Такое внимание власть имущих к простому образовательному закону понятно: его до неприличия долго мотали по регионам, различным министерствам и ведомствам, его подвергали обструкции и жесточайшей критике общественные организации, в него предлагал серьезные поправки Российский союз ректоров. Все тянулось так долго, что не выдержал даже Президент РФ Владимир Путин, распорядившийся передать законопроект в Думу в июле. Ну с этим сроком не вышло, зато уже в начале августа будущий главный документ для системы образования наконец лег на стол депутатов.
Первое заключение должен дать профильный комитет Думы, поэтому Александр Дегтярев еще раз отметил, что закон ждут не только педагоги, но и все население страны, ибо нет семьи, где не подрастал бы ученик, студент или учащийся системы профобразования. Для комитета ситуация немного осложнена тем, что законопроектов два: еще один предложил первый заместитель председателя комитета Олег Смолин. И если первый документ Министерство образования и науки РФ усердно отсылало на экспертизу в регионы, то долгое время ко второму проявляло поразительное равнодушие. Думаю, именно наличие этого второго законопроекта и послужило причиной того, что первый представляла не Наталья Третьяк, как это обычно происходило с другими законами, имеющими отношение к образованию, а сам министр Дмитрий Ливанов.
Из выступления сразу стало ясно, что Дмитрий Викторович к будущему закону в правительственном варианте относится крайне положительно. «За последние годы, - отметил он, - обозначился заметный разрыв между потребностями образовательной практики, с одной стороны, и ее законодательным обеспечением, с другой стороны, но внесение отдельными поправками изменений в действующее законодательство уже не может компенсировать этот разрыв». В новом законопроекте, считает Дмитрий Ливанов, нашли отражение лучшие образовательные практики, новые образовательные технологии, которые подтвердили свою эффективность, там есть нормы, обеспечивающие открытость образовательных организаций. «Принцип открытости, - подчеркнул министр, - реализуется в законопроекте путем закрепления реальных, таких уже апробированных на практике механизмов, как участие заинтересованных представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении, в оценке эффективности образовательной деятельности - проведении общественной и общественно-профессиональной аккредитации, учете ее результатов при государственной аккредитации, участии в подготовке федеральных государственных образовательных стандартов».
Все это уже нам известно, как и то другое, что, наверное, войдет в закон: система мониторинга в сфере образования, которая позволит оценивать развитие отрасли в целом, каждого образовательного учреждения, образовательной организации в динамике; процедура независимой оценки качества образования, которая позволит специализированным организациям, общественным организациям проводить оценку деятельности образовательных организаций, в том числе определять достоверность публикуемой ими информации о качестве образования, его соответствии ожиданиям заказчиков и потребителей образовательных услуг.
Но в законе, по словам министра, появятся суперновые вещи. Во-первых, расширится круг организаций, в том числе различных форм собственности, в которых граждане могут получить бесплатное, то есть финансируемое государством, образование. Во-вторых, система среднего профессионального образования будет включать в себя как программу подготовки специалистов среднего звена, так и программы подготовки высококвалифицированных рабочих, которые в нынешнем законодательстве относятся к уровню начального профессионального образования. Правда, при этом министр не сообщил об удачном опыте Москвы, которая несколько лет назад сохранила уровень профобразования, объединив ПТУ в колледжи, предложив им реализовывать профпрограммы начального и среднего уровней. Кроме того, нынче в столице колледжи занимаются не только подготовкой кадров, но и повышением квалификации, переподготовкой работающих специалистов, так что московский опыт будет закреплен в законе и станет достоянием страны.
Законопроект так долго шел к своей думской истории отчасти потому, что Минфин РФ и Минэкономразвития не одобряли предложения по изменению статуса педагогических работников, к счастью, как сообщил Ливанов, все же побеждает здравый смысл, и в законопроекте значительное внимание уделено закреплению правового статуса не только педагогов, но и других основных субъектов образовательных отношений, участников образовательных отношений: педагогических работников, с одной стороны, обучающихся и образовательных организаций - с другой. Впервые на законодательном уровне признается особый статус педагогических работников в обществе, вводятся обязательства государства по созданию условий для осуществления их полноценной профессиональной деятельности, в том числе в части оплаты труда педагогических работников. «В совокупности, - отметил Дмитрий Викторович, - эти нормы позволят создать необходимые предпосылки для перехода к эффективному контракту с педагогическими работниками в сфере образования, когда работа высокого уровня соответствующим образом достойно оплачивается. Одновременно с этим в законопроекте регулируется и правовое положение обучающихся, их права, обязанности, дисциплинарная ответственность, меры социальной поддержки, касающиеся стипендиального обеспечения, предоставления мест в общежитии, обеспечения учебниками, питанием, обмундированием, вопросов транспортного обеспечения».
Если все пойдет по уму, то законопроект закрепит права и обязанности родителей, законных представителей обучающихся. В нем установлен приоритет прав родителей на воспитание и обучение детей, установлены их права на получение информации и участие во всех видах обследования обучающихся, на участие в управлении образовательной организацией, в выборе методов обучения и воспитания. Законопроектом также впервые предусмотрено создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
 Но, пожалуй, что очень важно, так это закрепление впервые в законодательной базе, относящейся к образованию, положения о педагогической экспертизе в отношении нормативных правовых актов, которые затрагивают вопросы обучения и воспитания, об инновационной и экспериментальной деятельности в системе образования, которые призваны в целом обеспечить динамичное развитие системы образования, в том числе способствовать апробации, использованию новых образовательных методик, педагогических практик, внедрению новых моделей.
