Задачи:
1) повторить и обобщить знания детей по разделу «Чудесный мир классики»;
2) коррекция зрительного восприятия, мыслительных операций на основе упражнений и заданий, направленных на повторение и усвоение программного материала;
3) усвоение на практическом уровне правил групповой работы, понимание значимости работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Для этого урока вам необходимо разделиться на три группы, так как работать вы будете в командах (группах). Каждый вытянет из коробочки фишку (различные по форме и цвету). На партах лежат такие же фигуры: желтый круг, красный треугольник, зеленый квадрат.
Дети рассаживаются по местам.
Учитель: Перед выполнением заданий вспомним правила работы в группе:
- каждый имеет право на свое мнение;
- выслушивайте, уважайте друг друга, не перебивайте;
- принимайте решение сообща.
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнения - узнавание фигур и цвета.
II. Сообщение темы и задач урока
1. Упражнение «Корректурная проба».
Учитель: Начнем наш урок с упражнения «Корректурная проба», выполнив которое вы узнаете тему сегодняшнего урока. Это упражнение также поможет вам сконцентрировать свое внимание во время выполнения заданий урока. Будьте внимательны! У каждого задание на парте.
Задание: в течение двух минут вы должны будете букву «О» зачеркнуть, букву «Ж» обвести в треугольник, букву «П» взять в круг (карточки-помогайки «О», «Ж», «П»).
О Ч Ж О У Ж П Д Е О
С О Ж Н П О Ы Й Ж П
М О П Ж И Р О Ж К Л
О А С О Ж С И О К И
Учитель: Прочтите, что осталось? Знакомы вам эти слова?
Дети: Так назывался раздел учебника, который мы изучали.
Учитель: Правильно. Произведения этого раздела мы с вами закончили изучать. Вы уже убедились, что мир классики чудесен. Сегодня на уроке мы подведем итоги: что дали вам уроки, чему вы научились, изучая произведения раздела «Чудесный мир классики». Во время урока мы с вами повторим изученные произведения, потренируем ваше внимание, память, умение анализировать, делать выводы и высказывать свое мнение. Если вы будете внимательно выполнять все задания, то сможете успешно справиться с тестовой работой в конце урока.
Коррекция
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнения на внимание.
Нацеливание на перспективу.
Совместная постановка задач урока.
III. Работа по теме урока
1. Учитель: Начнем наше путешествие в прекрасный мир классики с упражнения, которое поможет вам вспомнить изученные произведения. (Работа в группах.) На столе карточка №2. Все вместе рассмотрите каждую строчку и найдите спрятавшиеся там слова. Они помогут вспомнить названия произведений. Не забывайте о правилах работы в группе.
ПЗНГМЕРТВАЯСТМИАРЛВОАНЦАРЕВНАБСЬМОПРАГ
КОРНИСМКОНЕКЖВДВШГПЬТБВДКЩТЬГОРБУНОКИ
ИМПАРЕИЧАШИКТПРАКЕРИБЛАДПГТАЛВДЖУЛКЬО
СЯИСРИАРГРАГГТЫИИИОЫОТМГОМАЛЬЧИКИДЩМЛ
КТСИВАРОСАОДЕТСТВОПРВШЛВЩЫЖЫЛАЬАОШАЛ
Дети отвечают.
Учитель: Правильно. Молодцы! А теперь вспомним авторов этих произведений.
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнения на внимание.
2. Упражнение на интерактивной доске. Соединить стрелочками фамилию автора и название произведения.
Учитель: Выполнит задание тот, у кого в группе обувь самая светлая.
«Сказка о мертвой
царевне...»     П.П.Ершов
«Конек-Горбунок»    М.Ю.Лермонтов
«Ашик-Кериб»    А.С.Пушкин
«Мальчики»    Л.Н.Толстой
«Детство»    А.П.Чехов
3. Конкурс «Самый эрудированный».
Учитель: Кто сможет назвать имя и отчество каждого автора? А кто вспомнит факты биографии названных писателей?
Коррекция долговременной памяти на основе упражнений в узнавании.
