- Работа наша началась не вчера. Вспоминаю 2003-2004 годы, когда было множество сельских малокомплектных школ, содержать которые было не на что, а в самой системе образования чувствовались даже какие-то упаднические настроения. И самое главное: результата в виде качественных знаний учащихся тоже не было, зато была низкая заработная плата у учителей и слабая материальная база в учебных заведениях. Квалифицированные кадры из школы уходили, новые не приходили. Тогда наш глава администрации Виктор Тихонович Петров, а он у нас по первому своему образованию педагог, начинал трудовой путь учителем сельской школы, решил попытаться изменить ситуацию. Была принята программа социально-экономического развития района, в которой большое внимание уделялось развитию системы образования.

Первым делом были определены точки роста, то есть те школы, которые имели наибольшую перспективу. Всю систему образования в районе разделили на образовательные округа, и крупные перспективные школы стали базовыми. Основные средства мы направили именно в эти школы и постепенно провели реструктуризацию сети.

Когда начался национальный проект «Образование», пять школ нашего района стали его победителями и получили по миллиону рублей. А район со своей стороны в развитие и переоборудование этих школ вложил более 20 миллионов. Это очень укрепило материальную базу, был проведен ремонт зданий, благоустроены территории, повысилась комфортность условий обучения. Потом начался комплексный проект модернизации образования, и мы снова не стали распределять выделяемые средства на всех понемногу, а сделали основной упор на базовые учреждения. При этом в модернизацию образовательных учреждений из бюджета района было вложено более 40 миллионов рублей.

Также в числе трех районов от области мы участвовали в федеральной программе развития образования и на условиях софинанси-рования получили две цифровые лаборатории, каждая стоимостью в три миллиона рублей: одну - за федеральные средства, а вторую - за средства районного бюджета. Оборудование разместили в базовых школах - в городе Новохоперске и в елань-коленовской школе №1.

Особенность нашего района в том, что у нас огромная по площади территория, в которой довольно низкая плотность населения. Поэтому мы сделали три базовые школы в новохоперской зоне, прилежащей к городу Новохоперску, и еще две - в елань-коленовской, в районе крупного и удаленного от райцентра села Елань-Колено. Так удобнее работать.

Все эти меры позволили нам сократить неэффективные расходы на содержание как самих школ, так и их административного аппарата. А высвободившиеся средства мы направили на повышение оплаты труда учителей. Требование сегодняшнего дня - чтобы средняя зарплата учителя была не ниже средней в экономике по региону, но мы этот показатель уже превысили. В районе средняя зарплата учителя около 20 тысяч рублей.

Новая система оплаты труда для нас оказалась привлекательна. 70% - базовая часть, 30% - стимулирующая, и мы это активно используем. Также если учитель достиг каких-то высоких результатов, он получает солидную премию от района. Например, за победу в районном конкурсе «Учитель года» -30 тысяч рублей, за подготовку победителя районной олимпиады -15 тысяч, за подготовку призера олимпиады областного уровня - 20 тысяч рублей.

- Светлана Анатольевна, вы говорили об оптимизации расходов и реструктуризации сети. Наверняка было сокращение школ. Насколько поддерживали вас жители района и как выходили из трудных ситуаций?

- Мы никогда не действовали по принципу «Надо, и все!». Сначала определили точки роста и начали там создавать условия. Это и комфортность обучения (ремонт, благоустройство), и новое оборудование (профильные кабинеты в школе, новая мебель). А начинали мы с того, что заменили в школах классные доски, так как в начале 2000-х все они были старые. После этого стали работать с родителями: приглашали их, усаживали в автобус и везли знакомиться с новой школой. Например, в 2005 году сдали новую школу в селе Бороздиновка, а недалеко располагалась Новопок-ровская школа. Мы хотели в Ново-покровке оставить начальную школу, а старшеклассников возить в Бороздиновку. Так родители сами попросили, чтобы и начальные классы перевели в Борозди-новскую школу: поездили, посмотрели и сказали, что не хотят, чтобы их дети оставались в старом здании. Мы для Бороздиновской школы позже второй автобус приобрели. Просто родители сами увидели: в старой школе с первого по четвертый класс всего 10 детей и один класс-комплект, а в новой - красиво, удобно, современное оборудование, каждый класс укомплектован и занимается отдельно. Родители тоже прекрасно понимают, что детям надо предоставлять качественное образование, чтобы ребенок в дальнейшем был конкурентоспособен, смог стать хорошим специалистом, поступить в высшее учебное заведение.

