КОММЕНТАРИЙ к нормативным правовым актам, регулирующим вопросы продолжительности, а также особенности режима рабочего времени педагогических и других работников образовательных учреждений


Нормативные правовые акты, регулирующие продолжительность и особенности режима рабочего времени педагогических и иных работников

Основополагающими федеральными законодательными и иными нормативными правовыми актами, применяемыми при регулировании продолжительности и особенностей, связанных с режимом рабочего времени учителей, преподавателей, других педагогических и иных категорий работников образовательных учреждений, являются:
- Трудовой кодекс РФ;
- Закон РФ «Об образовании»;
- типовые положения о соответствующих типах образовательных учреждений;
- приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. №2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 г., регистрационный №19709 (далее - приказ Минобрнауки России №2075);
- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», зарегистрированным Минюстом России 26 июля 2006 г., регистрационный №8110 (далее - Положение об особенностях режима рабочего времени; приказ Минобрнауки России №69);
- постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», зарегистрированное Минюстом России 7 августа 2003 г., регистрационный №4963 (далее - постановление Минтруда России №41).
Анализ приведенных выше нормативных правовых актов целесообразно начать с приказа Минобрнауки России №2075, который принят взамен постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
Следует отметить, что приказ Минобрнауки России №2075 не предусматривает каких-либо кардинальных изменений в порядке регулирования продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, за исключением снижения нормы часов педагогической работы за ставку для учителей I-IV классов, в том числе учителей-специалистов, преподающих в этих классах отдельные учебные предметы.
В основе своей положения приказа направлены на обеспечение принципа стабильности правового регулирования вопросов продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников.
Основанием для его принятия является статья 333 ТК РФ, в соответствии с которой Правительство РФ передало Министерству образования и науки Российской Федерации полномочия по определению продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников в зависимости от должности и (или) специальности и с учетом особенностей их труда.


Понятие сокращенной продолжительности рабочего времени для педагогических работников

Статьей 333 ТК РФ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 №90-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ) для педагогических работников предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Одновременно в этой же статье имеется очень существенное уточнение о том, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как было отмечено выше, Правительство РФ возложило данное полномочие на Министерство образования и науки Российской Федерации, которое реализовало его изданием приказа от 24 декабря 2010 г. №2075.
Как следует из указанного приказа, продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) у различных категорий педагогических работников различна.
Следовательно, понятие «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» - это не общеустановленная и обязательная для всех педагогических работников продолжительность рабочего времени, как иногда неправомерно трактуется данное положение ТК РФ, а всего лишь ее предельная продолжительность, которая уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 333 ТК РФ может быть определена по каждой из должностей педагогических работников с учетом всех особенностей труда по этим должностям. Причем для отдельных категорий педагогических работников в соответствии со статьей 333 ТК РФ должна быть определена не продолжительность рабочего времени, а норма часов педагогической работы за ставку заработной платы.
Таким образом, приказом Минобрнауки России №2075 педагогическим работникам в зависимости от наименований их должностей и особенностей выполнения педагогической работы в образовательных и иных учреждениях установлена либо продолжительность рабочего времени, либо норма часов педагогической работы за одну ставку заработной платы.
Продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов педагогической работы в неделю, установлена педагогическим работникам, предусмотренным в пункте 1 приложения к приказу Минобрнауки России №2075, а норма часов за одну ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю, либо 720 часов в год - педагогическим работникам, предусмотренным пунктами 2 и 3 приложения к указанному постановлению.
Так, продолжительность рабочего времени, составляющая 30 часов в неделю, установлена:
    старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).
Продолжительность рабочего времени, составляющая 36 часов в неделю, установлена:
    работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
    старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;
    педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду;
    методистам, старшим методистам образовательных учреждений;
    тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);
    руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования;
    преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки;
    инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.
Приказ Минобрнауки России №2075 в настоящее время не регулирует продолжительность рабочего времени по должности педагога-библиотекаря. Вместе с тем, учитывая, что в соответствии со статьей 333 ТК РФ для педагогических работников, к которым отнесена указанная должность, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов, педагоги-библиотекари имеют право выполнять возложенные на них обязанности в пределах 36-часовой рабочей недели.
Необходимо также учесть, что оплата труда педагогических работников, для которых установлена продолжительность рабочего времени, осуществляется на основе размеров должностных окладов, а педагогических работников, для которых установлены нормы часов за ставку заработной платы, - на основе размеров ставок заработной платы.


