Во всем мне хочется дойти до самой сути: В работе, в поисках пути, в сердечной смути, До сущности протекших дней, до их причины, До оснований, до корней, до сердцевины... Тогда мне казалось, что «дойти до сути» очень просто: есть белое и черное, есть добро и зло, есть правые и неправые, находи истину, и проблемы решатся сами собой. Но как это оказалось нелегко - найти истину, не утонуть в мелочах, не потеряться в суете. И чем старше я становлюсь, тем больше терзаюсь сомнениями: так ли поступаю, все ли понимаю в своей профессии, которая обязывает быть в ответе за тех, кого доверили тебе, а ведь доверили самое дорогое - ребенка. Кто-то из великих справедливо заметил, что пути, которыми следует ребенок в своем освоении окружающего мира, в точности совпадают с путями, которыми следует гений. Помните, у Мандельштама: «Ребенок - непризнанный гений средь буднично серых людей». Как важно помнить об этом воспитателю, помнить ежедневно, ежечасно, ежеминутно - иначе профессия превращается в ремесло, и тогда заканчивается творчество. Мое педагогическое кредо: «Только творческий педагог может воспитать творческую личность».

Мне в жизни очень повезло: природа наделила меня способностью рисовать, переносить на бумагу с помощью кисти и красок красоту окружающего мира, и я с большим удовольствием делюсь этим даром со своими малышами. Моя педагогическая инициатива заключается не только, а может быть, даже и не столько в том, чтобы научить ребенка рисовать, сколько реализовать известный принцип педагогики Марии Монтес-сори: «Помоги мне это сделать самому».

Потребность в самостоятельности возникает у малыша очень рано, просто мы не всегда это замечаем, а между тем ребенок пытается проявить свою индивидуальность, он имеет право на выбор, надо лишь предоставить ему это право и помочь раскрыть то, что заложено в каждом малыше природой. А выбор начинается с самого, на первый взгляд, обыкновенного, например, с выбора материала, на который ребенок будет наносить свой незамысловатый рисунок, с выбора инструментов, с помощью которых будет выполняться работа.

Вспоминаю свое первое занятие, на котором предложила малышам выбирать карандаши и краски. Все дети остановились на ярких и выразительных цветах, лишь одна девочка выбрала черный. «Почему ты рисуешь черным карандашом?» - спросила я. В ответ - молчание и настойчивый нажим на карандаш... «Что-то неладно у этого малыша», - подумала я тогда и оказалась права. Родители девочки находились в ссоре, и ребенок очень страдал, а боль свою малышка выразила с помощью черного цвета. Тогда ее выбор был вполне оправдан; пройдет время, загладится рана, и ребенок потянется к цвету, потому что дети хорошо чувствуют язык красок. И порой не важно, что на рисунке малыша собака голубая, а кошка - зеленая, позже появится необходимое соответствие, а вначале пусть будет так. Ребенок экспериментирует, играет с цветом и чувствует себя в мире красок свободным!

Очень дорожу этим качеством детей, стараюсь не спугнуть их желание изобретать и фантазировать и предлагаю свою помощь осторожно, ненавязчиво, как бы невзначай... Вот трехлетний карапуз медленно водит по бумаге кисточкой, оставляющей после себя невероятные разводы сначала голубого цвета (до тех пор, пока не закончится голубая краска), затем поверх голубого накладывает зеленый. Малыш сосредоточен и молчалив, его занимает сам процесс. «Давай возьмем желтую краску и будем рисовать ею не поверх зеленой, а рядом», - предлагаю я осторожно. И вот на листе появляются желтые волны. «Тебе понравилось?» - спрашиваю я. Малыш удовлетворенно кивает. В следующий раз он будет с удовольствием накладывать краски одну рядом с другой, а не друг на друга, проявляя аккуратность и прилежание. И это будет наша с ним первая маленькая победа. Совершенно иначе ведут себя старшие дети, 5-6 лет. Они уже сознательно экспериментируют с цветом, а как они любят рисовать мокрым по мокрому. Накладывая мокрую краску на влажный лист, юный художник создает размытые очертания сказочного замка, волшебного леса или знойной пустыни, бесконечно фантазируя и обогащая первоначально задуманные образы, а потом взахлеб рассказывает содержание своей картины, на ходу сочиняя все новые и новые подробности изображенного.

Часто использую возможность рисовать вместе с детьми, потому что научить детей технике рисования гораздо проще через подражание взрослому. В первые годы своей работы испытывала трудности с организацией технических процессов: нужно было выработать у детей привычку тщательно промывать в стакане кисточку из-под краски, промокать ее губкой и только потом погружать в новую краску. Убедившись, что словесные поучения не приносят результата, я стала сопровождать их действиями, и дети, подражая мне, постепенно овладевали необходимыми практическими навыками.

Направлять же творческие процессы гораздо сложнее. Стремлюсь научить ребенка свободному обращению с краской, готова всегда поддержать его желание фантазировать и изобретать. «На что похоже это облачко на небе?» - спрашиваю я. «На барашка», - замечает один. «Нет, - тут же возражает другой, - это воздушное озеро». А потом один за другим рождаются новые варианты. «А какого цвета сегодня небо?» -задаю детям вопрос. «Белое, голубое, синее», - наперебой выкрикивают малыши. И вот, наконец, слышу желаемый ответ: «Нежно-голубое». «Нарисуем?» - предлагаю я. И ребятишки дружно берутся за краски, погружаясь в творчество. «Ребята, а что же можно нарисовать на фоне нежно-голубого неба?» «Солнышко, траву, деревья, дома - все, что вокруг», - почти хором отвечают мои маленькие непоседы. «А можно нарисовать то, чего не видно?» - любопытствует пятилетний крепыш. «Да, это должно быть очень интересно», - поддерживаю я. И вот на моих глазах пятилетние малыши превращаются в настоящих художников. Мне же достается роль помощницы. «Давай сделаем более ярким цвет травы на твоей лужайке», - предлагаю я одному. «А может быть, дорисуем крыло у твоей сказочной птицы?» - помогаю другому. В группе воцаряется тишина (как правило, дошкольники 5-6 лет работают молча, каждый сосредоточен на своей работе, лишь иногда слышатся комментарии по поводу содержания рисунков).

Интересно наблюдать за тем, как ребенок постигает цвет, потому что процесс освоения цвета развивается у детей достаточно динамично: от одноцветности через много-цветность к постижению законов цветосо-четаний, и на каждом этапе формируется способность к цветоощущению. Известно, что человеческий глаз способен увидеть не только красный, желтый, зеленый и синий цвета, но и свыше сорока тысяч самых невероятных оттенков. Для развития у детей подобного умения часто использую прием нахождения соответствий между цветом и предметом. Например, «розовый» - роза, «перламутровый» - морская раковина, «светло-серый» - пушистый котенок, «изумрудный» - цвет моря, воды в бассейне. Дети с радостью находят такие соответствия и тем самым обогащают свои представления о цвете и его оттенках. Но еще большее удовольствие им доставляет возможность экспериментировать с цветом. Как светится от счастья малыш, когда путем смешивания красок он добивается желаемого оттенка! Любуюсь этим состоянием ребенка и не перестаю удивляться, какими умными и зоркими становятся его глаза, которые научились внимательно смотреть и многое замечать. Только ради одного этого стоит оставаться в профессии и быть в ответе за тех, кого доверили тебе...

Мой маленький гений, мой славный малыш! Готова отдать тебе сердце! Все тайны природы и мира открыть Ключом от волшебницы-дверцы...