Цели:
- психологическое просвещение родителей (психологические особенности младшего подросткового возраста);
- анализ особенностей адаптации учащихся;
- акцентирование внимания родителей на возможных трудностях адаптации пятиклассника к учебной деятельности в средней школе;
- рекомендации родителям по вопросам повышения адаптивных возможностей пятиклассников.

Ход родительского собрания
Учитель: Уважаемые родители! Теперь вы родители пятиклассников. Это новая ступень в вашей жизни и жизни ваших детей. Четыре года назад это были забавные малыши, сегодня это серьезные ученики. Все эти годы вы поддерживали, настраивали на рабочий лад, утешали своих детей. Каждый из вас уже наверняка наметил стратегию поведения со своим повзрослевшим ребенком. Давайте обсудим, как же мы будем помогать своим детям учиться. Но сначала я предлагаю вам вспомнить лето.

1. Упражнение «На пляже»
Учитель: Сядьте, пожалуйста, удобно. Мы сейчас обратим свою память в недавнее прошлое. Представьте себе летний день. Вы на пляже. Вы лежите на песке, вам очень хорошо, комфортно. Вы чувствуете песок, солнышко ласкает тело. Вам просто замечательно. Запомните это ощущение.
Проходит некоторое время, и вам становится жарко. Вам хочется в воду, но пока еще рано, вам немного лень, и желание еще не такое сильное. Проходит время, и нестерпимо хочется в воду. Запомните это ощущение.
Как вы входите в воду? Кто-то с разбега, кто-то медленно и осторожно. Первые доли секунды в воде… Что вы чувствуете? Какие у вас ощущения? Слегка прохладно, а может, и холодно. Кожа на миг как бы твердеет, напрягается. В какие-то доли секунды, может быть, хочется вернуться на солнышко. Но мы решаем остаться. Запомните это ощущение.
Постепенно ощущение дискомфорта проходит, и мы остаемся в воде и наслаждаемся ее прохладой. Когда нам станет дискомфортно в воде, мы выйдем из нее, а пока мы остаемся и будем наслаждаться. Запомните это ощущение.
На доске вывешивается таблица «Пляж и школа».
Давайте вспомним наше упражнение и проведем параллель между ощущениями на пляже и ощущениями пятиклассника. Итак, какому периоду и состоянию в жизни ребенка соответствует состояние «лежу на песке»?
Заполняется таблица соответствия. (См. таблицу «Пляж и школа».)
Теперь нам понятны ощущения наших детей на этапе перехода из начальной школы в среднюю.

2. Какие трудности могут встретиться пятикласснику на этом пути? Почему это может негативно отразиться на адаптации пятиклассника?
Выслушать версии и комментарии родителей, обобщить.
    Новые учителя. Увеличилось количество предметов, а значит, и количество учителей; у каждого учителя свои требования, и приспособиться к ним на первых уроках сложно; в начальной школе основной учитель знал, что он задал по всем предметам, и мог дозировать домашнее задание.
    Новые требования статуса. В прошлом году в начальной школе дети были самыми старшими и потому самыми главными, важными, успешными. В средней школе они вдруг оказались самыми маленькими и беззащитными. С другой стороны, взрослые считают, что ребенок уже вырос.
    Новое отношение родителей. Часто взрослые считают, что если ребенок перешел в среднюю школу, значит, он автоматически стал взрослым и самостоятельным. Фразы родителей «он должен», «ты должен» все чаще звучат в адрес ребенка. Ребенок сам прекрасно осознает свою взрослость, но часто ему не хватает жизненного опыта ее осознать. Да к тому же взрослые не всегда поясняют, что же конкретно ребенок должен делать.