Отличие в оплате труда на основе ставок заработной платы от оплаты труда по должностным окладам

Отличие оплаты труда на основе ставок заработной платы от оплаты по должностным окладам состоит в том, что в первом случае педагогическому работнику, постоянно осуществляющему с его согласия педагогическую работу сверх установленной нормы или меньше установленной нормы, оплата производится пропорционально количеству часов учебной нагрузки (педагогической работы) в одинарном размере из расчета установленной ему ставки заработной платы.
Нормы часов педагогической работы в неделю (в год), установленные за ставку заработной платы, и размер месячной ставки являются расчетными величинами, применяемыми при исчислении заработной платы педагогических работников за работу в течение месяца с учетом фактически установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы).
Исключением являются случаи, когда выполнение работы сверх установленной нормы осуществляется по инициативе работодателя, ее следует рассматривать как сверхурочную работу. Например, к такой работе могут быть отнесены случаи привлечения воспитателей дошкольных образовательных учреждений к работе сверх установленного рабочего времени при неявке сменяющего работника или родителей. Такая работа компенсируется в порядке, предусмотренном статьей 152 ТК РФ.
Если же педагогическому работнику выплачивается должностной оклад за установленную продолжительность рабочего времени (30 или 36 часов в неделю), то при привлечении его работодателем к работе сверх указанной продолжительности рабочего времени, его заработная плата пропорционально дополнительно отработанному количеству часов не изменяется.
Такая работа компенсируется либо в виде оплаты в повышенном размере в порядке, установленном за сверхурочную работу (ст. 152 ТК РФ), либо путем предоставления дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, продолжительность которого составляет не менее трех календарных дней, если должность работника отнесена к работникам с ненормированным рабочим днем. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.


Педагогические работники, которым установлены нормы часов педагогической работы за ставку, определение размера их заработной платы

К педагогическим работникам, которым установлена не продолжительность рабочего времени, а нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, относятся педагогические работники, должности которых предусмотрены пунктами 2 и 3 приложения к приказу Минобрнауки России №2075.
Норма часов педагогической работы, установленная за одну ставку заработной платы для педагогических работников, предусмотренных в пункте 3 приложения к приказу Минобрнауки России №2075, фактически соответствует недельной продолжительности их рабочего времени, в пределах которой педагогические работники выполняют свои должностные обязанности, если объем их работы не превышает установленную норму.
Например, воспитатели образовательных учреждений, объем работы которых соответствует норме часов за ставку заработной платы, составляющей 25, 30 или 36 часов в неделю в зависимости от того, в каких образовательных учреждениях (группах) или иных учреждениях для детей они работают, выполняют свои должностные обязанности в пределах этих норм.
При объеме преподавательской (педагогической) работы сверх установленных норм или менее установленной нормы продолжительность рабочего времени увеличивается или уменьшается.
Определение размера заработной платы (тарификация) педагогических работников, для которых нормы часов преподавательской (педагогической) работы определены, исходя из количества часов в неделю, осуществляется путем умножения размера месячной ставки заработной платы на фактический объем преподавательской (педагогической работы) в неделю и деления полученного результата на установленную за ставку норму часов преподавательской (педагогической) работы в неделю.
Размер заработной платы (тарификация) преподавателей образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального, среднего профессионального образования, для которых установлена норма 720 часов преподавательской работы в год за ставку заработной платы, определяется до начала учебного года в виде средней месячной заработной платы путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный ему фактический объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.
Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа).


Особенности рабочего времени педагогических работников, должности которых предусмотрены в пункте 2 приложения к приказу Минобрнауки России №2075

