Цели программы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

Основные задачи программы
Познавательный аспект:
- ознакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах различных профессий.
Развивающий аспект:
- развивать творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;
- развитие интереса к различным профессиям.
Воспитывающий аспект:
- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, бережное отношение к результатам своего и чужого труда;
- воспитывать понимание роли труда в жизни человека.

Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение младшими школьниками личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения данной программы - формирование следующих умений:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения программы - формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные действия:
- определять цель деятельности на внеурочном занятии с помощью педагога и самостоятельно;
- совместно с педагогом выявлять и формулировать познавательную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- планировать практическую деятельность при выполнении заданий;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге со взрослым.
Познавательные универсальные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию в различных источниках;
- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные универсальные действия:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на внеурочном занятии и в жизни;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.

Результаты внеурочной деятельности
Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Воспитательный результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности, это духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в любом виде деятельности (приобрел нечто как ценность, опыт самостоятельного действия).
Эффект внеурочной деятельности - это последствие результата, то, к чему привело достижение результата: приобретенные знания, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили ребенка как личность, способствовали развитию его компетентности, идентичности.
Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности.
Третий уровень результатов - получение опыта самостоятельного общественного действия; взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Срок реализации программы - 1 год.
Возраст детей - 10-11 лет.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю (34 часа в год).
Основные формы работы: Занятия рассчитаны на индивидуальную, коллективную, групповую работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной.
В начальной школе учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, утренники, устные журналы, встречи с интересными людьми, участие в проектах. Для активизации познавательной деятельности педагог может использовать мультимедийные материалы: кроссворды, викторины, видеофрагменты и презентации о профессиях. Особое внимание при организации и проведении занятий классному руководителю следует обратить на организацию сотрудничества с родителями учеников. Родители могут участвовать в организации экскурсий, проведении бесед, помогать детям в работе над проектами.

Содержание программы
Введение (3 часа). Разнообразие мира профессий. Роль труда в жизни человека. Профессии родителей. Династии. Обсуждение произведений: Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла», В.Маяковский «Кем быть?». Пословицы и поговорки о труде.
Профессии «Человек - человек» (7 часов). Медсестра, врач, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод. Экскурсии в больницу, магазин. Качества, необходимые для успешной работы с людьми.
Профессии «Человек - природа» (4 часа). Профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др. Экскурсия в институт экологии, в заповедник, ветлечебницу (по выбору).
Профессии «Человек - техника» (4 часа). Профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: сварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист. Особенность технических объектов: их можно точно измерить и просчитать.
Профессии «Человек - знак» (3 часа). Профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами и таблицами, чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист и др.
Профессии «Человек - художественный образ» (4 часа). Профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, актерско-сценической деятельностью: писатель, композитор, музыкант, артист, журналист и др. Создание произведений искусства - особый процесс. Творческие способности. Театр. Кукольный театр.
Кем быть? (4 часа). Профессия - школьник. Наши интересы, способности, черты характера. Пословицы и поговорки о труде. Составление загадок о профессиях. Мини-сочинение «Моя будущая профессия». Интервью с родителями.
Проектная деятельность (5 часов). (См. таблицу.)


Основные структурные элементы занятий
1. Мини-лекция (мини-рассказ, беседа) о содержании профессии. Наглядное представление профессии.
Рассказ о профессии должен длиться не более 4-5 минут в сопровождении наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др. (можно использовать наглядные материалы, представленные в заранее оформленном классном уголке). Независимо от выбранной формы лекция (рассказ) должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как:
- история профессии (происхождение слова, как менялся облик профессии и т. д.);
- содержание труда;
- профессионально важные качества;
- ограничения при работе по этой профессии;
- описание интересных историй и случаев из профессиональной жизни различных людей.
Информация о профессии может быть разделена на отрывки, фрагменты, которые в лекции (рассказе) могут переплетаться, смешиваться для поддержания интереса, при этом сообщать необходимо лишь самое главное из содержания труда, профессионально важных качеств и т. д.
2. Игры, связанные с профессией. При помощи развивающих игр мы можем узнать, какая сфера научного знания более всего интересует ребенка: окружающий мир, природоведение, астрономия, чтение, спорт, математика и т. д. В разнообразных ролевых играх по профориентации школьники сами выбирают себе профессию. Во время игр они учатся быть ответственными, серьезно относиться к поставленным перед ними задачам. Важны групповые игры для школьников по профориентации еще и потому, что дети начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, любимыми книгами, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, то есть получают коммуникативные навыки (учатся работать в коллективе и слушать других участников игры).
Работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии.
3. Беседа с приглашенными специалистами/родителями.
4. Творческие задания: составление загадок, рисунки, мини-сочинения.



Светлана ШЕЙКИНА, учитель начальных классов средней школы села Васильевка Самарской области, победитель VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»