У каждого поэта, писателя, художника есть свое произведение, которое он считает главным делом своей жизни, - произведение, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, все свое сердце. Для меня такими произведениями являются мои воспитанники.

Мастерство педагога. В чем оно заключается? В знании своего дела. В любви к нему. В неотделимости профессионального труда от собственных жизненных интересов. В самоотверженной отдаче своего времени и сил, ощущении удовлетворения и радостной приподнятости. В счастье видеть устремленные на тебя детские глаза, в которых безграничное доверие, радость, надежда, пытливость.

Не один раз в начале своей педагогической деятельности я задавала такие вопросы: найду ли себя в этой нелегкой, ответственной работе, сумею ли щедро одарить детей лаской и теплом? И сейчас с каждым днем убеждаюсь в правильности выбора своей профессии - воспитателя. Думаю, что это и есть мое призвание!

Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

С чего начинается любовь к Родине и в чем она проявляется? Когда впервые ты начинаешь себя ощущать сыном или дочерью удивительного края? Можно ли научить любить свою малую родину, и как это сделать? Поиски ответов на эти и другие вопросы стали первыми шагами в моей краеведческой деятельности.

Одной из причин моего обращения к изучению истории, культуры, природы Камчатки стало осознание того, что у подрастающего поколения недостаточно развито чувство любви к своей малой родине, что выражается в черствости, равнодушии по отношению к своим родителям, отсутствии элементарных знаний об истории края, циничном, а иногда варварском отношении к историческим памятникам, природе. Я считаю, что воспитатель может посеять в сердцах своих воспитанников зерна любви к своей малой родине, и когда это удастся, у подростков изменится отношение к своему родному краю, его природе, возникнет неми общей жизнью, интересной для каждого воспитанника, и уже в рамках этого контекста решать свои педагогические задачи. Вместе с детьми я стараюсь превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу, поэтому нахожусь в постоянном поиске неординарных форм, применяю различные виды современных педагогических технологий (проектную, информационно-коммуникативную), которые помогают не только прививать любовь к своей малой родине, но и развивать у детей умения и качества, необходимые человеку XXI века: критическое и системное мышление, любознательность, ответственность, коммуникативные умения и навыки, направленность на саморазвитие.

Али Апшерони, видный ученый, I общественный деятель, автор ряда I трудов этического, философского | содержания, сказал: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами. Ограниченность в любом деле мешает, а уж в воспитании человеческих душ - тем более». Занимаясь краеведческой работой с детьми, я сама обогащаюсь знаниями, узнаю много нового и интерес-I ного, совершенствуюсь и развива-| юсь, повышаю свое мастерство, Моя педагогическая интуиция подсказывает, что я не ошиблась в выборе профессии. Когда рядом мои любимые воспитанники и благодарные родители, я испытываю радость, удовлетворение и понимаю, что настоящее мое место здесь, среди детворы! Доверчивой, любопытной, неугомонной!

Все чаще и чаще задумываюсь я о том, взойдут ли посеянные мною ростки любви к родному краю. Что сумела дать полезного для жизни каждому воспитаннику, куда направила их интересы? Чем я смогу удивить и заинтересовать их завтра?

В такие минуты размышлений я ощущаю огромную ответственность за подрастающего человека, которая возложена на меня, педагога, чувство гордости за принадлежность к профессии и уверенность в ее необходимости.

И который раз убеждаюсь в правоте таких слов: «Учитель по природе своей профессии - созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо творит Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит - таков и итог профессионального пути педагога».