Для педагогических работников, предусмотренных в пункте 2 приложения к приказу Минобрнауки России №2075, к которым относятся учителя, преподаватели (кроме преподавателей вузов и ИПК), педагоги дополнительного образования и тренеры-преподаватели, норма часов преподавательской работы, установленная за ставку заработной платы, является лишь нормируемой частью их рабочего времени, поскольку должностные обязанности этих работников не ограничиваются только выполнением преподавательской работы.
Например, принятая за расчетную величину при оплате труда учителя норма часов преподавательской работы 18 в неделю не означает, что вся другая педагогическая работа (работа с родителями, внеурочная воспитательная работа, методическая работа и прочая) не оплачивается, как это иногда пытаются утверждать некоторые представители педагогической общественности.
Размер ставки заработной платы учителям в месяц за норму 18 часов преподавательской работы в неделю устанавливается как за выполнение преподавательской работы, так и за выполнение других обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по должности учителя, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Следует отметить, что норма часов преподавательской работы учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей является лишь условной расчетной величиной.
После установления указанным педагогическим работникам конкретного объема преподавательской работы на новый учебный год нормируемой частью их рабочего времени будет являться установленный им фактический объем преподавательской (педагогической) работы, выполнение которой должно регулироваться расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, в кружках, секциях, клубах и других объединениях обучающихся.
Размер оплаты труда за учебную нагрузку больше или меньше нормы подлежит пропорциональному увеличению или уменьшению по сравнению с размером месячной ставки их заработной платы.
Продолжительность нормируемой части педагогической работы педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними (пункт 2 примечаний к приложению, утвержденному приказом Минобрнауки России №2075). При этом количеству часов преподавательской работы (учебной нагрузки), установленному указанным работникам при тарификации, соответствует количество проводимых ими занятий продолжительностью, как правило, не превышающей 45 минут. Преподавательская работа в расписании в пределах фактического объема недельной учебной нагрузки может предусматриваться как в течение всех дней рабочей недели, так и в отдельные дни недели.
Обязанности педагогических работников, которые должны выполняться помимо преподавательской работы, определены как в квалификационных характеристиках (раздел «Должностные обязанности»), так и в пункте 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени (приказ Минобрнауки России №69).
Вместе с тем необходимо учесть, что работа учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, осуществляемая помимо учебных занятий, не имеет четких границ и норм, поскольку характер большей части педагогической работы, предусмотренной в квалификационной характеристике и в пункте 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени, позволяет сделать вывод, что ее выполнение осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки: на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, в связи с чем такая работа должна регулироваться соответствующими планами и графиками работ.
Установление каких-либо норм времени для ее выполнения, искусственно увеличивающих ежедневную продолжительность рабочего времени педагогических работников сверх нормируемой ее части, связанной с преподавательской работой, нормативными правовыми актами не предусмотрено, за исключением нормы времени, определенной Положением об особенностях режима рабочего времени для дежурств во время образовательного процесса.
Следовательно, положения нормативных правовых актов ряда органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, закрепляющие для всех педагогических работников, включая учителей, 36-часовую продолжительность рабочего времени, являются неправомерными, противоречащими статьям 100 и 333 Трудового кодекса РФ и принятым в соответствии с ними нормативным правовым актам Российской Федерации.


Особенности реализации приказа Минобрнауки России №2075 для учителей I-IV классов

