Перечень поручений Президента РФ, подписанный Д.А.Медведевым 2 мая, посвящен в основном кадровым проблемам и единому госэкзамену. Особый интерес вызывает первый пункт о создании организации руководителей общеобразовательных учреждений. Во-первых, здесь не хватает прилагательного «всероссийской»; во-вторых, очень интересно, как будет конкретизирована «самоуправляемость» организации в условиях прочно выстроенной и жестко функционирующей управленческой вертикали системы образования.

Идея конкурсного отбора директоров (пункт 1-б) достаточно спорна (не повторить бы ошибок выборности директоров предприятий в начале перестройки), но интересна. Хорошо было бы после слов о срочном трудовом договоре с победителем еще добавить слова «о последующей организа-

ционной и материальной поддержке реализации его программы». Иначе что получается? Программа ради конкурса, программа ради программы?

Разработка показателей эффективности работы руководителей (пункт 1-в) при разумном подходе вызовет немало трудностей. Очень разные у нас регионы, очень разные школы (даже, как выяснилось, в столице!). Выработать единые показатели даже для школ одного региона все равно что поставить на старт стометровки зайца и черепаху.

Предложение о срочных (трехлетних) трудовых договорах с учителями, достигшими пенсионного возраста (пункт 1-д), основано на ошибочном, но упорно циркулирующем среди чиновников тезисе. Мол, стоит только убрать из школ учителей старшего поколения, упорно цепляющихся за свои места, как на эти места хлынет молодая и энергичная молодежь... Не хлынет! Уверен, с уходом учителей старшего поколения из школы уйдут опыт, мастерство, традиции, связь времен. Нам это надо?

Учреждение профессиональных педагогических степеней для

учителей-практиков (пункт 1-е) разумно и приемлемо. Что-то похожее раньше было (учитель-методист, старший учитель); и хорошо бы найти этим степеням названия в родном языке, а не заимствовать впопыхах очередной английский термин.

Повышение дифференциации оплаты учительского труда в зависимости от категории (пункт 2-б) будет только приветствоваться, если произойдет не за счет понижения оплаты «низкой» категории, а за счет увеличения оплаты категории более высокой. Может быть, и присвоение степеней стоило бы как-то поощрять? Впрочем, поскольку учительская зарплата - компетенция регионов, в любом случае сохранится абсурдная ситуация, когда менее квалифицированный учитель (но в богатом регионе) заработает больше, чем его более квалифицированный коллега в среднем регионе со скромными возможностями.

Переход к сдаче письменной части ЕГЭ с помощью компьютера (пункт 1-г) вызывает много вопросов. Продекларирован «штатный режим» - и вдруг кардинально меняется технология - не при-

дется ли рядом с каждым учеником сажать наблюдателя?

Что касается повышения ответственности руководителей и лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ (пункт 1-ж), то, как мне кажется, вместо формулировки «...за нарушения, выявленные при... » нужно было сказать «...за нарушения, совершенные или допущенные ими...». Иначе возникает некий треугольник: нарушения совершают одни лица (допустим, экзаменующиеся), выявляют другие люди (контрольные, надзирающие органы), а наказывают третьих...

Наконец, о «дальнейшей оптимизации сети общеобразовательных учреждений» (пункт 2-а). Это любимый конек тех управленцев, кто считает главной задачей системы образования не обучение и воспитание подрастающих поколений, а экономию государственных финансов. Думаю, надо очень осторожно применять рыночное понятие «конкурентоспособность» к образовательным учреждениям... Может быть, не случайно в заголовке все страницы после слов «Перспективы и задачи определены» редакция «Учительской газеты» добавила вопрос: «Будут ли они достигнуты?»...