В проекте нового закона «Об образовании в РФ», который вызвал так много споров в российском обществе, есть целый раздел, посвященный педагогическим кадрам. На одном из сайтов в интервью педагогического авторитета говорится следующее: «При переходе на новую систему образования будет увеличен контроль над квалификацией учителей. Однако важен будет результат и качество знаний, которые учитель дает ученикам. И совершенно не важно, какие методы он при этом использует». Но в том-то и дело, что сейчас уже это очень важно. Сейчас уже нельзя обучать детей, рассказывая им материал, изложенный в учебниках, нельзя заставлять их пересказывать параграфы и нельзя натаскивать их для написания тестов. Но мы это делаем. И на это есть разные причины. А основная заключается в том, что и наших учителей так учили, и они так учат сейчас.
А как решаются подобные проблемы в других странах? Мы предлагаем вам ознакомиться с национальной системой образования Дании и посмотреть, как там решаются проблемы обучения.
Дания - страна практически всеобщей грамотности. Среди взрослых доля неграмотных не превышает 1%. Расходы государства на образование составляют 8,3% ВВП. Общее школьное образование здесь, как и во всей Европе, растянуто на 14 лет, тогда как российское, напротив, сжато до 11. Система образования в Дании находится под контролем государства. Общие принципы образования устанавливаются государственными органами.
Датская система образования предоставляет возможность бесплатного доступа к общеобразовательной школе, старшей школе, которая называется гимназией, а также большинству видов высшего образования. Получение общего среднего 10-летнего образования обязательно.
Как государственные (folkeskole в дословном переводе «народная школа», то есть школа для всех), так и частные общеобразовательные школы находятся под управлением муниципалитетов. Частные школы на 80 процентов финансируются государством, а на 20 - за счет родительских средств, и они пользуются спросом.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся средних общеобразовательных школ, управляемая ОЭСР, поставила датское образование на 24-е место в мире в 2006 г., что свидетельствует о его качестве примерно на уровне среднего показателя ОЭСР. Это закономерно, ведь получение знаний не главная цель датской школы. Образование, знание - это прерогатива гимназий. К этому приступают тогда, когда школа уже сделала свое дело - воспитала гражданина.
Воспитание в школе направлено на усвоение неписаных правил датского общества, в котором ребенку, когда он станет взрослым, предстоит жить. Поэтому в школе его стараются научить искать и принимать групповые решения, правильно вести себя в общественных местах и конструктивно строить диалог, уважать себя и других, быть ответственным за свои слова и поступки - что и лежит в основе демократии и датского уклада жизни. А основные ценности любого учебного заведения - это вежливость и доброжелательность.
В Дании многовариантная система образования, существует несколько вариантов получения образования на одной и той же ступени.
Образовательная политика в основной школе находится в лоне «мягкой педагогики» - здесь учат и учатся легко, без особого напряжения. Датский учитель часто говорит ученику: «Ты должен делать то, что ты можешь». Никто не гонится за результатами обучения: сдал экзамен по окончании школы - хорошо, не сдал - тоже хорошо. Выпускные экзамены в 9-м классе сдают не по всем предметам, а только датский (устный, письменный), математику (устный, письменный), английский, биологию, физику/химию (один экзамен). Остальные оценки выставляют в аттестат как годовые.
Основная общеобразовательная школа в Дании рассчитана на десять лет, с 0-го по 9-й класс. Но можно продолжить обучение еще на один школьный год в 10-м классе. Есть желающие улучшить оценку по какому-то предмету или использовать этот год для того, чтобы, например, повзрослеть или освободить время для своего развития - музыки, спорта и т. д. Нагрузка в 10-м классе не такая уж большая. При выборе 10-го класса у многих девятиклассников доминирует мотивация «за компанию» - «мои друзья пошли, и я пойду», но у многих главная мотивация - самосовершенствование.
