Темперамент - в мирное русло

Ию Китиашвили я застала в кабинете после экзамена. Устала -только этим и можно объяснить, что она никуда не бежала, не придумывала, не организовывала... Яркая темноволосая девушка просто светится - любовью к жизни, работе, людям. Вот уж никогда не думала Ия, что станет учителем. Причем не потому, что нет другого выхода, а по велению души!

- Мне казалось, педагоги - серьезные, степенные люди. А я тихоней никогда не была. Что поделаешь -грузинский темперамент! - смеется Ия Амирановна, молодой учитель английского и французского языков средней школы №45 Омска.

Никто из преподавателей и од-ногруппников не сомневался, что у Ии Китиашвили большое будущее в какой-нибудь французско-русской компании. Ей и сейчас звонят из Омского педагогического университета - приглашают на встречи с важными иностранцами, когда требуется суперпереводчик. Но на практике вдруг выяснилось, что уроки - это увлекательно, ведь каждый можно сделать непохожим на предыдущий. Ия поняла, что как бы ни любила всех людей на свете, главные для нее - дети. Мама Тамара Георгиевна, тоже учитель французского, объясняла ей это давно -и словами, и примером. Четверть века отработала в школе, родила четверых - у Ии трое старших братьев. Но Ия такая - ей все надо проверить, попробовать. Даже валуны таскать. Отправилась волонтером во Францию, под Марсель. Восстанавливали старинные архитектурные сооружения вместе с ребятами из других стран. На пятом курсе, чтобы убедиться в выборе, пошла работать в детский сад воспитателем. До сих пор вспоминает ужас первых дней - ее группа четырехлеток выскакивает на прогулку, сметая все на пути!

В родной школе - Ия и училась здесь же, в «сорокопятой», - никому ничего доказывать не нужно. Половина педагогов остались еще с прежних времен, и они точно знают: эта девочка - трудяга. А что не тихоня, так и слава богу, школе требуется энергия молодых. Наставник Ольга Васильевна Седымова, педагог с почти 30-летним стажем, подсказывала, поддерживала на каждом шагу. За два года, что преподает Ия Китиашвили, английский язык для третьеклассников стал родным, говорят их родители. А это так важно, по мнению учительницы, ведь только от тебя зависит, захочется ли ребятам изучать иностранный. Старшие, впрочем, тоже почувствовали вкус языка - Ия Амирановна ведет уроки со 2-го по 11-й класс. Свою любовь к французскому она реализовала, набрав группу желающих знать второй язык. Учиться дополнительно у Ии Китиашвили захотели многие: группа получилась больше класса. И вот что удивительно: изучая второй язык, ребята, даже средненькие, стали лучше чувствовать первый!

Из каждого своего путешествия Ия привозит кипу иностранных газет и журналов. Потом все это читают на уроках. Ия пришла к выводу, что так учиться детям веселее. Путешествует она в свободное от работы время. Его немного - Ия Амирановна уже год классный руководитель 6-го класса, самого лучшего на свете. Выяснилось, что кроме прочего надо делать еще миллион дел - разнимать мальчишек на переменке, говорить по душам с девочками, ходить дружно в кино. Класс отвечает искренней любовью. Когда Ия вернулась с сессии -получала второе высшее образование в Руанском университете, выиграв всероссийский конкурс, - ее встретили воздушными шарами и транспарантами. Они искренне радуются, когда их классная - настоящая классная! - побеждает. На городском состязании «Молодой педагог» Ия Китиашвили заняла второе место, а на конкурсе молодых педагогов Омска «Открытие» выиграла в номинации «Педагогический артистизм».

- Вот куда уходит мой темперамент! - шутит Ия. - Я после конкурсов летала! Ну разве это чувство -веры в тебя - могут заменить деньги?

Держать темп!

- Что ж они такие все скорые? -ворчала я, несясь на четвертый этаж омского лицея №29, где находится кабинет Александра Бабуро-ва, учителя английского языка.

- Да вы не расстраивайтесь, - утешил он меня, пока я пыталась отдышаться. - Я тоже человек в принципе неспортивный. Просто школа - это темп, дисциплинирует.

Именно темп урока, по мнению Александра, и помогал ему держать класс первое время. Потом, конечно, добавились интерес и уважение. На практике после четвертого курса скромный молодой человек, считающий, что его удел -переводы наедине с компьютером, вдруг обнаружил, что может увлечь собой целый зал. Да какой! Школьники - это вам не театралы.

Устраиваться в школу после Омского педагогического университета Александр отправился, чтобы доказать себе - могу! Правда, долго трудиться тут не планировал. Все-таки несколько необычное по нашим временам место для мужчины - в лицее №29 их теперь двое. Коллектив дружно принялся опекать молодого и талантливого. Особенно помогала опытный учитель английского Елена Анатольевна Платонова. Система наставничества как реально работающая в Омске возродилась в 2006 году, когда городской департамент стал принимать серьезные меры для закрепления молодых специалистов. Ежегодно проводится смотр-конкурс педагогических коллективов по работе с новым поколением учителей. Для молодых педагогов стараются создать ситуацию успеха, в которой они могут показать себя с лучшей стороны. Александр Бабу-ров как раз классический результат работы наставника.

