Оно в этом году и в самом деле было бурным, потому что и вузы, и абитуриенты расценивали нынешнюю приемную кампанию как возможность вскочить в отъезжающий поезд высшего образования. Дело в том, что министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов не нашел ничего лучшего, как именно летом завести разговор о том, что вузов в стране слишком много, что надо оценить качество подготовки их питомцев и оптимизировать количество институтов. Оптимизация, напомню, у нас равна по смыслу сокращению. К тому же прошел слух (а слухи у нас почти всегда сбываются), что количество бюджетных мест будет сокращено. Вот страна в очередной раз и вздрогнула от грядущей реформы в образовании. Вузы стали срочно заполнять места на первом курсе, нарушая все мыслимые законодательные нормы, а абитуриенты - ломиться в их открытые двери.
Сразу надо сказать, что власть имущие от идеи сократить бюджетные места в конце лета отступили. Премьер-министр Дмитрий Медведев даже пообещал, что никакого сокращения не будет. Однако считать, что все так хорошо и все сдержат свои обещания, по меньшей мере наивно, ну когда власть у нас по собственной инициативе отступала от своих намерений? Так произошло и на этот раз. Министерство образования и науки РФ уже отправило, а Государственная Дума РФ уже получила для рассмотрения и принятия проект закона «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статью 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части совершенствования процедур приема в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования). Как до такого додумались чиновники, можно только диву даваться, но додумались, и законопроект, есть такая уверенность, будет принят. В чем его суть, рассказала статс-секретарь, заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк: «Этот закон призван усовершенствовать механизм обеспечения государственной гарантии по определению минимального количества бюджетных мест в вузах Российской Федерации. В настоящее время эта государственная гарантия установлена двумя федеральными законами: Законом «Об образовании» и Законом «О высшем послевузовском образовании» на уровне 170 студентов на 10 тысяч населения. Этот способ, безусловно, предоставит возможность установить прямую зависимость количества бюджетных студентов от численности населения, но, к сожалению, он абсолютно не учитывает возрастную структуру населения Российской Федерации. А она, к сожалению, за последние годы сильно изменилась и в ее составе существенно уменьшилась доля молодого населения. Если в 2006 году молодежь в возрасте от 17 до 30 лет составляла 23 процента, то в 2016 году согласно прогнозам Росстата эта цифра будет равняться всего 18 процентам. При этом именно эта возрастная категория обеспечивает основной приток студенчества в вузы и составляет 97 процентов. Если мы сохраним использование того механизма, который сейчас законодательно регламентирован, то придем к тому, что образование станет фактически внеконкурсным. Мы провели анализ и посчитали, что если в 2009 и 2010 годах бюджетный прием составлял 56 процентов от выпуска школ, то в 2013 году он уже составит 73 процента, а в 2015 году сравняется с количеством выпускников школ. Такая ситуация не может не настораживать, потому что это приводит одновременно к нарушению двух конституционных и законодательных принципов - принципа доступности высшего образования на конкурсной основе и принципа получения высшего образования лицами, наиболее подготовленными к освоению образовательных программ высшего профессионального образования. Поэтому законопроект предлагает иной механизм определения государственной гарантии - в зависимости не от общей численности населения, а от численности молодежи на уровне 800 студентов на 10 тысяч населения в возрасте от 17 до 30 лет. Одновременно хочу обратить внимание, что эта норма устанавливает только расчет минимального количества бюджетных мест, в зависимости от потребностей экономики, от бюджетных возможностей Российской Федерации она может быть больше, если это будет необходимо. Закон не создает ограничений или запрета на получение высшего образования лицами, которые не попадают в эту возрастную категорию, потому что сохраняется норма, обеспечивающая доступность всем гражданам Российской Федерации, независимо от пола, возраста, места проживания, получения бесплатного высшего профессионального образования». Вроде бы все логично, но есть определенные сомнения, так как вместо массового высшего образования нам предлагают связь исключительно с демографией.
Надо ли особо объяснять, что, с одной стороны, неясно, сколько и каких вузов останется, с другой стороны, сколько бюджетных, то бишь бесплатных, мест предоставят, и эти неясности вызвали буквально вал поступающих. Но и вузы старались как могли набрать побольше студентов в надежде, что полный набор будет учтен при определении судьбы самих высших учебных заведений.
