- Мы не создавали какую-то особую региональную модель образования. Просто в нашем крае, население которого насчитывает
2,5 миллиона человек, около половины - жители сельской местности. Из 1226 образовательных учреждений 80 процентов находятся на селе. В каком состоянии совсем недавно они были, объяснять не нужно. В 2005 году только 35 процентов детей обучались в условиях, которые отвечали общероссийским стандартам. Конечно, нужны были прорывные действия. Регион, в котором вопросы образования решаются по принципу «и так сойдет», обречен. У него нет будущего. Что нами сделано? Построены 24 новые школы, в 250 зданиях образовательных учреждений проведен капитальный ремонт. К безусловным достижениям реформы образования в крае отношу то, что сегодня уже 75 процентов школьников учатся в современных условиях. В каждой построенной или отремонтированной школе я лично бывал неоднократно, контролировал процесс строительства, беседовал с педагогами. Мы стараемся сделать так, чтобы учреждение образования на селе не только давало детям образование, но и занималось нравственным, культурным, духовным воспитанием. Поэтому, как вы правильно заметили, многие сельские школы на Алтае не уступают городским, а в чем-то их даже превосходят. И образование, которое получают сегодня в современной сельской школе, вполне может соответствовать тому, что дается в городских учебных заведениях.
- Александр Богданович, с 2007 года в крае сельским учителям-просветителям вручается премия имени Степана Павловича Титова. Вы были инициатором ее введения. Говорит ли это об особом отношении к сельским учителям?
- Да, я действительно инициировал краевую премию для сельских учителей, активно занимающихся просветительской деятельностью. Степан Павлович был уникальным человеком, его недаром называли сельским Леонардо. Когда я первый раз попал в Полковниково в музей нашего земляка - космонавта Германа Титова, то о его отце рассказывали как-то скороговоркой. А меня зацепило. Ведь этот удивительный человек преподавал все предметы - от пения до физики... Он создал оркестр, играл на скрипке, выучил и широко пропагандировал эсперанто, развел сад, столько сделал доброго и для школы, и для села! Премию мы вручаем его последователям, сельским просветителям-подвижникам, именно за внеурочную деятельность.
Сегодня мы делаем все, чтобы возродить на селе экономику, поднять полеводство, животноводство. Работы много, и приходится применять разные средства. К примеру, когда я начинал работать губернатором, то объявил личным врагом каждого, кто зарежет свою корову-кормилицу (смеется). Но, поверьте, самая большая и сложная задача - это возродить село духовно. И здесь трудно переоценить роль учителя. Я очень трепетно отношусь к сельским учителям. Сам я формированием своей личности, тем объемом базовых знаний, которые ведут меня по жизни, во многом обязан сельским школьным учителям. У меня был любимый наставник - историк, директор школы Иван Александрович Попов. Он помог мне с выбором профессии, отговорил поступать после восьмого класса в сельскохозяйственный техникум. И моя золотая медаль сельской чеканки оправдала себя в дальнейшем. За все время обучения в вузе у меня не было ни одной четверки. И сельских учителей я считаю людьми особыми. Это не профессия - это призвание.
- А можно ли все-таки сказать, что сельским школам уделяется больше внимания?
- У вас сложилось такое мнение? Это не так! Разве можно разделять единую систему образования? Жаль, вы не видели Бийский лицей. Красивое здание, оснащение - самое современное, высокий кадровый потенциал. Без малого тысяча школьников получают здесь прекрасное образование. Есть интернат для одаренных детей из ближайших сел. Это дает возможность талантливым деревенским ребятам, в том числе из малообеспеченных семей, получать образование, о котором можно только мечтать. Первого сентября в Барнауле открылась еще одна красивая современная школа. В ней есть все для обучения и воспитания детей. Даже актовый зал, футбольное поле с искусственным покрытием. Вокруг этой школы будет сформирован образовательный кластер.
Не могу не сказать о роли национального проекта «Образование». Помните, сколько было вначале скепсиса? Это не то, это путь не туда, мол, одна показуха. Каюсь, и у меня были внутри кое-какие сомнения. Что я сделал? Встретился лично с разработчиками концепции реформирования школьного образования. Хотелось понять, что они предлагают, что это даст - не все же на бумаге напишешь. Два часа беседовали. Убедившись в правильности выбранного пути, я потом пошел как танк. Так же как в случае с буренками, предупредил: кто против перемен в образовании - тот мой личный враг. Думаете, учительство не противилось реформам? Все было. Но вот в конце прошлого года мы провели опрос, и 75 процентов учительского состава высказались за поддержку реформы образования. Произошли просто тектонические сдвиги.
- Вас, Александр Богданович, называют лидером образовательной команды, потому что многие инициативы реформирования образования исходили именно от губернатора. Какие перемены вас радуют?
- Непростой вопрос. Многое радует, но еще немало предстоит сделать. К хорошему быстро привыкают. Если несколько лет назад, когда мы сдавали новую школу, на нее смотрели как на чудо, то сегодня уже во всех районах есть современные, отвечающие новым требованиям учебные заведения. Школы, где учатся более ста детей, имеют столовые, оснащенные новейшим оборудованием. В обучении и воспитании нет мелочей. Я обязательно, когда бываю в школах, обращаю внимание на детали. К примеру, мне важно не только меню столовой, но и какой посудой пользуются дети, как сервирован стол. В любом образовательном учреждении воспитательные, эстетические функции должно выполнять все - от столовых приборов до внешнего вида учителя, его словарного запаса...