Есть известная всем нам фраза: гладко было на бумаге, но забыли про овраги. Мало принять закон, нужно еще позаботиться о том, чтобы он исполнялся. В связи с этим министр проинформировал участников заседания о том, что: «Система образования не может рассматриваться как самодостаточная замкнутая система, принятие законопроекта должно быть обеспечено внесением изменений в другие законодательные акты, регулирующие отношения в отдельных отраслях экономики и социальной сферы. В этих целях подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», обеспечивающий приведение федеральных законов в соответствие с Федеральным законом «Об образовании». Этот законопроект предусматривает внесение изменений более чем в 100 федеральных законов, большинство изменений, вносимых в указанные законодательные акты, обеспечивают приведение их терминологии в соответствие с понятиями и терминами, которые используются в Федеральном законе «Об образовании». Кроме того, законопроект вносит изменения в федеральные законы, затрагивающие вопросы предоставления мер социальной защиты обучающимся и педагогическим работникам образовательных организаций, унификации льгот и преимуществ, предоставляемых отдельным категориям граждан при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам, приведение норм, регулирующих вопросы получения образования в отдельных отраслях экономики, в соответствие с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
После выступления Дмитрия Ливанова началась дискуссия. Людмила Швецова удивилась, что в законопроекте используется термин «педагогические работники», хотя в основном все держится на плечах учителя. Юрий Солонин озаботился тем, как часто будут повышать свою квалификацию учителя из сел и малых поселений. Марина Назарова сообщила, что учителей в регионах волнует такая форма трудового договора, как эффективный контракт, то, кого он коснется и как будет сопоставлен с теми гарантиями по оплате труда, которые предусматривает закон.
На эти и другие вопросы Ливанов отвечал серьезно и обстоятельно: «Что касается большого разнообразия тех условий, в которых существует региональная система образования, моя позиция состоит в следующем. Действительно, мы за последние годы фиксируем здесь большие изменения, в том числе, например, сокращение числа малокомплектных школ: примерно на 15 тысяч за последние пять лет сократилось число школ в России, прежде всего, конечно, за счет сельских малокомплектных школ. Я думаю, что нам нужно обязательно, и нам, и субъектам Федерации, при принятии таких решений принимать во внимание и учитывать те крайне негативные социальные последствия, которые возникают в результате закрытия таких школ. Мне кажется, что это должно перестать быть общераспространенной практикой. Сегодня есть самые разные способы поддержки таких школ. Закон создает и правовые условия для этого, например, через установление повышенного норматива финансирования обучения в таких школах, когда, конечно, на одного преподавателя приходится меньше детей, чем в городских школах, во-вторых, путем доставки школам и ученикам передового современного образовательного контента с использованием цифровых, дистанционных технологий. Сегодня у нас есть все условия сделать так, чтобы в любой школе вне зависимости от того, где она находится, в каком регионе, в какой местности, детям были обеспечены полноценные условия для современного качественного образования. Конечно, тут есть проблемы, связанные с инфраструктурой, с наличием спортивных залов, я уже не говорю про бассейны, очень много сельских школ не имеют элементарных условий для обучения, но вот эти задачи, безусловно, нужно решать, правительство, я думаю, все это знают, сегодня оказывает существенную финансовую поддержку регионам в решении таких задач. Мне кажется, что нам очень важно не потерять ни сеть общеобразовательных учреждений в том виде, в котором она сегодня сложилась, ни, что самое важное, педагогический состав, тех людей, которые работают в сельских школах. В отношении эффективного контракта могу сказать, что сейчас эта тема активно обсуждается в правительстве и в экспертном сообществе не только применительно к сфере образования, но и в целом к социальной сфере. Вы знаете, что сейчас ставится задача существенного повышения уровня оплаты труда работников социальной сферы, в том числе и работников системы образования на всех ее уровнях - от дошкольного до высшего образования. Но очень важно, чтобы это сопровождалось и улучшением условий работы, потому что заработная плата - это очень важный, но не единственный компонент, обеспечивающий высокое качество работы учителя либо преподавателя в высшем учебном заведении. Есть, безусловно, и другие важные аспекты, связанные с пенсионным обеспечением, связанные с оснащением рабочего места и еще с целым рядом проблем. В совокупности вот это все и называется эффективным контрактом. Поэтому мы видим проблему шире, чем только в повышении заработной платы, что, безусловно, обязательно будет происходить».
Закончилось заседание комитета неожиданно: поскольку в ГД РФ еще в феврале 2012 года поступил проект закона «О народном образовании», авторами которого стали депутаты Зюганов, Алферов, Мельников, Смолин, Плетнева, Куликов, Разворотнев, Решульский, и, как сообщил Дмитрий Ливанов, министерство этот законопроект изучило, сопоставило основные нормы альтернативного законопроекта с правительственным законопроектом, то и этот проект включат в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2012 года (на октябрь), направят его на рассмотрение в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции Государственной Думы, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в Общественную палату Российской Федерации, а также в регионы. Теперь все зависит от того, поддержит ли совет Думы решение профильного комитета.