Накануне заседания Дмитрий Анатольевич встретился с экспертами «Открытого правительства» в Высшей школе экономики. Разговор был весьма острым и оживленным - еще бы - говорили о многострадальном проекте закона «Об образовании в РФ». Планируется, что новый документ заменит два базовых закона - «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В нем будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное и дополнительное. Впервые на законодательном уровне признается особый статус педагогических работников в обществе и вводятся обязательства по созданию условий для осуществления профессиональной деятельности.

- Я даже не припомню, какой законопроект у нас так долго обсуждался и так долго принимался, по моему поручению он был размещен на сайте 1 декабря 2010 года, а сейчас у нас конец июля 2012-го. Может быть, это и неплохо, потому что речь идет об образовании. Но рано или поздно все заканчивается. Надо ставить точку, - призвал экспертов премьер в самом начале заседания. -Надеюсь, мы получим хороший документ, который в гораздо большей степени отражает современное состояние российского образования, нежели все другие.

Впрочем, это нисколько не помешало собравшимся членам «Открытого правительства» выразить свое мнение. Дискуссия сконцентрировалась вокруг нескольких болевых точек - учительской зарплаты, ЕГЭ, нехватки мест в детских садах, коррупции в образовании. Примечательно, что даже оп-

позиционно настроенный Олег Смолин заявил, что «правительственный проект стал лучше в процессе обсуждения, в том числе за счет использования идей альтернативного законопроекта «О народном образовании». Особо Олег Николаевич настаивал на добровольности ЕГЭ, предложив его компромиссную версию - сохранить название, но отказаться от тестоподобных заданий и ввести элементы устного экзамена в гуманитарных предметах, как это предлагается в иностранном языке.

Дмитрий Медведев согласился с тем, что ЕГЭ необходимо совершенствовать, как и с тезисом Олега Смолина о том, что качественное высшее образование дают не только крупные вузы. Вместе с тем общее количество вузов в стране, по мнению премьера, «превосходит все разумные рамки»: «Куда нам до Советского Союза, в котором было 300 млн человек и 600 высших учебных заведений?» Значительная часть вузов, которая не отвечает современным критериям, должна быть реорганизована, а в конечном счете закрыта, заявил Медведев.

Весьма критичными и по существу были замечания заместителя председателя Комиссии по развитию образования Общественной палаты, директора Центра образования «Наследник» Любови Духаниной:

- Законопроект не содержит адекватных норм в обеспечении доступности дополнительного образования. Кроме того, заметна жесткая карательная установка в отношении школы.

Особый акцент Любовь Николаевна сделала на заработной плате педагогов:

- Предлагаю не наступать на грабли дважды и разработать и законодательно закрепить финансовые механизмы, обеспечивающие заявляемый уровень оплаты труда педагогов. При расчете средней зарплаты учителя целесообразно брать зарплату за ставку, а не идти путем увеличения средней заработной платы за счет увеличения количе-

ства работ. Этот путь точно приведет к снижению качества педагогического труда.

Ту же мысль, но уже с конкретными цифрами, выразил абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2011» Алексей Овчинников:

- В Липецкой области, где я живу, средняя зарплата по экономике - 18,8 тысячи рублей, зарплата учителей - 17,7 тысячи. Однако моя ставка учителя высшей категории составляет 8,275 рублей, и чтобы достичь уровня средней зарплаты по экономике, мне нужно увеличить нагрузку более чем в 2 раза. Это 36 часов и еще 36 часов на подготовку к урокам. Есть другой вариант - доплаты из стимулирующего фонда, но у сельских школ, где мало учеников, такого фонда просто может не быть.

Кроме того, научным руководителем Института развития образования ВШЭ Исаком Фруминым была представлена экспертная оценка государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

- Эта программа готовилась с ориентацией на законопроект «Об образовании в РФ», поэтому наша экспертная группа оценивала ее с точки зрения соответствия проекту и его основным идеям. Пожалуй, это первый документ, - подчеркнул Исак Давидович, -который серьезно оценивает такие механизмы, как поддержка инициативы, инновационные сети, конкуренция как способ достижения нового качества.

Назвав программу в целом «оптимистическим документом», Исак Фрумин отметил, что в нем необходимо предусмотреть механизмы оценки результативности. Сегодня они не предусмотрены.

Разговор премьера с «Открытым правительством» был серьезным и достаточно откровенным. Вот только удастся ли реализовать все те благие пожелания, которые были высказаны, или они опять просто повиснут в воздухе?