По утвержденной правительством Татарстана программе в республике в этом году должны быть отремонтированы 162 школьных здания. Средства из бюджета выделены, и немалые. 1 миллиард 925 миллионов рублей - на капитальный ремонт муниципальных общеобразовательных школ, еще 254 миллиона рублей - на реконструкцию специальных (коррекцион-ных) общеобразовательных школ.

Подрядчики дружно приступили к работе. Но вот незадача - о качестве работ при ремонте зданий строители заботятся не особо. Во всяком случае каких-то кардинальных перемен не отмечено. Подрядчики не избежали (за редким исключением) нарушений, допускали отклонения от строительных норм и требований к качеству. Сообщил об этом министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства республики Ирек Файзуллин на совещании, прошедшем в режиме видеоконференции. Министр подтвердил: работы ведутся во всех школах, которые вошли в программу капитального ремонта. Также проводятся выездные проверки качества проведения работ. Они-то и показали реальную картину с соблюдением норм и правил. Было отмечено, что чуть ли не в каждом четвертом муниципальном районе наблюдается отставание от графика ремонта.

«Я хочу обратить внимание на основные системные нарушения, которые выявлены», - сказал на совещании глава строительного ведомства. Цитаты из доклада министра: «В кровлях из металлического профлиста, уложенного по сплошному настилу, между листами и настилом не уложена пароизоляци-онная пленка, которая предназначена для отвода конденсата...»; «Деревянные конструкции не везде обработаны огнезащитным составом...»; «Много объектов, с которых не вывозится строительный мусор». Также министр попросил «и заказчиков, и подрядные организации, и надзорные органы обратить внимание на представленные паспорта и сертификаты качества на оконные блоки».

Недоделки и упущения, которые перечислил профильный министр, не остались незамеченными. Президент республики прервал доклад руководителя ведомства, чтобы дать свою оценку работе строителей. Эмоций при этом не скрывал: «Просто мне стыдно (за подрядчиков. - Прим. авт.), все-таки школа -это для детей. Наверное, какие-то грехи у нас могут быть, не без этого - все люди грешные. Но на школы и так денег немного, зачем там такие вещи делать?!»

Реконструкция в школах, подчеркнул Рустам Минниханов, делается для детей. «Ваши же дети там будут учиться. По школам требования должны быть очень строгие», - напомнил глава республики. И руководители образовательных учреждений, по его мнению, должны контролировать работу подрядчиков на объекте. Глава региона обратился к сидящему в зале министру образования и науки республики: «Уважаемый Альберт Харисович, сделайте мастер-классы, расскажите, какие должны быть стропила, какая должна быть кровля. Соберите всех директоров школ, где идет ремонт, пригласите строителей, пусть они расскажут». Президент республики заметил, что директора школ, «как супервайзеры», сами должны проверять, всё ли подрядные организации делают как надо. «А строители... строители везде разные, - философски заключил глава региона. - Поэтому вот эти директора должны знать минимум стандартов, какие должны быть» (при ремонте школ. - Прим. авт.).

Меньше всего хотелось бы вступать в полемику с человеком (в данном случае с главой республики), который ратует за интересы детей и школы. Но возникают вопросы (возможно, кому-то они покажутся наивными): а что же надзорные, контролирующие органы, государственные инспекции? Плохо справляются со своими обязанностями (не успевают, не могут, не хотят)? Не в силах пресечь все нарушения? Обсуждать эти вопросы, искать на них ответы на совещании не стали. Осуществление контроля качества кровли и стропил возложили на руководителей образовательных учреждений - педагогов по образованию. Никто против этого возражать не стал, а других предложений не поступило. И получилось по принципу «спасение утопающих -дело рук самих утопающих».

Казанцы помнят: в городе в отдельных жилых домах, где был проведен капитальный ремонт, после первого же дождя квартиры жильцов затопило чуть ли не до нижних этажей.

Прав, получается, пожалуй, и президент Татарстана Рустам Мин-ниханов: не будет жесткого, строгого повседневного контроля - крыши будут течь и в школах, а не только в жилых домах и новостройках. Если рассуждать так, то все становится на свои места. Работу не совсем компетентного прораба или инженера должен контролировать кто-то другой, более компетентный и ответственный человек. Директор школы, например, специально изучивший строительные нормы и стандарты. Иначе, не дай бог, крыша может обрушиться, беда случится.

«Директор школы отвечает за все: и за кровлю, и за детей, и за снег на крыше, и за канализацию и водопровод, и за отопление, и за питание в школьной столовой. Поэтому он должен соображать, иметь представление о том, как будет проведен ремонт. Проверяющие посмотрели и ушли, а за школу все равно нам отвечать. Такая уж сложилась практика, что приходится заниматься не только организацией образовательного процесса, но и хозяйственными вопросами», - делится своими соображениями директор казанской школы №134 Александр Петров.

Директор школы №49 Казани Александр Бромберг, заслуженный учитель Республики Татарстан, отличник просвещения, почетный работник общего образования РФ: «Я в отпуске, но с утра хожу в школу как на работу. Иначе нельзя: за 25 лет моего директорства в 49-й школе у нас впервые проводится капитальный ремонт. На реконструкцию из бюджета выделено более 22 миллионов рублей, на дополнительные виды работ, надеемся, выделят еще 7,5 миллиона. Я не могу представить ни одного директора, который в такой ответственный период отошел бы в сторону и неконтролировалход капитального ремонта школы, не держал бы руку на пульсе. Забота о текущем содержании материальной базы школы - обязанность директора. От этого зависят безопасность, продуктивность и комфортность образовательного процесса, так что приходится контролировать и работу строителей. Конечно, это не совсем правильно, но так уж выглядит сложившаяся десятилетиями практика. Было бы логичнее и правильнее, чтобы директор сконцентрировал усилия на эффективности основной миссии школы - обучении и воспитании детей. А контроль эффективности использования государственных субсидий на проведение не только капитального ремонта, но и ежегодного текущего был бы целиком возложен на те органы, которые распределяют финансовые и материальные ресурсы. Было бы разумнее, если бы с директора спрашивали только за организацию образовательного процесса, за качество образования учащихся. А за создание условий для обучения, необходимый ремонт школы, подготовку ее к новому учебному году целиком бы отвечал муниципалитет, как, например, в Израиле или странах Европы. У нас, к сожалению, директор школы не избавлен от несвойственных педагогу функций. И вместо того чтобы сосредоточиться на прямых обязанностях - учить и воспитывать детей, директор вынужден заниматься всем, потому что если не будешь заниматься этим ты, то не будет заниматься никто. А что касается строительных норм и правил, то многие директора школ вполне могут и сами строителям подсказать, как вести правильнее ремонтные работы».

Видно, не зря говорят: если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, делай это сам.