Получить аттестат зрелости можно, окончив два-три последних класса и в другом учебном заведении. Это чисто датское изобретение - эфтесколе (efterskole): школа-пансион в основном для учеников 9-10-х классов, но некоторые школы предлагают обучение и восьмиклассникам. Efterskole довольно популярны, хотя обучение и проживание там платные. Таких школ насчитывается 214. Отличие их в том, что там кроме учебы предлагается еще дополнительное образование во второй половине дня - кружки по интересам. Каждая из этих школ имеет свой профиль, например: христианская, театральная, спортивная и т. д. В этих школах очень интересная общественная жизнь - много мероприятий, поездок и других видов совместного времяпрепровождения.
Если же ученик оканчивает школу с аттестатом, в котором оценки ниже среднедопустимого для следующей ступени обучения, то можно пойти поучиться еще раз в 9-м и 10-м классах, но уже в школе для взрослых - в VUC. Начать обучение в школе для взрослых можно когда угодно - сразу после школы или проработав много лет. Обучение в таких школах тоже бесплатное, курсисты могут получать стипендию, если обучение занимает не меньше 23 аудиторных часов в неделю. В таких школах можно посещать один курс, например датского языка за 9-й класс, или несколько, или все школьные предметы - в зависимости от того, оценки по какому предмету курсист хочет улучшить.
Таким образом, аттестат зрелости общеобразовательной школы можно получить и после 9-го или после 10-го класса в разных учреждениях: в государственной школе, частной, подростковой школе-пансионе efterskole или в школе для взрослых VUC.
С аттестатом на руках можно продвинуться на следующую ступень образования - старшую школу. Это может быть обычная гимназия или гимназия с профессиональным уклоном, которая соответствует колледжу в российской системе образования.
Гимназическая ступень в Дании - это аналог старших классов российской школы, если иметь в виду функцию подготовки к университету. Гимназический уровень образования можно получить не только в гимназии, но и на специальных 2-3-летних курсах, называемых HF, в школах для взрослых или специальных центрах.
С дипломом гимназии или HF можно двигаться дальше - на ступень высшего образования. Но не все отправляются за получением профессионального образования в университеты, некоторые останавливают свой выбор на профессиональных училищах, где можно получить образование, например, веб-дизайнера (2 года), маляра, плотника (3-4 года), санитарки по уходу за престарелыми (4 года) и многое другое.
Для получения высшего образования в Дании есть два пути. Один предполагает, что человек идет к высшему образованию прямой дорогой: школа - гимназия - университет. Это путь для молодых людей. Другой путь, для взрослых, предполагает, что между ступенями обучения человек работает. Этот путь является предметом особой гордости датской образовательной системы, потому что сохраняет возможность получить высшее образование и повысить свою квалификацию в любом возрасте практически без ограничений. Этот путь получения образования в большинстве случаев без отрыва от производства аналогичен системе заочного образования в России.
Как вы видите, система образования в этой стране многовариативна. Соответственно и учителя, которые работают в разных учебных учреждениях, должны иметь разную квалификацию и обладать обширными знаниями в области дидактики. И хотелось бы заметить, что проблем, с которыми они сталкиваются, не меньше, чем у наших учителей, но решаются они как-то спокойнее, без напряжения и броских эффектов.
Подготовкой учителей в Дании занимаются два типа учреждений. Один из них готовит учителей для 0-10-х классов общеобразовательной школы. Это так называемые учительские семинарии. Там обучение продолжается 4 года и соответствует уровню бакалавра. Учителей начальных классов специально не готовят. Обучение строится по предметным линиям, и таких линий нужно освоить за 4 года обучения не менее трех. Предметы могут быть из разных областей. В результате выпускник учительской семинарии может быть учителем музыки, датского и английского одновременно, возможна любая комбинация. Справедливости ради стоит отметить, что учебные курсы средней школы значительно отличаются по содержанию от российских. Но вот методиками обучения датские учителя владеют виртуозно и постоянно их совершенствуют.
Подготовкой учителей для гимназической ступени занимаются университеты. Там можно получить образование по одной или двум специальностям, тоже в разных комбинациях. Например, быть учителем физкультуры и немецкого языка. Университетское образование двухступенчатое - бакалавриат и магистратура. Несмотря на то что университетское образование имеет более высокий уровень и статус, с дипломом о высшем образовании в общеобразовательную государственную школу на работу не принимают. Необходимо иметь диплом учительской семинарии. Это означает, что учитель, который работает с детьми и подростками, использует совсем иные методы, чем учитель, который работает с молодежью.