Изменения в соответствии с приказом Минобрнауки России №2075 в регулировании вопросов, связанных с нормой часов за ставку заработной платы учителей I-IV классов, касаются всех учителей, ведущих преподавательскую работу в 1-4-х классах, в том числе учителей-специалистов, преподающих в этих классах отдельные учебные предметы.
Таким образом, в настоящее время при тарификации учителей I-XI-(XII) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья) на очередной учебный год следует применять единую норму часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы), составляющую 18 часов в неделю.
За преподавательскую работу, выполняемую с согласия учителей сверх установленной за ставку заработной платы нормы часов педагогической работы в неделю, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.
Учителям I-IV классов, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме 18 часов в неделю в связи с передачей преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам, а также учителям этих классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка, в соответствии с пунктом 4 примечания, предусмотренного в приложении к приказу Минобрнауки России №2075, по-прежнему гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой.
Гарантия выплаты ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой сохраняется также за учителями русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения, учителями физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителями иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.
Реализация приказа Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. №2075 позволила в случаях, предусмотренных данным приказом, догружать учителей I-IV классов общеобразовательных учреждений до установленной нормы (18 часов в неделю) другой педагогической работой меньшим количеством часов, что высвобождает их рабочее время и позволяет также увеличивать заработную плату учителей-специалистов за часы преподавательской работы в I-IV классах, а также создает учителям начальных классов возможность получения дополнительной оплаты за педагогическую работу, которую они раньше выполняли без оплаты в счет догрузки до прежней нормы, составлявшей 20 часов в неделю.
Таким образом, если в I-IV классах передача преподавания учителям-специалистам количества часов, предусмотренных учебным планом для проведения уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры, привела к уменьшению учебной нагрузки учителей начальных классов, и оставшаяся учебная нагрузка составляет менее 18 часов в неделю, то этим учителям заработная плата должна выплачиваться в размере не ниже месячной ставки заработной платы при условии их догрузки до установленной нормы часов (т. е. до 18 часов в неделю) иной педагогической работой.
Следует при этом отметить, что догрузка учителей I-IV классов другой педагогической работой не связана с применением к ним на этот период условий оплаты, а тем более нормирования труда, установленных по выполняемой в счет догрузки педагогической работе, поскольку учителям гарантируется выплата в полном размере их собственной ставки заработной платы в пределах установленной за ставку нормы, составляющей 18 часов педагогической работы в неделю.
Так, если формой догрузки учителей начальных классов до установленной недельной нормы часов служит педагогическая работа в группе продленного дня (далее - ГПД), то для сохранения за ними полной ставки заработной платы, установленной по должности учителя, эта работа не должна превышать по времени количества часов в неделю, которого не достает до 18 часов, независимо от того, за какую норму часов педагогической работы в неделю устанавливается ставка заработной платы воспитателям ГПД.
Если, к примеру, у учителей I-IV классов, не ведущих преподавание отдельных учебных предметов (из числа вышеперечисленных учебных предметов), оставшийся объем учебной нагрузки в неделю составит 14 часов, то работодатель для обеспечения гарантии выплаты учителям ставки заработной платы в полном размере вправе догрузить их другой педагогической работой лишь в объеме, не превышающем 4 часов в неделю.
В том случае, когда учителя начальных классов в качестве воспитателя ГПД (с их согласия) будут выполнять педагогическую работу в объеме, превышающем количество часов, необходимое для догрузки их до установленной нормы часов в неделю за ставку заработной платы, дополнительно отработанное ими время в качестве воспитателя ГПД (т. е. сверх 4 часов в неделю, которые в приведенном примере учитель должен был отработать без дополнительной оплаты в счет догрузки до 18 часов) подлежит дополнительной оплате в порядке и на условиях, установленных для воспитателя ГПД, имея в виду, что ставка заработной платы воспитателей ГПД устанавливается за 30 часов в неделю.


Особенности режима рабочего времени учителей и преподавателей, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года уменьшается учебная нагрузка

Для учителей I-XI-(XII) классов, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, сохраняются гарантии по выплате заработной платы в порядке, установленном пунктом 5 примечания, предусмотренного в приложении к приказу Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. №2075. Также это касается преподавателей образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования педагогической направленности, нормирование труда которых осуществляется исходя из норм часов преподавательской работы в неделю за ставку заработной платы.
При сокращении в течение учебного года количества обучающихся, воспитанников (групп), которое может повлечь за собой уменьшение учебной нагрузки (объема работы) либо количества часов по учебному плану, в соответствии с указанным пунктом работники должны быть уведомлены работодателем в письменной форме об уменьшении учебной нагрузки (объема работы) и соответственно об изменении оплаты труда, а также о догрузке до установленной нормы (при наличии условий) не позднее чем за два месяца, в течение которых работнику выплачивается заработная плата в прежнем размере (в том числе и в тех случаях, когда учебная нагрузка в прежнем объеме в период после уведомления выполняться уже не будет).
По истечении двух месяцев работникам будет выплачиваться:
- заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;
- заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;
- заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.
Следует при этом учесть, что нормируемая часть рабочего времени указанных работников должна будет пропорционально соответствовать размеру сохраняемой им заработной платы за преподавательскую работу.
В соответствии с пунктом 6 примечания, предусмотренного в приложении к приказу Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. №2075, преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, нормирование труда которых осуществляется исходя из норм часов преподавательской работы 720 часов за ставку в год, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.
Для других педагогических работников (тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования, воспитателей и др.) аналогичных гарантий при уменьшении в течение учебного года по не зависящим от них причинам объема работы не предусмотрено.
Особенности режима рабочего времени педагогических работников в каникулярный период и в период отмены учебных занятий (образовательного процесса)