Очень даже солидные вузы, которым, кажется, не нужно ловчить и обманывать, каждому приходящему абитуриенту при подаче заявления о приеме в вуз предлагали принести оригиналы документов и обещали их в этот момент сразу зачислить на первый курс, хотя это нарушает приказ Министерства образования и науки РФ. При этом предложения о мгновенном зачислении в момент поступления документов часто поступали тем, кто по рейтингу баллов ЕГЭ находился не на первых строчках. Таким образом получалось, что в первую волну все места были заняты, а тем абитуриентам, которые пришли во вторую волну и имели даже более высокие баллы по ЕГЭ, вузы в приеме отказывали или предлагали поступить на коммерческую форму обучения. После таких событий Студенческий союз России задумался над тем, как сделать Федеральную базу свидетельств ЕГЭ открытой для всех, дабы установить всеобщий общественный контроль, а также заставить вузы публиковать на сайтах ранжированные списки абитуриентов в режиме реального времени. Студенты считают, что эти меры хоть в какой-то степени помогут бороться с нарушениями при приеме.
Тут нельзя не сказать о документах и той информации, которую абитуриенты представляют в приемные комиссии. И в этом году, как и в прошлом, было много самых разных фальсификаций. Обычно все выясняется уже тогда, когда начинается учебный год: обманщиков выявляют, отчисляют, но вуз при этом страдает, так как освобождаются места, которые могли бы занять честные ребята, а у нас нынче нормативно-подушевое финансирование. Получается, что вуз наказан финансово, а обманщик никакого наказания не несет - нет таких законодательных норм, которые можно было к нему применить. Еще хуже, если вуз, не желая выносить сор из избы (фальшивые или недостоверные документы проглядели их же приемные комиссии), оставляют обманщиков в числе студентов. Но так будет уже недолго. Министерство образования и науки РФ 25 июля 2012 года направило в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части совершенствования формирования государственного задания на подготовку лиц с высшим профессиональным образованием за счет средств федерального бюджета). Статс-секретарь, заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк прокомментировала и этот документ: «Законопроект разработан в инициативном порядке Министерством образования и науки Российской Федерации для введения дисциплинарной ответственности в отношении граждан, зачисленных в учреждения высшего профессионального образования с нарушением порядков приема, допущенных по вине этих граждан. В частности, законопроект устанавливает, что если уже после зачисления в образовательные учреждения выявлено предоставление при поступлении недостоверных сведений, повлекших неправомерное зачисление, то эти нарушения гражданина будут основанием для отчисления его из образовательного учреждения. По информации, поступающей из образовательных учреждений, правоохранительных органов, к сожалению, подобные случаи участились. Имеются нарушения, связанные с предоставлением искаженных результатов единого государственного экзамена, или случаи, когда абитуриенты представляют сведения о наличии льгот при поступлении, которых они не имеют либо имеют в меньшем объеме, или о сокрытии фактов наличия у них высшего или среднего профессионального образования, что позволяет гражданам повторно получить соответствующий уровень образования бесплатно».
Другие, не менее солидные вузы, используя возможность проведения дополнительных испытаний, предлагали абитуриентам их пройти и получить дополнительные баллы к баллам ЕГЭ. Идея благая. Вузу действительно нужно убедиться в том, что выбор профессии человек сделал осознанно. Однако иногда вузы использовали эту идею в своих личных интересах. На недавнем заседании Комитета по образованию Госдумы РФ депутат Николай Булаев рассказал министру Дмитрию Ливанову о том, что анализ показывает: очень часто результаты этих дополнительных испытаний абсолютно не соответствуют результатам ЕГЭ. Например, у молодого человека может быть высокий балл в школе и абсолютно низкий балл на дополнительном испытании или низкий балл по ЕГЭ в школе и  чуть ли не 100-процентный балл на дополнительном испытании. Николай Иванович, мягко говоря, намекнул, что и такие престижные вузы, как МГУ и Санкт-Петербургский университет, должны работать в одном правовом пространстве с другими вузами страны.
Примером того, как можно привлечь ребят в вуз, не используя никаких незаконных уловок, может служить работа Московского авиационного института, который в этом году, получив заявления о приеме, устраивал для будущих студентов экскурсии по всем факультетам, лабораториям, чтобы они смогли убедиться в том, как вуз готов к их обучению. Что интересно: все, кто в таких экскурсиях поучаствовал, после этого ни в какие другие вузы не пошли и принесли оригиналы документов в МАИ.
Вывод один: надо заботиться о том, чтобы в вуз пришли заинтересованные люди, но при этом не нарушать законы. А нас ожидает еще и интегрированный закон «Об образовании в РФ», который Дума будет рассматривать осенью и, не исключено, примет к концу нынешнего года. Какие там будут нормы для поступления в вузы, пока сказать трудно, но то, что они не улучшат положение поступающих, можно догадываться. Теперь все зависит от позиции педагогического сообщества, Российского союза ректоров и Общероссийского профсоюза образования, который недавно подписал соглашение о сотрудничестве с отраслевым комитетом Госдумы РФ.