4. Игра «Найди лишнего». На доске появляются портреты писателей. Необходимо найти лишний портрет, объяснить свой выбор.
Коррекция логического мышления на основе упражнений обобщения и выделения лишнего.
Комплекс физических упражнений и зарядка для глаз по тренажеру.
5. Работа в группах.
Учитель: Слушайте внимательно задание. Вам необходимо прочитать отрывок из произведения и вспомнить его название. А кто автор этих произведений, узнаете, расшифровав историческое послание. Оно очень старинное, ему много лет, и оно за долгие годы сильно испортилось. Но я думаю, что вы справитесь. Помним о правилах работы в группе. (См. рисунок.)
Дети отвечают.
Учитель: Правильно! Теперь читаем отрывок и вспоминаем название произведения.
Карточка 1
Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась небольшая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожицы, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются. (Прыжок)
Карточка 2
В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение. (Лев и собачка)
Карточка 3
На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать камень и сколько это будет стоить.
Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его и что это будет стоить восемь тысяч рублей. (Как мужик убрал камень)
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнения на внимание.
6. Подбери пословицу.
Учитель: Какая из пословиц подходит к произведению Л.Н.Толстого, которое вы изучали в разделе «Чудесный мир классики»?
Кто чего сильно хочет, тот того и добьется. («Ашик-Кериб»)
Живи добрее, будешь всем милее. («Сказка о мертвой царевне»)
У мужика кафтан сер, да ум у него не волк съел. («Как мужик...»)
Где счастье плодится, там зависть родится. («Конек-Горбунок»)
Учитель: А к каким произведениям относятся остальные пословицы? Объясните свой выбор.
Коррекция осмысленности восприятия на основе упражнения в установлении логических связей, работы с пословицами.
7. Работа в парах.
Учитель: Зная и понимая значение пословиц, выберите к пословице «Где счастье плодится, там зависть родится» одну из трех, близкую по смыслу:
1. Чужими руками жар загребать.
2. Своя рубашка ближе к телу.
3. В чужих руках всегда ломоть велик.
Коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении и установлении логических связей.
8. Игра «Закончи предложение».
Каждой команде дается одно задание, которое они зачитывают двум другим командам.
1) Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла
...(поднялась и расцвела)
2) Стало сызнова смеркаться,
Средний брат пошел сбираться:
Взял он вилы и топор
...(и отправился в дозор)
3) Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
...(будь нам милая сестрица).
Коррекция памяти на основе упражнений - узнавание произведения по отрывку, дополнение предложений по памяти.
IV. Итог урока
1. Учитель: Молодцы! Хорошо поработали. Вспомнили многое из того, что узнали за время изучения произведений раздела «Чудесный мир классики».
Чтобы убедиться в своих знаниях, выполните самостоятельно тест.
Дети выполняют тест (тест в данной разработке опущен).
Учитель: Молодцы, ребята! Правила работы в группе соблюдали все в течение урока. Как вы думаете, а эти правила необходимо соблюдать в повседневной жизни?
Ответы детей.
2. Рефлексия.
Учитель: Какие волшебные предметы встречались в сказках? С их помощью в сказках происходят разные чудеса. А в нашей жизни кто творит чудеса?
Ответы детей.
Учитель: Нашими совместными усилиями мы сотворили чудесный урок. Вы мне подарили чудесное общение. А друг другу вы какой волшебный предмет подарили бы?
Высказывания детей.
Коррекция:
- самостоятельное применение знаний на практике;
- развитие самоконтроля и самооценки.
V. Домашнее задание
1. Нарисовать к понравившемуся произведению рисунок и подготовить краткий пересказ.
2. Составить небольшую сказку о волшебном предмете, который подарили одноклассники.

Презентация к занятию опубликована на сайте «Учительской газеты»
http://www.ug.ru/method_article/525

​Лина СЛАБЫШЕВА, учитель Нефтеюганской специальной (коррекционной) начальной общеобразовательной школы VII вида Ханты-Мансийского округа - Югры