Для себя я многое открываю именно на страницах газеты. И встреча с властью, которая настолько порой недоступна для простого учителя. Обсуждение Закона «Об образовании», информация с форумов, съездов - все в копилку опыта. О жизни школ - как больших, городских, так и маленьких, сельских, - тоже узнаешь из газеты.
Когда читаешь газету, невольно ощущаешь, что уважение к читателю, доверие много значат.
В должности директора я проработала десять лет. Получается небольшой юбилей. Задумалась над тем, что разбить на периоды свою работу не могу. Получается цельная полоса, неделимая. За все это время первый раз отдохнула по-настоящему только в это лето. Без срочных дел, без «горящих» документов...
А ведь ничего не изменилось. И лагерь был, и ремонт, и работа детей на пришкольном участке, и выполнение предписаний СанПиНов, Госпожнадзора. Просто я приобрела нужный опыт.
Нас ведь часто обвиняют в том, что тянем деньги с больших школ. Получается, что маленькие школы всем мешают. Меня глубоко задевает, когда говорят о том, что такие школы не дают качественных знаний, нет возможности развиваться ребенку, нет того, другого... Заметка Веры Костровой из Нижегородской области «Сегодня не школа определяет сознание подростков, а среда» повергла меня в унылое состояние. Можно о многом спорить с автором, но с чем-то надо и согласиться. Да, села пустеют. Принято считать, что не хотят люди жить в деревне. Но с этим не соглашусь никогда.
Мои родители сельчане. Отец всю жизнь работал агрономом. Поля считал родными. Знал, как дышит земля, когда она готова принять зерно. Радовался каждому колоску. Мне сейчас больно за все, что происходит с сельским хозяйством. В этом году засуха изранила все посевы и окончательно подорвала надежду на оживление жизни села.
Но людям надо ведь жить, а не выживать. Поэтому ринулись мужчины на заработки в Сибирь, в Москву. Молодые семьи уезжают в город. Снимают жилье, платят огромные деньги. Специалисты, мастера своего дела уезжают. Пустеют больницы, школы. Что может заставить их вернуться назад? Вот вопрос вопросов. Но кто о нем думает сегодня?
Во всей суете, взрослых проблемах мы забыли о детях. Их ведь никто не спросил, хотят ли они жить в городе? А хорошо ли, когда папы или мамы нет рядом, они на заработках?
Не надо кричать на всех переулках с упоением, что деревня спивается, деградирует... Мои городские знакомые всегда удивляются, почему я из деревни тащусь в город на открытие театрального сезона, на премьеру спектакля, на выступления заезжих артистов, хожу в музей и восхищаюсь новыми выставками. А у них на это нет ни времени, ни сил.
Наша областная власть не настроена поголовно закрывать школы. Об этом говорят и губернатор области Ю.А.Берг, и министр образования В.А.Лабузов, да и местная власть в лице главы района С.А.Явкина клятвенно заверила, что ни одна школа не будет закрыта просто так. Не будет детей - не будет и школы.
Вернусь к ремонту школы. В течение года много было сделано: обрешетка на батареях, игровая комната для первоклашек, отремонтированы на каникулах кабинет директора, библиотека. Как закончилась лагерная смена, не теряя ни дня, приступили к ремонту. Благо Адамовский районный отдел образования вовремя обеспечил всем необходимым (краской, побелкой). Не надо было ждать и добиваться. Наш начальник, в прошлом сам директор Елизаветинской школы Хамиджан Кенжибаевич Кумпеев  самолично и не раз проехал все школы. С каждым директором встретился, вник в проблемы, что-то подсказал, где-то замолвил слово. Возможности и у начальников бывают ограничены, но участие греет.
Помощь оказали и родители. Подошли с пониманием к заботам школы. Организованно вышли на ремонт. Вообще родители у нас отзывчивые, понятливые, заботливые. С ними легко работать.
Про коллектив скажу особо. В слаженном коллективе единомышленников мне, директору, работать легко. Есть на кого опереться.
Хочется пожелать всем учителям уверенности в завтрашнем дне. «УГ» сказать: спасибо за внимание к учительству!

​Марина СОРОКИНА, директор Андреевской основной школы, Адамовский район, Оренбургская область