сторонник большого количества маленьких шагов. Скачкообразное движение не для меня, пользы оно, как правило, приносит мало.

Алтайский край