Особенности режима рабочего времени педагогических работников связаны также с наличием в большинстве образовательных учреждений каникулярного периода. Периоды каникул, то есть перерывы в учебных занятиях, предоставляемые для отдыха обучающихся, для работников образовательных учреждений к перерывам для отдыха не относятся, а являются для них рабочим временем, если каникулярные периоды одновременно не совпадают с ежегодными основными и дополнительными оплачиваемыми отпусками работников.
Регулирование режима рабочего времени педагогических и иных работников образовательных учреждений в период осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников, осуществляется в соответствии с разделом IV Положения об особенностях режима рабочего времени, в соответствии с которым продолжительность рабочего времени педагогических работников изменению не подлежит.
Например, руководители образовательных учреждений, в том числе санаторно-лесных школ, школ-интернатов или образовательных учреждений, на базе которых создаются оздоровительные лагеря, не вправе устанавливать учителям в каникулярный период, не совпадающий с их отпуском, продолжительность рабочего времени, предусмотренную для воспитателей, как это иногда неправомерно практикуется в отдельных образовательных учреждениях.
Вместе с тем следует отметить, что в эти периоды объективно изменяется характер работы педагогических работников, а следовательно, должен уточняться перечень выполняемых ими работ (обязанностей).
Основанием для того, чтобы работодатель вправе был уточнять перечень работ по должностям работников образования в каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, являются:
- раздел «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный №18638);
- Положение об особенностях режима рабочего времени.
Так, в соответствии с пунктом 5 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик установлено, что при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников; отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий; изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.
При уточнении перечня работ, свойственных той или иной должности в конкретных организационно-педагогических условиях, руководителям образовательных учреждений следует руководствоваться разделами IV и V Положения об особенностях режима рабочего времени, в соответствии с которыми в указанные периоды учителя, преподаватели (за исключением преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования) осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, соответствующего установленному объему учебной нагрузки или педагогической работы, определенному им до начала каникул.
Увеличение их рабочего времени в каникулярный период для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами работ намечены соответствующие мероприятия или виды работ.
Если таких мероприятий и работ на каникулярный период не запланировано, то привлечение педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, к выполнению педагогической, методической, а также организационной работы в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени, то есть количеством часов учебной нагрузки, которое педагогический работник имел до начала каникул.
За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся оплата труда учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.
Несколько иной режим рабочего времени в каникулярный период определен для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, поскольку нормируемая часть их рабочего времени определена в виде годового объема учебной нагрузки.
В соответствии с пунктом 4.5 Положения об особенностях режима рабочего времени преподаватели указанных образовательных учреждений во время зимних каникул, а также в период летних каникул, не совпадающий с их отпуском, привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий. За этот период указанным работникам выплачивается среднемесячная заработная плата.
В аналогичном порядке Положение об особенностях режима рабочего времени регулирует рабочее время работников образовательных учреждений в период отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.
К другим основаниям, к примеру, могут быть отнесены периоды приостановки учебных занятий (образовательного процесса) в связи с проведением на базе образовательного учреждения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также единого государственного экзамена.
Периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) по перечисленным и иным основаниям для работников также являются рабочим временем и не могут рассматриваться как простой, как иногда необоснованно пытаются квалифицировать указанные периоды.
За время работы в период отмены учебных занятий (образовательного процесса), как и в периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, не совпадающие с отпуском работников, оплата труда учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул. За другими педагогическими и иными работниками также сохраняется заработная плата.
Привлечение к работе в каникулярные периоды, а также в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) по указанным выше причинам, не совпадающие с отпуском, осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов образовательного учреждения, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы. При составлении графика работы объем установленной недельной учебной нагрузки (педагогической работы) в эти периоды может быть выполнен с согласия работника за меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием, но с большей ежедневной продолжительностью рабочего времени.