А то, что Александр талантливый, стало ясно достаточно быстро. Ему было скучно вести уроки по традиции. И хотя он человек мирный, на его уроках дети спорят отчаянно. Технология проблемного обучения интересовала Александра еще в университете. Наконец представилась возможность претворить в жизнь свою идею -использование проблемной ситуации при обучении иноязычной диалогической речи. В спорах на его уроках действительно рождается если не истина, то знание. По мнению Александра, разговорная практика помогает легче освоить чужую речь, а дискуссия дает возможность ребенку вспомнить даже позабытые слова.

Эту идею Александр выстрадал. После четвертого курса поехал на языковую практику на четыре месяца не куда-нибудь, а в США. Практика заключалась в работе. Трудился по 12 часов в сутки на ресепшене отеля. И если первую неделю ему казалось, что чужой язык не поймет никогда, то потом так урабаты-вался, что после смены мог только думать на американском. Причем о Родине.

Методика дала результаты уже в первый год: дети Бабурова стали с удовольствием участвовать в городской научно-практической конференции «Шаги в науку», международных и всероссийских конкурсах по английскому языку. Коллеги буквально вытолкнули его на городской конкурс молодых педагогов «Открытие». Руки тряслись, на лбу выступал ледяной пот, но самопрезентацию уже перед настоящим залом - учительским - провел удачно. И перестал бояться. Открытый урок в чужой школе провел так, что старшеклассники аплодировали. Потом были и другие конкурсы: областной - «Дебют» и Всероссийский - «Педагогический дебют».

Теперь - на третий год работы -без школы он себя уже не мыслит. Решился в прошлом году взять классное руководство. Непросто, конечно, учитывая нагрузку в 30 часов. Но интересно. И опять же заставляет держать темп.

Штучные профессионалы

Честно говоря, меня больше всего интересовало, почему Ия и Александр - такие умные, красивые, знающие языки - остались в Омске, выбрав не самое денежное место -школу. Ведь весь мир открыт! Они не стали рассуждать про призвание. Ия сказала, что школа и дети для нее - родное. Александр даже растерялся: «Мне просто хорошо в школе». Значит, дело не только в деньгах и не в пресловутом статусе педагога? И они ведь не единственные. Каждый год в городскую систему образования Омска приходят около 300 выпускников средних и высших учебных заведений, имеющих педагогическую специальность. И что удивительно - 93 процента остаются! Сейчас в Омске 611 педагогов со статусом «молодой специалист», причем 77 процентов окончили вузы.

- По большому счету массовый приток молодежи в школы и не нужен, - считает Илья Дубин, директор Департамента образования Омска. - Остаются те, кто хочет работать. Мы пытаемся воспитать настоящих учителей, а это профессионалы штучные.

Чтобы привлечь молодежь в муниципальную систему образования, специалисты Департамента образования регулярно встречаются со студентами Омского государственного педагогического университета, педагогических колледжей. Наладили сотрудничество с кадровыми агентствами. Но практика закрепления молодых специалистов долгое время была печальной. Ситуация начала меняться после принятия общегородской целевой программы поддержки молодых специалистов, работающих в муниципальных организациях Омска. Сейчас это уже вторая программа - на 2009-2015 годы, продолжающая первую. Она включает мероприятия не только по экономической поддержке и обеспечению жильем, но и по развитию творческого потенциала молодых. С 2006 года 1253 молодых педагогических работника получили единовременную денежную выплату в размере 20 тысяч рублей - подъемные. Ежемесячно к должностному окладу добавляется муниципальная прибавка от тысячи рублей до трех. Не самые большие деньги, но дающие понять, что ты нужен. С жильем, конечно, сложнее. 21 семью молодых педагогов уже обеспечили квартирами, и это не так мало - более 30 процентов нуждающихся. К тому же это только начало. Ведь люди, не обремененные бытовыми проблемами, более открыты для творчества.

- Энергия молодых, их творчество современной школе очень требуются! - считает Илья Дубин. -Поэтому программа поддержки молодых специалистов рассчитана не только на устранение дефицита молодых кадров, но и на создание условий для их профессионального развития.

«Учиться педагогическому мастерству постоянно!» Эти слова Василия Сухомлинского стали девизом системы работы с молодыми учителями в Департаменте образования Омска. Городской профессиональный конкурс «Открытие», учрежденный в 1996 году, не просто смотр молодых и способных, а уникальная форма поддержки и закрепления учителей в первые годы их деятельности. Он дает возможность для самоутверждения, не случайно открытые им педагоги делают рывок по карьерной лестнице. Впрочем, по его итогам победители получают не только творческий толчок, но и ценные призы - мультимедийную технику. Но может быть, еще ценнее рекомендации для аттестации на первую квалификационную категорию. Это ведь и есть то самое признание, в котором так нуждаются профессионалы.

- Важно, что работа с молодыми специалистами строится системно, при поддержке администрации Омска, - говорит Илья Дубин, директор Департамента образования Омска. - Когда нет уверенности в будущем, не до творчества. А статус мы ведь создаем сами. В начале учебного года проводим традиционную встречу с молодыми специалистами, выявляем проблемы их адаптации, намечаем план совместной деятельности. Молодежь отвечает работой, повышая уровень образования в омских школах. Каждый год растет число образовательных учреждений, внедряющих инновационные проекты. Каждый второй омский школьник учится на «4» и «5». Люди меняются на глазах, а вместе с этим - и статус педагога в глазах общественности.