...Наша небольшая туристическая группа остановилась в тени раскидистой ивы у озера, чтобы после многокилометрового похода набраться сил. Увидели, как с другой стороны к озеру вышли мужчина и женщина. Оба с виду лет сорока. Мы увлеклись разговором и трапезой и не видели, как мужчина вошел в воду, только слышали сильные шлепки по воде. Когда мы обратили взоры в сторону наших соседей, то мужчина уже выходил на берег к своей спутнице. В руках у него были кувшинки со свисающими к земле стеблями.

Наше восторженное настроение было испорчено. Мы быстро собрались и пошли наверх к дороге. Когда проходили мимо этих «натуралистов», я с нескрываемой ненавистью произнес:

- Вы хоть в школе ботанику-то проходили? Про цветы, занесенные в Красную книгу, знаете?

Закончив в нескольких фразах наш теперь уже никому не нужный экологический ликбез, мы пошли своей дорогой.

Когда я рассказал эту историю коллеге, замечательной учительнице биологии ессентукской школы №8 Элеоноре Францевне Гри-горьянц, та грустно вздохнула: «И я много подобных примеров могу вам привести. Откуда только такие люди берутся? Неужели им никто не говорил, что природу нужно беречь?»

Недоумение коллеги мне было понятно. План экологической работы школы, который Григорь-янц составляет вместе со своим активом на установочной конференции детской экологической организации «Зеленый мир», глубок и конкретен. Каждый месяц проводятся (я это знаю!) 5-6 мероприятий.

В рамках школьного экологического объединения много лет действует экологический отряд «Радуга». В отряде есть секции «Лекторская группа», «Патруль», «Юные журналисты».

Я давно понял, что отряд «Радуга» далеко не аморфная масса праздных сотрясателей воздуха.

Вступая в его члены, ребята дают клятвы. Вот только две из них: «Научиться самим и научить младших школьников понимать язык природы!», «Помнить всегда и везде: человек только часть природы, а не хозяин ее!»

В течение всего года школьники, ведомые кураторами из числа старших ребят, работают над разными необычными проектами. Чего стоят «Именная книга животных», когда надо составить своеобразную копилку имен, которыми люди называют своих домашних питомцев, или «Книга жалоб» с заданием записать жалобы, поступающие от растений и животных, или книга «Дождики», где собраны рассказы о разных дождях, грибных, веселых летних, зимних со снегом...

Помню, как пять лет назад тогдашний директор нашей школы Наталья Алексеевна Семенова предложила Элеоноре Францевне организовать работу летнего экологического лагеря: «Вы бы могли привлечь ребят постарше из своего экологического актива. Мероприятия у вас интересные».

Григорьянц, поколебавшись (летом хотелось бы отдохнуть от профильной работы), согласилась. Решающую роль сыграл факт, что ее активисты, услышав о предложении директора, с радостью откликнулись. Дела юных экологов можно перечислять долго. Так, совершая экскурсию в геологический музей родного города, ребята встретились с уникальным человеком, беззаветно любящим геологию, - Олегом Николаевичем Макеевым. Он провел их по экспозициям «Месторождения Северного Кавказа и Кавказских Минеральных Вод», «Образцы геологических пород». А потом у ребят был экодесант на городское озеро, результатом которого стали несколько мешков собранного мусора.

Три недели увлекательной жизни и полезного труда в лагере «Радуга» в этом году пролетели для ребят как один день. Мне, к сожалению, не удалось побывать на празднике закрытия пришкольного экологического лагеря. Но я посмотрел видео, прочитал сценарий, который Элеонора Францев-на всегда пишет вместе с ребятами. Как всегда, на празднике были и родители детей. Я видел их счастливые лица! А когда услышал близкую сердцу мелодию песни «Дорогою добра», не удержался и запел вместе со всеми.

Красота спасет мир. Мы часто повторяем эту фразу, не задумываясь о том, что кто-то должен спасать и саму красоту. Хорошо, если бы в жизни было больше таких учителей, как Элеонора Францевна. Уроки, полученные в детстве, не забываются.