Рабочее время и оплата труда учителей, обучающих детей на дому

Особое внимание следует обратить на регулирование в каникулярный период режима рабочего времени учителей, осуществлявших в учебном году индивидуальное обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением.
При возложении на учителей общеобразовательных учреждений, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением учебные часы, предусмотренные на эти цели, должны включаться в их учебную нагрузку на общих основаниях, а в каникулярный период указанные учителя в соответствии с абзацем вторым пункта 4.2 Положения об особенностях режима рабочего времени должны привлекаться к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения детей на дому, установленного им до начала каникул также на общих основаниях.
За работу в период каникул за указанными учителями сохраняется заработная плата с учетом количества часов, приходящихся на индивидуальные занятия с детьми на дому.
Очень часто, нарушая этот порядок (то есть оплачивая труд учителей в каникулярный период, не совпадающий с отпуском, без учета количества часов, приходящихся на индивидуальные занятия с детьми на дому), работодатели либо финансирующие органы пытаются оправдать это тем, что медицинское заключение об обучении ребенка на дому выдано только по 31 мая. Вместе с тем данное обстоятельство не может служить основанием к прекращению выплаты заработной платы с учетом часов индивидуального обучения на дому, поскольку выданная справка соответствует окончанию учебного года, который заканчивается и для других обучающихся тоже, но не влияет на уровень оплаты труда педагогических работников в каникулярный период, не совпадающий с их отпуском.
В случае если у учителя, ведущего в соответствии с медицинским заключением обучение ребенка на дому, учебная нагрузка по не зависящим от него причинам уменьшается в течение учебного года по сравнению с учебной нагрузкой, установленной при тарификации (например, обучающийся направлен в специализированное учреждение или справка выдана не на весь учебный год), то на него также распространяются гарантии по сохранению заработной платы, предусмотренные пунктом 5 примечаний к положению, утвержденному приказом Минобрнауки России №2075.
Следует также учесть, что обучение в соответствии с медицинским заключением детей на дому необходимо осуществлять за счет средств, специально планируемых на эти цели, поскольку эти дети предусматриваются в списочном составе школы и должны учитываться при определении нормативов бюджетного финансирования.
Обучение детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, на дому за счет средств экономии фонда оплаты труда (как это практиковалось в 80-90-е годы) свидетельствовало бы о занижении финансовых средств, которые должны предусматриваться на каждого обучающегося.


Разделение рабочего дня на части

Положением об особенностях режима рабочего времени урегулирован также вопрос, связанный с разделением рабочего дня на части.
Так, в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием воспитанников (школы-интернаты, детские дома, пришкольные интернаты), в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность, прерывающая рабочее время отдельных работников в течение рабочего дня (смены), с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или по согласованию с ним могут вводиться более длительные перерывы для отдыха и приема пищи, превышающие два часа, с тем чтобы общая продолжительность рабочего времени (без учета перерывов) не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.
Такой режим рабочего времени считается неудобным и должен соответствующим образом компенсироваться, например, в порядке, определенном постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 №298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе», в соответствии с которым женщинам на селе за разделение рабочего дня на части с перерывом более 2 часов установлена оплата в повышенном на 30 процентов размере.
Если такая возможность отсутствует, то образовательное учреждение не должно применять порядок разделения рабочего дня на части с перерывом более двух часов подряд, в связи с чем при составлении графиков работы, расписаний целесообразно (например, воспитателям) устанавливать смены разной продолжительности, вводить суммированный учет рабочего времени, для того чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала количества часов, установленных работнику по занимаемой должности.
Если же перерывы в рабочем времени образуются из-за того, что работник выполняет педагогическую работу более чем на одну ставку, в связи с чем невозможно соблюсти непрерывность его работы в течение дня, то это к разделению рабочего времени на части не относится. В этом случае педагогический работник, давая согласие на работу сверх установленной нормы часов за ставку, соглашается на условия выполнения дополнительной работы в установленное время.


Продолжительность работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней

При решении вопроса о продолжительности работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней необходимо руководствоваться статьей 95 ТК РФ, в соответствии с которой продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. Следует учесть, что данная норма распространяется на всех работников, в том числе и на педагогических работников, для которых установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.
В то же время, принимая во внимание, что режим рабочего времени отдельных категорий педагогических работников имеет свои особенности, необходимо учитывать следующее.
В соответствии с приказом Минобрнауки России №2075 рабочее время учителей, преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, как было уже сказано выше, при выполнении педагогической работы состоит из нормируемой части (18 часов в неделю либо 720 часов в год) и части рабочего времени, не имеющей четких границ.
Нормируемой частью рабочего времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, является установленный им объем учебной нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, в кружках, секциях, клубах и др.
Другая часть педагогической работы указанных работников, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника (выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой и др.).
Учитывая эту особенность рабочего времени учителей, преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, вряд ли возможно накануне нерабочих праздничных дней применять сокращение на один час к части их рабочего времени, связанной с преподавательской работой. По всей видимости, накануне праздничных дней следует ограничить привлечение указанных работников к другой части их педагогической работы, которая может увеличить их рабочее время по сравнению с учебной нагрузкой, предусмотренной расписанием занятий.
В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с его согласия, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.
Статьей 95 ТК РФ установлено также, что накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать пяти часов.