Что радует? В этом году в краевой театр драмы на Губернаторский бал прибыли 670 медалистов. По сравнению с прошлым годом количество школьников, преодолевших свой первый жизненный рубеж на «отлично», увеличилось в полтора раза. Чем не повод для радости?
- Алтай - родина многих талантливых людей. За последнее время (это отмечают как жители, так и гости) многое изменилось в облике сел, где родились и жили именитые земляки. И это тоже важная составляющая системы воспитания подрастающего поколения?
- Несомненно. Гордость за своих земляков - замечательное чувство. Молодые люди должны видеть, на какой богатой земле они живут, как притягателен наш край.
В Полковниково, на родину космонавта Германа Титова, или в Сростки, где жил и работал Василий Шукшин, люди едут отовсюду. Ежегодно в селе Косиха проводятся поэтические чтения, посвященные еще одному нашему выдающемуся земляку - Роберту Рождественскому. В текущем году они были особые - юбилейные. К этой дате мы открыли в Косихе Центр патриотического воспитания имени Роберта Ивановича. Мы гордимся Вячеславом Шишковым, который был не только замечательным писателем, но и геодезистом. Он входил в группу разработчиков проекта Чуйского тракта. А как не воздать должное Михаилу Тимофеевичу Калашникову? В Курье, на его родине, открыт музейный комплекс. Представьте: сохранилась школа, где Михаил Тимофеевич учился. И церковь, где его крестили, тоже уцелела. Только там долгое время находился Дом культуры. Теперь, когда построен новый Дворец культуры, будем восстанавливать храм. Можно долго перечислять наших славных земляков. К примеру, один только отечественный кинематограф многим обязан Алтаю. Имена-то какие: Иван Пырьев, Василий Шукшин, Екатерина Савинова, Жанна Болотова, Нина Усатова, Валерий Золотухин...
Уверен, Алтай подарит стране еще немало талантливых людей. И нам сегодня важно сделать все для того, чтобы дети раскрыли свои способности, таланты. Школа в этом деле может многое. Наша задача - помогать ей использовать все возможности социума. Молодой человек к окончанию школы должен обязательно посмотреть десяток хороших спектаклей в театре, неоднократно побывать в музее, на концерте живой симфонической музыки, послушать настоящий орган... Вы видели здание филармонии? Дворец! Здесь проводится международный фестиваль органной музыки, на котором можно услышать исполнителей мирового уровня. Есть концертный рояль «Стенвей». В мире их всего около сотни, а у нас он есть! И все это культурное богатство должно работать в том числе и на образование, на воспитание. Школьные автобусы, а их в крае более шестисот, доставляют детей на краевые культурные площадки из самых отдаленных сел.
Когда после школы я поступил в Свердловске в вуз, то был просто потрясен количеством театров и музеев и дал себе слово побывать в каждом. С другом даже составили программу.
- Не могу не спросить о школах-невеличках. Ваше отношение к ним?
- В малокомплектной школе каждый ученик на виду. Это плюс. Но я не считаю маленькое образовательное учреждение идеалом. Конечно, у нас есть специальное нормативное финансирование для таких школ. Я убежден: прежде чем решать вопрос, быть или не быть малокомплектной школе, надо сначала показать родителям, что даст их детям учебное заведение с большей наполняемостью. Они должны воочию оценить все преимущества. А там дальше пусть сами решают, где лучше. Сейчас демографическая ситуация в крае меняется: ежегодно рождается около 30 тысяч детей, и в начальной школе проблем с наполняемостью нет. Мы это учитываем в своих планах.
Считаю, что устремленность в завтрашний день не должна отвергать то ценное, что мы имеем. Многому учат встречи с людьми. Недавно поздравлял с 90-летием Алексея Ивановича Скурлатова. Он прошел всю войну простым солдатом. Человек с уникальным природным чувством юмора и удивительной скромностью, никогда не выставлял напоказ свои награды, не напрашивался в президиумы. К нему сегодня тянется молодежь. Приходят школьники, ребята из военно-патриотических клубов - без визитеров он не живет. И возраст не помеха. Кстати, к нашему юбилею (75 лет назад 28 сентября был подписан указ о создании Алтайского края) мы выпускаем двухтомник, в котором собраны 75 очерков о выдающихся личностях региона, как ныне здравствующих, так и ушедших. Чем не повод вспомнить земляков, проявивших свои таланты в труде, творчестве, общественной жизни?! Часто оказывается, что не надо ходить за моря-океаны за идеалами. Они рядом с нами.

Досье «УГ»

Александр Богданович Карлин родился в селе Медведка Тюменцевского района Алтайского края. Окончив среднюю школу с золотой медалью, поступил в Свердловский юридический институт. Окончил его с красным дипломом. С 1972 года работал в прокуратуре г. Бийска следователем, старшим следователем, заместителем прокурора Приобского района города. В 1982-м стал начальником отдела краевой прокуратуры. В 1986-м приглашен на работу в Генпрокуратуру СССР. В 2000-2001 гг. был первым заместителем министра юстиции Российской Федерации. В 2004 году возглавил новое подразделение Администрации Президента РФ - Управление по вопросам государственной службы - и организовал его работу. С 2005 года - глава администрации Алтайского края, с 2007 года - губернатор. В 2009-м избран на новый срок. Доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Женат, имеет двоих сыновей.

Барнаул