Учителя как школьной, так и гимназической ступени постоянно учатся на различных курсах повышения квалификации. Это обучение включено в ежегодный рабочий график каждого учителя и является оплачиваемой частью его рабочего времени. Соответственно востребованы и те структуры, которые осуществляют это обучение.
Обучение взрослых, право взрослого учиться - одно из завоеваний датской демократии и незыблемая ценность современного датского общества. Это имеет и свои прагматические основания: быть готовым к новым знаниям и их внедрению в практику. Так что общество приветствует и поддерживает обучение взрослых как морально, так и материально. Система повышения квалификации и переподготовки кадров разработана как в виде краткосрочных программ, так и в виде курсов многолетнего обучения.
Дания - страна, отказавшаяся в свое время от пути индустриального развития в пользу сохранения природы, она сделала акцент на развитие сельского хозяйства и интеллектуального потенциала, и соответственно новых знаний и творчества (креативности). Оказалось, что такой путь очень эффективен. Эта страна, как известно, занимает пятое место в мире по уровню жизни и уже много лет удерживает первенство по самоощущениям своих граждан: именно датчане чувствуют себя самыми счастливыми в мире, как показывает опрос международного исследования.
Новые разработки ученых здесь не проживают свою жизнь на полках патентных отделов и в архивах библиотек, а продвигаются как товар к своему потребителю. Учительский корпус вовлечен в этот процесс с обеих сторон - и как потребитель нового знания, и как его носитель. Учатся все: директора, завучи, учителя, секретари.
Многоликие курсы повышения квалификации существуют и как самостоятельные структуры, и также являются частью научно-исследовательских институтов и профессиональных учебных заведений, в том числе университетов.
В Дании 8 высших учебных заведений. Крупнейший и самый старый - Копенгагенский университет, основанный в 1479 году. Это классический европейский университет со своими традициями, насчитывающий сегодня больше 37869 студентов. Копенгагенский университет развивался, разрастался, и в 70-х годах встал вопрос о том, что Копенгаген уже не может больше размещать все появляющиеся корпуса университета внутри города. Часть его решили перенести за пределы Копенгагена.
Обсуждение этого вопроса получило свое развитие в правительстве и переросло в двухлетние дебаты о том, открывать в новом месте отделение того же самого классического, традиционного, университета или же построить на новом месте совершенно новый по сути университет, отвечающий потребностям современного общества.
Выиграли сторонники новой модели, предложившие совершенно иную концепцию университетского образования. Победивший аргумент - старая модель не может породить новую систему. Так появился Роскильдский университет (RU), находящийся в 30 минутах езды от Копенгагена.
Роскильдский университет открыл свои двери для студентов 1 сентября 1972 года. Он был основан как Роскильдский научный центр и получил аббревиатуру РУК (RUC). Слово «центр» было исключено из его названия в 2008 году, и институт стал просто Роскильдским университетом. Тем не менее университет по-прежнему называют РУК, поскольку это название остается торговой маркой, или брендом, этого учреждения. Сегодня РУК имеет более 10000 студентов. Многие страны направляют своих студентов учиться в этот вуз. Студенты-иностранцы в РУКе составляют больше 10 процентов, они получают образование на английском языке.
Этот вуз очень выделяется в мировом образовательном университетском пространстве. Возможно, поэтому более 300 университетов заключили с ним партнерские соглашения. Университет состоит сплошь из инноваций, и предлагаемая им модель подготовки специалистов реализует идею, которая сегодня у всех на слуху, - профессиональная, или академическая, мобильность. Эта идея популярна, так как позволяет специалистам будущего достигать высоких профессиональных результатов в меняющихся условиях развития общества и рынка труда.