Особенности регулирования рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава

В отличие от учителей и преподавателей образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального и среднего профессионального образования, рабочее время лиц из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования и учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов имеет конкретную продолжительность - 36 часов в неделю.
В то же время режим рабочего времени этих работников также имеет свои особенности, поскольку определяется с учетом выполнения преподавательской работы и осуществления научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы.
Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.
Объем преподавательской работы каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее - вуз) и 800 часов в учебном году в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (далее - ИПК).
Режим выполнения преподавателем обязанностей, связанных с научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской работой, а также учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной деятельностью, регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками и т. д.
В правилах внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, других локальных актах необходимо также определить, должны ли преподаватели выполнять указанную работу непосредственно в образовательном учреждении или она может осуществляться за его пределами, как это предусмотрено в разделе VII Положения об особенностях режима рабочего времени.
При решении вопросов сокращения рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней преподавателям вузов и ИПК следует исходить из того, что их рабочее время складывается из двух составляющих. Принимая это во внимание, уменьшение их рабочего дня на 1 час накануне нерабочих праздничных дней целесообразно осуществлять (так же как и у учителей) за счет выполнения в образовательном учреждении работ, непосредственно связанных с научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской работой, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной и другой деятельностью.


Особенности регулирования рабочего времени руководителей образовательных учреждений

Для руководителей образовательных учреждений, их заместителей и руководителей структурных подразделений устанавливается 40-часовая продолжительность рабочего времени за исключением перечисленных работников из числа женщин, работающих в сельской местности, а также в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Для женщин, работающих в сельской местности, 36-часовая продолжительность рабочего времени, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами, установлена постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. №298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» (в ред. Федерального закона от 24.08.1995 №152-ФЗ).
Кроме того, установлен один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.
Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со статьей 320 ТК РФ коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами.
Следует учесть, что руководители образовательных учреждений (подразделений) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования, их заместители, руководители структурных подразделений помимо работы, определенной трудовым договором, вправе на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору осуществлять преподавательскую работу в классах, группах, кружках, секциях без занятия штатной должности.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 постановления Министерства труда и социального развития России от 30 июня 2003 г. №41 работа без занятия штатной должности в том же учреждении, в том числе преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, не является совместительством. Указанным постановлением установлено также, что с согласия работодателя такая работа допускается в основное рабочее время.
Оплата труда руководящих работников за преподавательскую работу, не являющуюся совместительством, осуществляется в порядке и на условиях, установленных для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, в том числе на условиях их тарификации за эту работу.
Следует учесть, что с осуществлением преподавательской работы руководителями общеобразовательных учреждений, учреждений НПО и СПО обусловлено также их право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Так, в соответствии с подпунктом «а» пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781 (с изменениями и дополнениями от 26 мая 2009 г. №449), в стаж работы для назначения указанной пенсии работа в должности руководителей общеобразовательных учреждений и учреждений НПО за период, начиная с 1 сентября 2000 года, засчитывается при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях СПО - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год.
Запрет со стороны органов власти на ведение указанными работниками преподавательской работы равносилен запрету на досрочную трудовую пенсию.
Объем преподавательской работы указанным работникам определяется при заключении трудового договора по основной работе путем внесения в него соответствующих дополнений либо в дополнительном соглашении к трудовому договору. Например, в трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с директором школы, с заместителем директора может быть предусмотрена возможность выполнения преподавательской работы в определенном объеме (указывается предельный объем преподавательской работы, поскольку конкретный объем определяется при распределении учебной нагрузки в образовательном учреждении), а также время ее выполнения (в основное рабочее время, частично в основное рабочее время, за пределами основного рабочего времени).
Следует обратить внимание на то, что право на осуществление руководителями федеральных образовательных учреждений (структурных подразделений), реализующих общеобразовательные программы, образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы, преподавательской работы без занятия штатной должности в классах, группах, кружках, секциях в том же образовательном учреждении на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору, закреплено в Отраслевом соглашении на 2012-2014 годы, заключенном между Министерством образования и науки Российской Федерации и Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации 22 февраля 2012 года и зарегистрированном в Федеральной службе по труду и занятости 27 марта 2012 года (регистрационный номер №204/12-14).
При этом стороны исходили из того, что предоставление преподавательской работы указанным лицам, а также педагогическим, руководящим и иным работникам других образовательных учреждений (структурных подразделений), работникам предприятий, учреждений и организаций (включая работников органов, осуществляющих управление в сфере образования и учебно-методических кабинетов, центров) осуществляется с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и при условии, если учителя, преподаватели, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой по своей специальности в объеме не менее чем на ставку заработной платы.
В приложении №1 к Отраслевому соглашению предусмотрено также, что за время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, а также в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, оплата труда лиц из числа руководящего, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, ведущих в течение учебного года преподавательскую работу, в том числе занятия с кружками, производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены учебных занятий (образовательного процесса) по указанным причинам.
Аналогичные положения могут быть внесены в региональные и территориальные соглашения и коллективные договоры в целях единообразного регулирования данных вопросов.


