Удивила даже не захваченная лавой поэзии Марины Ивановны территория – от Тюменской и Кемеровской областей до Кавказа, Кубани и Ставрополья. Ну, во-первых, поразило количество, а главное, качество присланных детских работ. Причем свои очень эмоциональные впечатления от стихов великого трагического поэта прислали не только старшеклассники (понятно, что их привлекает юношеский максимализм поэта), но и совсем юные. Так, 5-классница (!) Даша Плющева из 34-й школы Саратова вдруг открыла нам Цветаеву-педагога. Вы знали, о чем пишет Марина Ивановна в статье «Детям»? Она дает советы, например: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами и вы будете ими» или «Ну а если вам скажут, что так никто не делает (не одевается, не думает...), отвечайте: «А я – кто!» В последнем изречении вся Цветаева. И Даша делает для себя вывод: «...я подумала, что надо терпимее относиться к советам родителей, Цветаева права. А сами советы рассказали о поэтессе, что она любит детей и с уважением к ним относится, видит в них личности». Мало того, девочка прислала нам рисунки, не оговоренные в условиях конкурса, просто захотелось поделиться с миром своей первой любовью к книге и ее автору. Спасибо, Даша! Ради таких писем уже стоило проводить конкурс.
Полине Сарапиной, 7-класснице из города Белова Кемеровской области, интересна другая Цветаева – открытая рана. «Она привлекла меня не только как поэтесса, но и как человек, человек, который отличался ото всех! Абсолютно всех! Она осознанно обрекала себя на нелюбовь!» – буквально кричат строки девочки. Полина и сама пишет стихи, впрочем, треть приславших работ признались, что занимаются поэзией, и прислали свои рифмованные и даже нерифмованные послания. Вот отрывок из ее эмоционального – в случае с Цветаевой иного быть не может – стихотворения:
В темном зале раскрытая книга
Дарит свет отражению снов.
Ты была для меня не великой!
Ты была побежденьем оков!
Открытие второе – одни из самых лучших работ (а их очень много!) пришли от сельских педагогов. С одной стороны, понятно, что чаще всего именно в глубинке живут энтузиасты и чудаки, которых ни смешная зарплата, ни неудобства не могут заставить уехать из родной деревни. И именно они так жадны до книг – от классики до новинок. Но с другой стороны, мне лично всегда казалось, что Цветаева «городской» поэт, к тому же пейзажной лирики, которой так славились выходцы из деревни Сергей Есенин, Николай Клюев и которую так любят их земляки, у нее практически нет. Но как справедливо заметила сельский учитель русского и литературы Вера Кахановская из Ставрополья, всех обезоруживает и покоряет ее искренность – «главное оружие поэтессы». А коллега Веры Наталья Пучкова из Пензенской области заметила: «Порой мне до глубины души бывает больно и обидно за то, что о таком большом русском поэте знают очень немного даже выпускники. Жизнь и трагическая судьба необычной женщины почти неизвестны им. Поэзия почти незнакома и оттого чужда, непонятна. Неудивительно, ведь программа по литературе лишь в старших классах знакомит учеников с цветаевским творчеством, и то «по выбору учителя».
Остальные открытия – о жизни Цветаевой и ее влиянии на сознание читавших – буду делать по ходу обзора. Сначала отмечу тех, кто в силу ограниченности призовых мест не получил никакой премии, однако, безусловно, достоин упоминания. Это Варвара Ганьшина, которая очень тонко и профессионально раскрыла особенности стихотворного цикла, посвященного Блоку, и историю взаимоотношений двух поэтов. Многие наши читатели остановились на поэтической связи Цветаевой с обожаемым ею Пушкиным. Татьяна Анохина из Калуги призналась, что Марина Ивановна помогла по-новому осознать судьбу «солнца русской поэзии». Она даже делает неожиданный, хоть и спорный, вывод: «С мыслью о том, что гений все же не от Бога, а от несгибаемости, трудолюбия, веры в мечту, в свое призвание, я живу уже долгих два года. Эту мысль подарила мне Марина Цветаева, знавшая и чувствовавшая Пушкина, как никто другой».
И все-таки, несмотря на то что выбрать победителей было очень сложно, мы распределили призовые места следующим образом.
I номинация – эссе «Моя Цветаева»:
1-е место. Ангелина ЛУФЕРЧИК, преподаватель русского языка и литературы Черногорского горного техникума, Республика Хакасия.