Рекламный плакат вуза гласит: «В РУКе ты получишь такое же уникальное образование, как ты сам». Уникальность образования, получаемого студентом, понимается в самом прямом смысле, и достигается она за счет принципов и методов руковского обучения - максимальное соответствие интересам личности студента, выбираемой каждый семестр научной тематики. Другая особенность, которая приводит к уникальности образования, это то, что студент получает ту профессию, которую выбирает себе сам, комбинируя интересующие его предметные области. Не случайно одно из понятий руковской педагогики - «дизайн образования». Выбираемая, а не выбранная профессия создается самим студентом в течение всего периода обучения. Университетская педагогика создает для этого лишь условия, но не предлагает готовые варианты профессии.
Это стало возможным благодаря введению принципиально иной концепции университета. Роскильдский университет функционирует и как научно-исследовательский институт, и как высшее учебное заведение. В структуре университета шесть научно-исследовательских институтов, которые являются одновременно факультетами университета. И соответственно кабинеты научных сотрудников соседствуют с учебными аудиториями. Соединение ученого и преподавателя в одном лице и участие студента в реальной научной работе - это главная методологическая особенность РУКа.
Учебное время распределено так, что одну половину занимают лекции и другие учебные занятия, а вторая половина посвящена участию в научной работе. Это как раз то, что надо думающему студенту. То, что научный институт работает одновременно и как вуз, создает совершенно новые возможности для обеих сторон: студенты могут поучаствовать в реальном научном процессе, а научные группы - получить дополнительные рабочие руки, в которых они всегда нуждаются.
Главный метод обучения в РУКе и главное его достижение - проблемно-ориентированный метод проектов, базирующийся на междисциплинарном подходе, а также на совместном управлении работой над проектом в группе по теме, выбранной в соответствии с интересами ее участников.
Для российского образования РУК интересен тем, что некоторые педагогические принципы перекликаются с разработками российских ученых как в области педагогики, так и психологии. Например, теорию о зонах ближайшего развития Л.С.Выготского, успешно реализуемую в университете, знает студент каждого педагогического учебного заведения. Метод проблемного обучения параллельно разрабатывали в 70-е годы советские ученые Мирза Исмаилович Махмутов и Алексей Михайлович Матюшкин. Метод проектов, идея которого пришла в РУК от американского педагога Джона Дьюи, появилась сначала в России в качестве «бригадного метода», но не получила развития и «иммигрировала» в США. И наоборот: идея совмещения, интеграции научного института и учебного заведения была «переоткрыта» Московским городским психолого-педагогическим университетом в 1996 году.
Один из факультетов-институтов - психолого-педагогический, который и занимается разработкой и апробацией суперсовременных методов обучения.
Но очень важно, что Роскильдский университет имеет свое собственное подразделение повышения квалификации «Университетская педагогика». Здесь есть буквально все, что только может потребоваться преподавателю: от курса по организации обучения методом проекта до курса по написанию научных статей. Вот неполный перечень курсов из учебного плана отделения: «Проект как основной метод обучения: содержание и методика», «Коллегиальная супервизия: метарефлексия в педагогике и анализ собственного педагогического опыта», «Педагогическое портфолио: методические рекомендации по подготовке и педагогическая рефлексия», «Диалог в университетской дидактике», «Использование PowerPoint в обучении», «Презентация учебного материала, вербальная и невербальная коммуникация», «Устная презентация и риторика», «Преподаватель в роли экзаменатора», «Преподаватель как коуч».
Сам факт существования этого отделения подтверждает, что в Дании учатся все, а в РУКе все еще и друг друга учат. Наши учителя и преподаватели институтов повышения квалификации работников образования год назад имели возможность ознакомиться с этим уникальным образовательным учреждением, посетив Данию, а вот с методами преподавания мы попросим ознакомить нас наших датских коллег на страницах газеты. Хотя кто-то может и сам записаться и посетить курсы в городе Роскильде, очень красивом районе старой Дании. Расписание курсов на сайте университета. Учитесь с удовольствием, как говорят датчане.

​Ирина АХМЕТОВА, доцент Российской акдемии правосудия, кандидат педагогических наук; Маргарита ПОПОВА, научный сотрудник Роскильдского университета, кандидат педагогических наук