- Если в районе большие расстояния между населенными пунктами, значит, должны быть хорошие дороги, чтобы возить по ним детей. Как вы эту проблему решали?

- Тут много сделали администрация района и наш глава. Определяли заранее маршруты школьных автобусов и с участием главы района решали вопросы финансирования, потом приводили в порядок дороги. У нас 19 школьных автобусов, и везде, где определены школьные маршруты, дороги соответствуют предъявляемым требованиям. К первому сентября все их объезжаем, смотрим, что исправить. Потом обращаемся в службы, занимающиеся ремонтом дорог. Когда в Бороздиновке построили школу, там тоже дорогу сделали. У нас везде асфальт, но и его надо содержать в порядке, ямы заделывать. А зимой в первую очередь чистятся именно те дороги, по которым ездят школьные автобусы.

- У вас были случаи, чтобы школьных директоров наказывали за плохие дороги или необорудованные остановочные павильоны?

- Нет. Были требования установить дорожные знаки, например, в районе гимназии. Все установили. У нас, если у директора возникают какие-то вопросы, отлажена система помощи. Мы создали Новохоперский ресурсный центр развития образования. Это не административная организация, а муниципальное учреждение, в котором есть хозяйственный отдел. Он занимается мониторингом, оказанием помощи в составлении, например, строительной сметы. Здесь же работает бухгалтерско-экономическая служба. У нас две школы обслуживаются в бухгалтериях администраций поселений на основе договора, а остальные обслуживаются нашим ресурсным центром, и школам оказывается помощь в решении экономических вопросов. Это особенно важно, потому что изменяется, совершенствуется наша новая система оплаты труда и еще потому, что на сегодняшний день директор у нас еще все-таки больше педагог, чем хозяйственник. Наверное, со временем директора станут настоящими менеджерами, мы им в этом помогаем, например, у нас все школьные руководители прошли курсы по основам менеджмента, но тем не менее служба экономической поддержки востребована, она нужна. Также в этом центре у нас работает методическая служба, особенно ее значение возрастает сегодня, когда мы переходим на федеральные образовательные стандарты.

Также в нашем районе уже несколько лет работает программа «Одаренные дети». В прошедшем учебном году 29 одиннадцатиклассников-отличников получали районную стипендию. Поддерживает администрация и аспирантов - наших выпускников, окончивших вузы и продолжающих обучение. Еще платятся стипендии в системе дополнительного образования детям, которые добиваются каких-то высоких результатов, например, участвуют в международных БИОС-олимпиадах, а за победы и высокие результаты им вручаются единовременные премии. В итоге более одного миллиона рублей в год район направляет на поддержку одаренных детей.

Есть интересный опыт по дошкольному образованию. В системе образования района сохранены все помещения детских садов, сегодня их 15, три приняты на баланс от предприятий. А с первого июля мы пробуем новую форму -семейный детский садик. В его организации нам очень помогла нормативная база, разработанная нашим областным Департаментом образования, науки и молодежной политики. Есть и положение о таком детском саде, и перечень рекомендуемых штатных единиц... Мы создали такой садик в одной многодетной семье. Мама, она же воспитатель, по образованию педагог, работала в школе, сейчас у нее пятеро детей, из них трое дошкольного возраста. Их семейный сад будет действовать как структурное подразделение обычного дошкольного образовательного учреждения.

- В любой многодетной семье можно будет сделать подобный семейный детский сад?

- При соблюдении нескольких условий: в семье должно быть от трех до пяти детей, чтобы было соответствующее помещение в доме и родители достойные. Когда к нам эта первая мама обратилась, мы познакомились с семьей, посмотрели, в каких условиях они живут, и поняли, что у них есть и желание, и возможности.

- С какими планами подходите к новому учебному году? Какие задачи ставите перед собой?

- Основное - создание условий для получения нашими школьниками качественного образования. Так как у нас много сельских школ, в них должны быть соответствующие современным требованиям бытовые условия. В районе 7 школ, которые будут заниматься дистанционными образовательными технологиями, и в этом смысле главная задача - улучшить доступность и скорость Интернета. Надеемся, что в ближайшее время и эта проблема решится. Все-таки малокомплектным школам не всегда удобно добираться на автобусе до базовой, иногда легче провести какие-то занятия или обменяться информацией через Интернет.