I. Микромодуль-мотивация
1. Интрига
Класс разделен на группы (количество  по желанию учителя).
а) На слайде слово «мозаика» (буквы «м», «з», «и», «к» выделены синим цветом).
Группа получает конверт, в котором фотография разрезана на несколько частей.
Учитель: Поиграем? Все вы любите собирать мозаику. Соберем детали, посмотрим, что получится.
Что вы увидели?
Дети: Морозные узоры.
Учитель: Где вы видели такие узоры?
Дети: На окне.
Учитель прикрепляет на доску слово «рисунок».
б) Учитель: Я предлагаю вам послушать музыку. Можно закрыть глаза. Попробуйте представить себе, что вы не в классе, а где-то еще. А кто где побывает, расскажете всем.
Звучит музыка со звуком зимнего ветра.
Рассказ детей о представленных картинах.
Учитель: Что помогло представить картины зимы?
Дети: Шум ветра, спокойная музыка.
Учитель прикрепляет на доску слово «музыка».
в) Учитель: Вернемся к нашему слову «мозаика». Составьте из букв этого слова другие слова.
Каждая группа записывает слова на листочках. Когда работа закончена, записывают слова на доске («зима», «замок» и т. д.).
Учитель прикрепляет на доску «слово».
г) Учитель: Теперь соберем детали мозаики в единое целое и назовем тему урока:
- рисунок,
- музыка,
- слово.
Что объединяет эти три части мозаики?
Дети: Зима.
Учитель: Какая тема урока?
Дети: Зима.
Учитель уточняет тему - «Образ зимы».

2. Воспоминание
На слайде окно с зимними узорами.
Учитель: Давайте откроем окно и посмотрим, что там.
Следующий слайд - открытое окно.
Учитель: Что видим?
Дети: Образ живого человека.
Учитель: Представим себе, что зима - это живой человек. Воспользуемся олицетворением.
Кто это? Расскажите. Предлагаю использовать слова, помогающие нам охарактеризовать этот образ. Будем надеяться, что к концу урока мы будем видеть четкий образ за окном.
На доске слова «хорошая», «добрая», «плохая», «жестокая» и т. д.
Дети, используя воспоминания, ранее услышанное, прочитанное, увиденное, рассказывают, используя разные слова. На доске может не быть слов. Их надо дописать. В ходе представления выслушиваются все ответы детей.

II. Микромодуль-образ
Учитель: А теперь моя очередь. Я хочу представить вашему вниманию образы, которые видела в детстве.
Показ фрагмента фильма «Снежная королева». Обсуждение.
Учитель: Какая она, Снежная королева?
Дети отвечают.
Учитель: Послушайте стихотворение о Снежной королеве (читает учитель).
Снежная королева
В замке Снежной королевы
Одиночества вечный холод.
В царстве сна, зимы и стужи
Безмолвия звук очень долог.
Там всегда холода,
Вечность снега и льда.
В сердце ее осколки стекла.
Заморозит вмиг -
Не дрогнет рука.
Что подтверждает, что она злая?
Дети: Слова «одиночество», «заморозит», «не дрогнет».
Показ фрагмента из фильма «Морозко».
Учитель: Каков герой в увиденном вами фрагменте? Положительный или отрицательный?
Ответы детей.
Учитель: Эти фильмы созданы более 40 лет назад.
Каждой группе дается стихотворение.
Учитель: Приготовьтесь прочитать произведение вслух (по желанию).
От каждой группы один ученик читает стихотворение. Портреты-образы учитель прикрепляет на доску.
Зима-старушка (см. рисунок)
Как-то раз на телеге с мукою
Проезжала Зима над рекою.
Веселилась:
- Уж как спозаранок
Напеку я блинов да баранок,
Сяду я под деревом снежным,
Угощу всех блинчиком нежным
Со сметаной, со сливками,
с маслом.
Кушай, родной! Будь ласков!
Но уснула Зима, задремала,
Потому что уж старенькой
стала.
Мы проснулись наутро. О чудо!
Город весь в муке. Откуда?
У Зимы мешок прохудился.
Снег пушистый над городом
вился.
Все красиво, все в белых красках.
Радуйся, милый. Будь ласков!
Учитель: Какие слова помогли представить образ?
Дети: «Уснула», «задремала», «прохудился мешок».
Зима-рукодельница
Не бездельница -
Зима.
Рукодельница -
Зима!
Шьет и вяжет
Быстро, ловко
За обновкою обновку,
Лес одаривает,
Приговаривает:
- Вот вам на ножки -
Теплые сапожки,
Варежки - на лапки,
На макушки - шапки.
Я богата и щедра,
У меня полно добра!
Кому шубу?
Кому шаль?
Ничего для вас не жаль!
В.Никитин
Учитель: Какая это героиня? Добрая или злая?
Дети: Щедрая, заботливая.
Учитель: Какие слова подтверждают это?
Дети: «Кому шубу», «кому шаль», «ничего не жаль».

III. Микромодуль-анализ
Учитель: Анатолий Кыштымов - хакасский поэт, написал стихотворение о зиме (см. фотографию поэта).
Учитель читает стихотворения под музыкальное сопровождение.
Вот и зима...
Опять пришла, блондинка,
Кусты обсыпала
Мельчайшим серебром.
Чудесной девушкой подбросила
снежинки
И резко крутанула подолом.
На снег с небес
Слетаются снежинки,
Заката кони
Бродят по снегам,
Жуют снега, хрустят
И звонко динькают
Под небом бубенцы по вечерам.

Учитель: Есть ли этот образ на доске?
Какая зима у поэта?
Какие слова помогают нам представить ее?
В ходе обсуждения образов на доске появляются новые слова. Выстраивается два столбика слов:
Хорошая    Плохая
Добрая    Злая
Заботливая    Жестокая
Спокойная    Бессердечная
Веселая    Холодная и т. д.

IV. Микромодуль-действие
Каждой группе выдается несколько иллюстраций.
Учитель предлагает детям выбрать иллюстрацию по желанию и раскрасить ее (см. рисунок-раскраску).
Учитель: Какие нужны краски?
Дети: Синие, голубые, белые.
Дети могут назвать и другие краски. В этом случае надо попросить их объяснить, где и когда они видели это чудо.
Учитель: Посмотрите, какие краски бывают у зимы.
Показ слайдов с разными красками зимы.
Под музыкальное сопровождение дети раскрашивают иллюстрации. Готовые работы вывешиваются на доске.
Учитель: Заглянем в наше окно, может быть, теперь четко видно, кто там?
На слайде окно, размытый
образ.
Учитель: К сожалению, мы так и не поняли, кто это... Хотя у каждого из вас возник свой образ зимы. Давайте не будем расстраиваться и выйдем на улицу. Посмотрим, что за окном?
Просмотр видеоролика «Зимняя природа».

V. Микромодуль-итог
Учитель: Вот и заканчивается наш урок.
Человеку может не нравиться зима, потому что она бывает разной (обращаемся к столбикам слов). Очень часто мы слышим: «Опять зима... Скорей бы лето!»
Но если мы внимательно посмотрим вокруг себя, то поймем - красота удивительная, она завораживает душу. Надо уметь ценить то, что нас окружает.
Итог  
У природы нет плохой  погоды,
Каждая погода - благодать.
Снег и дождь, любое время года
Надо благодарно принимать...

Прим. ред.: презентация к занятию опубликована на сайте «Учительской газеты»
http://www.ug.ru/method_article/524

​Валентина ФЕОКТИСТОВА, учитель начальных классов средней школы №11 Абакана Республики Хакасия