Практически вся его активная жизнь связана с физическим факультетом Нижегородского государственного педагогического университета. В нем он учился, там же остался преподавать астрономию, сегодня возглавляет учебную обсерваторию. Обычно астрономы открывают звезды на небе, Порошину же довелось открыть много звездочек на земле среди детей и подростков. Не без гордости (и это редкость, потому что по жизни Анатолий Павлович очень скромный человек) он признается, что его жизнь состоялась в учениках. О них Анатолий Павлович всегда рассказывает с неизменным интересом. Слушая его, понимаешь, что педагогу, воспитавшему так много ученых и исследователей, есть чем гордиться.

43 года назад Анатолий Поро-шин, 22-летний выпускник физфака педагогического института, возглавил астрономическую секцию научного общества учащихся и все это время оставался бессменным ее руководителем. Благодаря его педагогическому таланту, душевной открытости и природному обаянию к астрономии были приобщены сотни нижегородских школьников.

Анатолий Павлович рассказывает, как все начиналось:

- В 1969 году было создано Научное общество учащихся города Горького. Перед этим важным событием у нас состоялся первый Всесоюзный слет юных астрономов на базе Шемахинской астрономической обсерватории в Азербайджане. Там мы и познакомились с многими коллективами юных астрономов Советского Союза, завязалась крепкая многолетняя дружба. Я возглавлял тогда юношескую секцию Горьковского отделения Всесоюзного академического астрономического общества. Должен отметить, что юношеская секция была организована впервые именно при Нижегородском кружке любителей физики и астрономии 11 марта 1923 года. Это был первый в мире коллектив юных астрономов. Уже потом такие коллективы были созданы при Московском планетарии, во дворцах пионеров, на станциях юных техников, но первыми были именно нижегородцы. Кстати говоря, нижегородский кружок любителей физики и астрономии, созданный в 1888 году, тоже был самым первым астрономическим обществом России. В 2013 году мы отметим 125-летнюю годовщину его создания.

Но я отвлекся. Возвращаюсь к научному обществу учащихся. Толчком к его созданию и активной деятельности послужил 1-й Всесоюзный слет юных астрономов. Потом слеты стали проводиться периодически, и наш коллектив участвовал во всех последующих затем слетах. Когда Советский Союз прекратил свое существование, мы выступили инициаторами проведения 1-го слета юных астрономов стран СНГ. Он состоялся на базе загородного лагеря нашего Дворца пионеров «Звездочка» в трудное для страны время - в 1992 году. Из многих уголков бывшего СССР - России, Белоруссии, Казахстана, Украины - к нам приехали более ста юных астрономов со своими руководителями. Последующие слеты проводились в Белоруссии, Крыму, Самаре, Ростове-на-Дону, правда, уже нечасто из-за финансовых трудностей.

В настоящее время, к сожалению, все сошло на нет. В школах прекратили преподавание астрономии, в вузах тоже заканчивают. Последний слет астрономов состоялся в 2002 году в Самаре.

Сейчас любители астрономии встречаются на АстроФестах, которые проводятся чаще всего в Подмосковье, проводились встречи любителей астрономии и у нас в Нижегородской области. Но на них в основном приезжают уже не школьники, а взрослые люди. Конечно, нельзя сказать, что астрономия не развивается. Из системы основного она выведена в систему дополнительного образования, теперь занятия астрономией проводятся на базе кружковой работы. В каждой школе, к счастью, находятся заинтересованные школьники, которые мечтают заниматься звездами. Конечно, масштаб стал другим, не таким, какой был в 60-е, 70-е, 80-е годы. Теперь многое зависит именно от интереса к астрономии педагогов - преподавателей физики. Если сам учитель увлечен астрономией и заинтересован в сотрудничестве с нашей обсерваторией, то все складывается хорошо.

В нашем городе есть несколько учебных заведений, которые мы считаем базовыми. Успешно ведется работа в 102-й школе, в 40-м, 87-м, 165-м лицеях. На базе 180-го лицея занятия астрономией ведет мой сокурсник Иван Петрович Токарев. Одно время и в Дзержинске хорошо работали юные астрономы.

Обычно все начинается с экскурсии - с первого посещения обсерватории. По вечерам к нам приходят школьники вместе с учителями, мы их знакомим с историей развития астрономии у нас в Нижнем, а потом они наблюдают небо в телескопы. Первоначальный интересуоднихсо временем гаснет, у других, наоборот, возрастает.

