В частности, законопроект вводит понятие «специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья», которое должно обеспечить безбарьерную среду жизнедеятельности этих граждан, в том числе создание материально-технических условий для беспрепятственного доступа и обучения инвалидов, использование специальных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, технических средств обучения, комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями развития и оказание им необходимой технической помощи при получении образовательных услуг и, безусловно, специальную подготовку педагогов и всего персонала образовательных учреждений. Также предполагается установить, что нормативы финансирования предоставления образовательных услуг должны предусматривать расходы на создание специальных условий для обучения и воспитания инвалидов.

При этом мы, конечно, все понимаем, что даже самый замечательный закон, все нормы, которые в нем присутствуют, не обеспечивают моментальной практической реализации задуманного. Именно для практической реализации этого направления с прошлого года в рамках государственной программы «Доступная среда» создается сеть базовых образовательных учреждений общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития. Из федерального бюджета на эти цели выделяется 9 миллиардов рублей и примерно такой же объем финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации. Реализация программы даст нам возможность в течение пяти лет создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в 20 процентов обычных общеобразовательных учреждений, осуществить повышение квалификации как минимум 24 тысяч специалистов образовательных учреждений и психолого-медико-педагогических комиссий по вопросам получения инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях. Безусловно, мы понимаем, что это очень важный момент, поскольку педагоги и учебно-вспомогательный персонал школ, профессиональных училищ, ссузов, вузов должны, во-первых, быть ориентированы на то, чтобы принять такого ребенка или студента, если он уже не ребенок, а не на то, чтобы его отторгнуть, во-вторых, должны знать, как работать с таким ребенком. Это касается не только непосредственно обучения и воспитания, а в целом и формирования такой толерантной среды. Поскольку не только педагоги, но и, может быть, даже в большей степени сами дети и их родители относятся, мягко выражаясь, настороженно, а иногда и резко негативно к обучению инвалидов в одном классе с обычными детьми.

Задача совершенствования кадрового и информационно-методического обеспечения деятельности по созданию условий для получения инвалидами образования решается и в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования на 2011-2015 годы», в том числе для этого используют стажировочные площадки, которые создают в каждом федеральном округе для этих целей на базе образовательных учреждений различных типов. Сегодня почти 240 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья обучается у нас в обычных классах или в кор-рекционных классах обычных школ.