Особенности регулирования рабочего времени медицинских работников, состоящих в штате образовательных учреждений

При определении продолжительности рабочего времени медицинских работников, состоящих в штате образовательных учреждений, необходимо руководствоваться статьей 350 ТК РФ, а также постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 года №101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» (далее - постановление Правительства РФ №101).
В соответствии с постановлением Правительства РФ №101 медицинским работникам образовательных учреждений в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, а также занимаемой должности установлена:
- 36-часовая рабочая неделя - врачам, в том числе врачам - руководителям отделения, кабинета, среднему медицинскому персоналу (старшая медицинская сестра, медицинская сестра, фельдшер, инструктор по лечебной физкультуре), младшему медицинскому персоналу (младшая медицинская сестра по уходу за больными), осуществляющим непосредственно работу по оказанию медицинской помощи и обслуживанию больных в образовательных учреждениях (группах) для умственно отсталых детей, детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики (приложение №1 к указанному постановлению).
До принятия постановления Правительства РФ №101 продолжительность рабочего времени указанных работников регулировалась пунктами 45, 50 и 60 раздела XL «Здравоохранение» Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. №298/П-22 с последующими изменениями и дополнениями (далее - раздел XL «Здравоохранение» Списка), и составляла 6 часов в день;
- 33-часовая рабочая неделя - врачам и среднему медицинскому персоналу физиотерапевтических лечебно-профилактических организаций, учреждений, отделений, кабинетов, работающих полный рабочий день на медицинских генераторах ультракоротковолновой частоты «УКВЧ» мощностью свыше 200 Вт (приложение №2 к постановлению Правительства РФ №101).
До принятия постановления Правительства РФ №101 продолжительность рабочего времени указанных работников регулировалась приложением 4 к постановлению СНК СССР от 11 декабря 1940 г. №2499 и составляла 5 часов 30 минут в день;
- 33-часовая рабочая неделя - врачам-стоматологам, врачам-стоматологам детским, зубным врачам стоматологических лечебно-профилактические организаций, учреждений, отделений, кабинетов (приложение №2 к указанному постановлению).
До принятия постановления Правительства РФ №101 продолжительность рабочего времени указанных работников регулировалась приложением 4 к постановлению СНК СССР от 11 декабря 1940 г. №2499 и составляла 5 часов 30 минут в день;
- 30-часовая рабочая неделя - врачам, в том числе врачам-руководителям, среднему и младшему медицинскому персоналу образовательных учреждений (подразделений) для больных туберкулезом детей (приложение №3 к указанному постановлению).
До принятия постановления Правительства РФ №101 продолжительность рабочего времени указанных работников регулировалась пунктами 2, 14, 20 раздела XL «Здравоохранение» Списка и составляла 6 часов в день.
Для медицинских работников, должности которых не предусмотрены постановлением Правительства РФ №101, устанавливается 39-часовая рабочая неделя в соответствии со статьей 350 ТК РФ.

Вера ПОНКРАТОВА, эксперт Центрального совета Общероссийского профсоюза образования