Эти учебные пособия ориентированы на использование современного мультимедийного оборудования - интерактивной доски, проектора с экраном, плазменных и ЖК-панелей в кабинетах нового поколения, оснащенных переносными компьютерами.
Благодаря особому визуальному оформлению и специально разработанному интерфейсу они обеспечивают высочайший уровень наглядности при изучении нового материала, позволяют сформировать систему интерактивного обучения при активном взаимодействии с различными цифровыми образовательными ресурсами.
Пособия максимально поддерживают продуктивные формы обучения - проблемное изучение нового материала, исследование виртуальной модели, учебные проекты, создание кейсов и т. д.
Образовательные интерактивные учебные пособия содержат: полноэкранные иллюстрации с текстовыми подписями, комментариями, формулами; интерактивные 3D-модели, которые можно поворачивать в любое необходимое положение; анимации, иллюстрирующие различные явления и процессы; интерактивные модели различных явлений, реакций; виртуальные эксперименты и исследования; интерактивную Периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева; интерактивный задачник.
Расскажем немного подробнее об интерактивной Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Она дополнена общими формулами строения внешнего энергетического уровня атомов химических элементов главных подгрупп, формулами высших оксидов и летучих водородных соединений, цветной фон которых соответствует среде в растворе этих соединений, что, несомненно, помогает ученикам во время ответов на вопросы учителя. При нажатии на знак любого химического элемента открывается дополнительное информационное окно с краткой характеристикой строения атома, положения элемента в системе, значениями электроотрицательности, характерных степеней окисления. Далее идет описание простого вещества, соответствующего данному химическому элементу, его физических свойств и историческая справка об открытии.
Можно смело сказать, что информационное наполнение данного продукта дает учителю возможность максимально иллюстрировать естественно-научное познание предмета всего курса химии 8-11-х классов.
Раздел «Наглядная химия» включает диски по следующим темам:
- «Химия. 8-9».
- «Химия. 10-11».
- «Органическая химия. Белки и нуклеиновые кислоты».
- «Металлы».
- «Неметаллы».
- «Растворы. Электролитическая диссоциация».
- «Химическое производство. Металлургия».
- «Строение вещества. Химические реакции».
- «Химия - инструктивные таблицы».
- «Начала химии. Основы химических знаний».
Удобная навигация по содержанию пособия позволяет учителю или ученику легко и быстро переходить к любой части пособия, увеличивать отдельные фрагменты экрана, составлять презентации по определенной теме из слайдов разных глав диска или организовывать работу учащихся по инструкционной карте.
Режим «скрыть» позволяет скрывать подписи к рисункам, фрагменты текстовых комментариев и определений, а также пояснения к формулам, коэффициенты и формулы веществ в уравнениях реакций. Ученика можно попросить выбрать из предложенных подходящий вариант для подстановки его на место пропуска.
Интерактивный задачник помогает организовать эффективную и качественную отработку и закрепление изученного материала. Кроме того, вопросы и упражнения с 6-го по 10-й легко применимы во время фронтальной работы по проверке знаний. Можно работать на смарт-доске, можно распечатать материал. Вопросы могут быть использованы при составлении плана для изучения конкретной темы урока.
Предлагаем вашему вниманию урок, разработанный с помощью интерактивного пособия «Наглядная химия».


Урок «Щелочные металлы»
Урок начинаем с постановки перед учениками вопросов 6-10 из задачника-диска «Металлы», ответы на которые они должны найти в ходе урока.
В случае если в школе имеется переносной компьютерный класс и все комплекты дисков загружены на рабочий стол компьютера, детям можно предложить инструктивную карту урока, и они самостоятельно смогут переходить из одной коллекции в другую.
Даем характеристику положения щелочных металлов по периодической системе. Повторяем физический смысл порядкового номера элемента, номера группы и номера периода. Нажав на химический знак каждого из щелочных металлов, получаем информацию о физических свойствах данного вещества и истории открытия.
Из коллекции «Строение вещества. Химические реакции» используем слайд «Модели атомов химических элементов». Выбираем слайд «Щелочные металлы» из диска «Металлы» для подтверждения знаний по Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Разбираем и сравниваем строение атомов лития, натрия, калия.
Заполняем на слайде пропуски в записях таблицы. Используем предложенные ответы. В стрелки самостоятельно вписываем слова «металлические» и «восстановительные». Ученики обязательно должны устно добавить, что и те и другие свойства увеличиваются.
Используя слайд «Расположение электронов по орбитам» из коллекции «Химия. 10-11», вспоминаем электронно-волновое строение атомов щелочных металлов. Определяем, что щелочные металлы относятся к s-семейству. Кстати, данный слайд - подсказка для ответа на один из вопросов, заданных в начале урока.
Далее изучаем слайд «Химия щелочных металлов» из диска «Металлы». Верхнюю часть слайда можно рассмотреть в режиме «скрыть» и заполнить пропуски. Работаем с открытым текстом, задаем ребятам вопрос, почему отдельно выписаны реакции взаимодействия лития, натрия, калия с кислородом.
Используя материал диска «Химия. 10-11», знакомим школьников с качественной реакцией на щелочные металлы - окраской пламени.
В данном случае может быть вставлен видеофрагмент с записью данного опыта или проведен демонстрационный эксперимент.
Свойства соединений щелочных металлов изучаем на примере оксидов, рассматривая таблицу. Вспоминаем, какие оксиды называются основными, делаем вывод об изменении свойств основных оксидов и соответствующих им щелочей по группе в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
Знакомим учащихся с производством щелочного металла натрия и его гидроксида, рассматривая процессы электролиза расплава и раствора хлорида натрия.
Рефлексия. Ребята фронтально отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.
Задача. К раствору нитрата алюминия массой 200 г с массовой долей 15% добавили 7,8 г калия. Вычислите массовые доли веществ в образовавшемся растворе. Почему условие данной задачи нереально?
Ответ. Калий очень энергично взаимодействует с водой, в которой растворен нитрат алюминия. Если такую массу калия поместить в водный раствор соли, может произойти взрыв.
Комплект дисков «Наглядная химия» содержит большой объем теоретического материала по всем направлениям химии, а также одну из наиважнейших составляющих - технику безопасности лабораторного эксперимента. Он поможет учителю без лишней затраты времени, приложив небольшие усилия, перейти на организацию учебного процесса в соответствии с новыми образовательными стандартами.



P.S. Презентация, демонстрирующая возможности дисков «Наглядная химия», в том числе использование интерактивного пособия на уроке «Щелочные металлы» (слайды 36-45), опубликована на сайте «Учительской газеты»: www.ug.ru/method_ article/537

​Антонина ГУРОВА, учитель средней школы №547,
Ольга РЫБНИКОВА, учитель гимназии №1257, Москва