Какие признаки в поведении ребенка свидетельствуют о дезадаптации школьника?
Родители рассказывают о своих наблюдениях за поведением детей после школы.
Усталый, утомленный вид ребенка.
Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне.
Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелание выполнять домашнее задание.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный ночной сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

3. Какие они, наши пятиклассники? Что должны, по вашему мнению, уметь дети 10-11 лет?
Учитель обобщает высказывания родителей.
Пятиклассники должны:
- уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
- уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
- стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
- уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
- иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
- уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
- уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

Уровень адаптации (анализ анкет).
В начальную школу вернуться дети не хотят. В 5-м классе разные учителя, новые предметы, классные часы. Не нравится ходить по кабинетам, много домашних заданий. Дети отмечают, что интересно на уроках физической культуры, математики, истории, изобразительного искусства, природоведения, русского языка, иностранного языка. Вызывают затруднения уроки информатики, русского языка, иностранного языка, математики. Много времени занимает выполнение домашних заданий по русскому языку, иностранному языку, математике. Дети с интересом выполняют домашние задания по математике, информатике, истории. Родители в разной степени оказывают помощь в подготовке домашних заданий.

4. Как следует вести себя родителям в этот непростой для ребенка период?
Учитель: Я предлагаю вам некоторые рекомендации (на карточках). Обоснуйте, важны они для вас или нет, выскажите свое мнение. Таким образом мы вместе примем правила поведения родителей с пятиклассниками.
В течение нескольких минут родители обсуждают предложенные рекомендации.

Рекомендации родителям пятиклассника
1) Помните, что для ребенка по-прежнему важно соблюдать режим дня. Обращайте внимание на организованность вашего ребенка, обсуждайте с ним такие вопросы:
- как можно учиться на собственных ошибках;
- почему иногда не хочется учиться и что с этим делать;
- что нужно, чтобы учиться хорошо.
2) Не думайте, что ваш ребенок повзрослел и можно ослабить контроль. Это может привести к тому, что незаметно для вас ребенок перестанет усваивать материал.
3) Помогите ребенку разобраться в новых для него жизненных условиях. Подойдите к каждому преподавателю (особенно если вы видите, что у ребенка есть проблемы по этому предмету), уточните требования к уроку, домашней работе и т. п.
4) Помогайте пятикласснику выполнять домашнее задание, но не делайте работу за него. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.
5) Проявляйте искренний интерес к делам ребенка, к его школьной жизни, к тому, какие у него взаимоотношения с одноклассниками. Побуждайте рассказывать о его делах, и не только учебных. Старайтесь быть терпеливыми слушателями, не давайте скорых и резких оценок, это может обидеть ребенка, и в следующий раз он уже не будет столь доверчив.
6) Помогите ребенку почувствовать интерес к предметам, преподаваемым в школе. Помогите определить и понять, к чему ему стремиться. Обсуждайте с детьми их увлечения, интересы, учебные предметы, которым они отдают предпочтение.
7) Особенно важно сейчас приложить все старания, для того чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу дома. Ваш ребенок должен всегда помнить о том, что его любят просто потому, что он есть, а не за то, что он приносит из школы хорошие отметки. Помните: сейчас вашему ребенку нужны ваши поддержка и понимание.
8) Поможем ребенку сохранить работоспособность с помощью следующих правил:
1. Вернувшись из школы, ребенок должен хотя бы несколько минут полежать спокойно, расслабившись. После обеда очень хорошо совершить небольшую прогулку.
2. Ребенку не следует часами сидеть за учебниками. Через каждые 30-45 минут следует делать 15-минутные перерывы.
3. Самое лучшее средство для восстановления потраченной энергии - сон. Дети 8-10 лет должны спать не менее 10 часов, 12-15 лет - 8-9 часов.



Заключительная часть. Подведение итогов
Учитель: В заключение нашего разговора хочется напомнить родителям об их главном таланте и обязанности: родителям нельзя лениться. Родители должны уметь наблюдать, уметь чувствовать. Как ребенок спит? Как ест? Почему пропал аппетит? Не испытывает ли он чрезмерной нагрузки? Только благодаря этому таланту, терпению и любви можно преодолеть все трудности. И еще: правильно относитесь к неприятностям, все-таки случающимся в жизни. Будьте оптимистами и научите этому своего ребенка. Удачи!

​Светлана ЖМУРКИНА, учитель математики Прудковской средней школы Смоленской области, победитель VII Всероссийского конкурса «Мудрая сова»