Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов особое внимание в своем докладе обратил на ситуацию с малокомплектными школами страны. «Их и так уже достаточно позакрывали, - сказал министр. - 20 тысяч за последнее время. Надо бережно относиться к школам. Многие учреждения сохранились не благодаря, а вопреки той экономической ситуации, в которой они в последние десятилетия существовали. Закрывать или нет - болезненный вопрос. Приниматься он должен на муниципальном и региональном уровнях, но такие случаи должны стать исключением, а не правилом».
«Каждый ребенок должен учиться в комфортных условиях. Задача это сложная и ресурсоемкая. Но решать ее придется. Вы должны бороться за свои отраслевые бюджеты, - обратился Дмитрий Ливанов к руководителям региональных систем образования. - В каждом регионе должна быть программа приведения школьных зданий в нормальный цивилизованный вид. Где-то уже сейчас все хорошо, где-то это займет какое-то время, но решать проблему надо. Не должно быть школ без канализации и водоснабжения».
Глава Минобрнауки коснулся и проблемы нехватки мест в детских садах: «В разных регионах проблема имеет различную остроту. Разброс охвата детей дошкольными учреждениями составляет от 9 до 100 процентов. Надо использовать различные формы устройства детей в дошкольные образовательные учреждения. Если нужно - вносить изменения в существующие санитарные нормы и правила, менять законодательство. Наша задача сделать так, чтобы дошкольное образование было доступно для каждого гражданина РФ. Серьезность положения с нехваткой мест в детских садах должна быть осознана всеми руководителями органов управления образованием».
Кроме того, Дмитрий Ливанов обеспокоен содержанием российского образования. «Мы сегодня пришли к парадоксальной ситуации: содержание образования определяется содержанием экзаменов. Так быть не должно. Мы будем и дальше обсуждать новые школьные стандарты. Конкретизировать их в части содержания и результатов. Мы должны каждому родителю внятно объяснить, что его ребенок будет знать и уметь после окончания школы. От того, как мы сможем сформулировать результаты обучения в школах, зависит и зарплата учителей. Причем ЕГЭ только один из измерителей этих результатов, он не должен быть главным измерителем качества образования. Нужно дополнить его другими инструментами, использовать портфолио учеников. Я бы также учитывал и средний балл аттестата для оценки успехов ученика. Все это требует обсуждения - профессионального и общественного. И наша задача - такое обсуждение организовать», - подытожил Дмитрий Ливанов.