Должен сказать, что наша обсерватория была создана в 1927 году тоже по инициативе юных астрономов. Сейчас в обсерватории уже 2 павильона. В одном стоит телескоп АВР-3, а во втором - немецкий телескоп «Мини-скас». Обсерватория сейчас имеет статус учебной и относится к Нижегородскому педагогическому университету. Хотя сейчас физический факультет прекратил свое существование, внимания к живому, зрительскому восприятию небесных тел и явлений стало гораздо меньше, тем не менее мы эту работу продолжаем. Акцент ее несколько поменялся, если сравнивать с концом XIX и началом XX века. С 1994 года стали проводиться всероссийские астрономические олимпиады школьников, мы во всех этих олимпиадах участвовали. Я уже до этого организовывал больше 15 олимпиад в нашем регионе самодеятельно. Потом уже начали проводиться официальные всероссийские, а позже и международные олимпиады. С 1994 года члены нашего кружка, представляющие наш регион, являются призерами астрономических олимпиад. Каждый год мы берем не меньше двух призовых мест, а в 1998 году взяли первые места во всех возрастных группах. В 2008 году международные олимпиады стали проводиться за границей. В Италию поехал наш Иван Шестаков и завоевал серебряную медаль. На следующий год олимпиада проводилась в Китае. Поехали туда уже два наших призера, два Ивана: Шеста-ков и Валяев. Валяев занял 1-е место, а Ваня Шестаков опять 2-е. В Крыму на Международной астрономической олимпиаде Ваня Валяев занял абсолютное 1-е место, а Шестаков стал 3-кратным победителем астрономических олимпиад. Шестаков сейчас учится в Нижегородском государственном университете на химическом факультете, а Валяев в Санкт-Петербургском университете на астрономическом отделении математико-механи-ческого факультета; он приезжает в каникулы, всегда бывает у нас, у ребят все благополучно.

Один из самых известных учеников, который учился в 70-х годах, - Женя Воронов. Он с золотой медалью окончил 40-ю школу, был участником слетов юных астрономов, лауреатом этого слета был в 1976 году. По окончании школы он поступал на астрономическое отделение в МГУ, но недобрал полбалла, на второй год тоже поступал в МГУ и снова полбалла не добрал. Тогда уехал в Иркутск, там его приняли с этими баллами, там окончил университет с красным дипломом, буквально через три года защитил кандидатскую диссертацию. Работал в Иркутском университете, много участвовал в различных астрономических симпозиумах, его пригласили в США. Сейчас он там живет и работает. Миша Казаков - участник первых астрономических олимпиад. Сейчас живет и занимается наукой во Франции. Максим Холды-чев окончил наш педагогический университет. Сейчас он уже кандидат наук, готовит докторскую диссертацию, работает в Пулковской астрономической обсерватории в Санкт-Петербурге. Игорь Зазнобин - победитель олимпиады. Его пригласил учиться в МГУ лично директор Государственной академической астрономической обсерватории. Конечно, не все мои ученики пошли в астрономию, кто-то выбрал общую и прикладную физику, радиофизику, химию, математику, но это не имеет для меня принципиального значения... Радует, что все мои юные астрономы нашли себя в жизни, это, пожалуй, самое важное.

- Анатолий Павлович, сегодня многие критикуют олимпиады, обвиняют их организаторов в предвзятости, коррумпированности, ну или по меньшей мере в корпоративном сговоре. Как вы относитесь к олимпиадам?

- Не могу сказать о прочих предметных олимпиадах, но в олимпиадах по астрономии меня все удовлетворяет, в самом начале они были поставлены на основательные рельсы, грамотно ведется подготовка, пишутся адекватные задания. Да, я слышал, что авторов упрекают в излишнем усложнении заданий, но ведь олимпиада рассчитана не на всех школьников, а только на тех, кто занимается дополнительно. Структура олимпиадных испытаний меня тоже вполне устраивает.

- Вас приглашали быть экспертом или членом жюри?

- Нет, но я знаю весь процесс, поскольку с 1994 по 1999 год включительно я возил наши нижегородские команды на российские олимпиады, а с 2000-го, когда возникли трудности с финансированием, я отказался от этих поездок. Это произошло после того, как в Белгороде, куда мы приехали на Всероссийскую олимпиаду, нам сказали, что «наших денег» нет, и поэтому отказались нас кормить. Дети были возмущены, я чувствовал себя без вины виноватым. Мы тогда связывались с нашим министерством, выходили из положения, вспоминать тяжело о той поездке... С тех пор я отказался быть сопровождающим. После меня ребят возили другие учителя. И каждый год в нашей команде есть призеры и победители.

Хотелось бы, чтобы наши дети продолжали побеждать. И хотелось бы, чтобы в школы вернулась астрономия. Не будем забывать, что это мировоззренческая наука. Конечно, хорошо бы, чтобы она преподавалась на должном уровне. Для этого нужно и кадры готовить. Мне кажется, элементы астрономии необходимо преподавать. И учить современных студентов - будущих преподавателей - не только с компьютером работать, но и с инструментами. Сейчас этому не придают значения, и скоро даже основы астрономии преподавать будет некому. Если все продолжится в этом же духе, то очень скоро никакой работы среди школьников вестись не будет, ее и сегодня ведут в основном мои ровесники, люди преклонного возраста. Поэтому надеемся, что со временем это поймут люди, облеченные властью, и тогда астрономия из нелюбимой падчерицы превратится в родную дочку.