2-е место. Галина ГОЛУБЕВА, учитель русского языка и литературы школы №4, Нововоронеж, Воронежская область.
3-е место. Нина ГУЛИМАНОВА, учитель русского языка и литературы школы №14, ст. Тенгинская, Краснодарский край;
Любовь ГАМАЮНОВА, учитель немецкого языка школы №8, пос. Крутобережный, Ростовская область.

Абсолютная победительница Ангелина Луферчик озаглавила свой удивительный по слогу рассказ о том, как Цветаева шла к своей трагической кончине, «Слезы обиженной богини». Особенно потряс финал с его рублеными фразами. «Цветаева оставила 150 рублей. На собственные похороны и на билет сыну в Чистополь. А на плите – полную сковородку жареной рыбы». Ибо еще раньше Марина Ивановна говорила: «Я, когда буду умирать, о ней (о себе) подумать не успею, целиком занятая: накормлены ли мои будущие провожатые, не разорились ли близкие на мой консилиум, и м.б. в лучшем эгоистическом случае: не растащили ли мои черновики». Завершает эссе автор жестко: «С молчаливого согласия тихих и безобидных обывателей гибнут Таланты. А просто-напросто надо было накормить очарованных странников, согреть и не трогать. Очарованных странников, пилигримов не надо понимать, их просто не надо пытаться переделать...»
Галина Голубева призналась, что впервые приобщилась к поэзии Цветаевой, учась на филфаке в советские времена. А тогда прочитать ее стихи можно было только в рукописных списках, заветных тетрадочках, передаваемых друг другу на ночь. «Строки «разбросанным в пыли по магазинам, где их никто не брал и не берет», приводили в неистовство. Мы мечтали с помощью машины времени попасть в эти магазины и скупить там все цветаевские сборники», – пишет Галина про себя с подругой. Она не только помнит многие стихи Цветаевой наизусть с юности, но даже назвала одного из своих сыновей Львом, вспоминая цветаевское «Имя ребенка – Лев».
Для Нины Гулимановой личность Марины Ивановны стала темой курсовой, а после и дипломной работы. Как написала Нина Михайловна: «Очень быстро пришло понимание того, что точно выразила одна из исследователей творчества Цветаевой Лилит Козлова: «Марина Цветаева в обычные человеческие представления не умещается – никак».
Порадовало нас и эссе Любови Гамаюновой, в котором она написала: «Спасибо «Учительской газете» и конкурсу в честь 120-летия со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой. Поэзией я никогда всерьез не увлекалась. И вдруг заинтересовало, заинтриговало... Оказалось, мы очень мало знаем о творчестве и жизни поэтессы. Увлеклись одинаково: мои ученики и я – учитель с сорокалетним стажем преподавания немецкого языка в сельской школе». Между прочим, педагога и ее учеников больше всего увлекло исследование глубоких связей Цветаевой с Германией, которую Марина Ивановна называла своей духовной родиной. Дошло даже до того, что теперь ученики ищут ответ на вопрос: «И все же Марина Цветаева – русская или немецкая поэтесса?»...
А вот победители в номинации «Путеводитель по цветаевским местам»:
1-е место. Юлий ПУСТАРНАКОВ и Наталия САВЕЛЬЕВА. «В летейском городе своем живу...» (Цветаевская Прага).
Это самый настоящий путеводитель, с которым можно легко, полезно и насыщенно провести пару тематических (цветаевских) дней в Чехии. Притом прекрасно написанный. Замечательны и фотографии, в том числе статуи рыцаря Брунсвика, которая так нравилась поэту.
2-е место. Любовь ДОБРОСОВА, учитель русского языка и литературы школы № 22 с углубленным изучением предметов, Казань, Республика Татарстан. «Судьбина русская...».
Автор совместила увлекательное эссе по творчеству Марины Цветаевой с прогулкой по цветаевским местам, начиная с дома в Трехпрудном переулке в Москве и заканчивая ее могилой в Елабуге, где она была со своими учениками.
3-е место. Надежда КОСТЕНКО, ведущий библиотекарь школы №31 имени Героя Советского Союза С.Д.Василисина, Владимир. «Марина Цветаева и Владимирский край».
Предмет разговора – музей Цветаевой в Александрове. Город, в котором Марина Ивановна провела свое последнее счастливое дореволюционное лето, представлен ярко и живо.
Спасибо всем участникам нашего конкурса. Более подробно о его итогах читайте на www.ug.ru.