Каждое утро я, как садовник, прихожу в удивительный сад. В нем растут прекраснейшие «цветы». И я имею к этому самое прямое отношение.
Действительно, труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника. Вот садовнику в руки попадает маленький хрупкий росточек, который нуждается в тепле, заботе и внимании. Чтобы этот росточек превратился в прекрасный цветок, ему нужен особый, только для него подходящий уход.
И вот к воспитателю попадает Маленький Человек, который, подобно цветку, нуждается в заботе, внимании, тепле и ласке. И педагогу, как неустанному садовнику, необходимо создать такие условия, чтобы душа ребенка, подобно бутону, раскрылась миру во всей своей красе, встрепенулась и зажила. Но воспитателю сделать это несоизмеримо сложнее, чем садовнику. Ведь садовник уже знает, что нужно его цветам, а воспитателю предстоит постепенно, шаг за шагом, день за днем открывать и понимать своих малышей, подбирать к ним ключик. Ведь каждый из них -личность, одна выявленная, а другая «затаенная». Вот оно - поле деятельности для меня! Выявляй, рассекречивай, помогай детям справиться с внутренними конфликтами! Разве это не самые интересные дела детского сада?!
Очень сложная задача для педагога: из незнакомой тетеньки превратиться в добрую фею, которой малыш начнет доверять, подружится с ней, а потом и полюбит.
Каким же должен быть воспитатель, чтобы решить эту непростую, но такую важную и прекрасную задачу - быть хорошим «садовником»?
Самое важное, на мой взгляд, качество, которым должен обладать каждый педагог, -любить детей, любить свою профессию, использовать весь свой педагогический талант, быть самому человеком со щедрой и богатой душой, ибо дети очень чувствительны к фальши.
Профессиональные знания, умение применять их на практике, знание методик, широкий кругозор, творческое мышление тоже нужны и важны, но они ничего не стоят, если педагог не любит детей. Ведь маленьких сорванцов не проведешь, они на подсознательном уровне чувствуют отношение взрослого.
По-моему, любовь к детям - это фундамент, основа успешной педагогической деятельности. Педагог, искренне, всей душой любящий детей и свою профессию, будет стремиться повышать профессиональный уровень, совершенствовать педагогическое мастерство, постоянно расширять свой кругозор, чтобы всегда быть готовым отвечать на одновременные сто тысяч «почему?». Эта любовь и является для меня «вечным двигателем».
Раннее обучение детей английскому языку сегодня - актуальное и востребованное направление в сфере образования. Но это обучение должно быть увлекательным и интересным для ребенка. И здесь необходимо очень постараться, чтобы современные технологии соседствовали со старыми добрыми сказками, а всемирно известные методики («Английский для малышей» Бонк) с моей авторской программой «Английские словечки для маленьких человечков». И, конечно же, каждодневная работа над собой...
Приходя к детям, я постоянно помню о том, что нельзя доминировать над ними, надо быть честным, справедливым, искренним и открытым, необходимо быть настойчивым и требовательным, но, требуя что-то от детей, обязательно объяснять, зачем и почему. Очень важно не спешить, не превращать детский сад в школу. Дать детям наиграться, дать «детству созреть в детях».
«Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться: у нас получатся юные доктора и старые дети», - так писал Жан Жак Руссо. Так думаю и я.
И еще важно для воспитателя не потерять в своей душе ребенка! Это помогает лучше понять детей сейчас. Чаще вспоминать себя в детстве. То, что для взрослого кажется пустяком, для ребенка вовсе не пустяк, а самое важное в данный момент, и от этого пустяка уже нельзя отмахнуться. Нельзя не помочь!
В современном обществе многие недооценивают значимость труда воспитателя. А ведь развитие ребенка в период дошкольного детства - основа всего дальнейшего жизненного пути. Понимание этого накладывает на нас, взрослых, большую ответственность. Известно, что до 5-6 лет ребенок усваивает около 70% информации об окружающей его действительности, а оставшиеся 30% - в течение всей последующей жизни. На начальном этапе для ребенка все - новое, поэтому он воспринимает его беспрекословно, как истину. Шаг за шагом накапливает впечатления, которые суммируются в его подсознании и становятся его личным опытом, и то, чем будут наполнены эти 70%, зависит только от взрослых.
Наша задача - помочь родителям осознать важность периода дошкольного детства, научить ценить каждую минуту, каждую секунду общения с ребенком, стараться, чтобы эти минуты обязательно переросли в часы. Научить их обращаться к своим давно забытым ощущениям и желаниям маленьких мальчиков и девочек, проводить как можно больше времени с мамами и папами, вместе играть, читать, наблюдать, открывать мир.
Говорят, дети - наше будущее, и это не пустые слова. Чтобы понять и увидеть будущее, нужно внимательно посмотреть на настоящее; какими мы воспитаем наших детей сегодня, в таком обществе мы, взрослые, будем жить через 20-30 лет. Как говорил Антон Семенович Макаренко: «...наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Самое важное для меня достижение в работе - это радость и улыбки на лицах детей, когда я прихожу.
Любя, слушая, понимая ребенка, испытывая радость от общения с ним, уважая его интересы, снова оказываешься в детстве. Детство необходимо нам. Это не только воспоминание. Это часть нашей взрослой жизни. Оно помогает нам увидеть мир глазами ребенка, и наш мир расцветет, как сад, когда расцветут души наших детей.