Читаем. И ничего не понимаем. Пробую задавать вопросы - не помогает. Слушаем подчеркнуто выразительное чтение учителя. Эффекта нет. И тут я вспоминаю игру «Знаки препинания» из «Хрестоматии игровых приемов обучения» В.М.Букатовой и А.П.Ершовой. Предлагаю ребятам записать в ряд все знаки препинания в конце предложения из монолога Ромео.

Вот что получается:

.?!.....? !!!..!!.. !..:!

В приведенной «партитуре» сразу обращает на себя внимание обилие восклицательных знаков. Почему их так много? Давайте прочитаем отдельно все восклицательные предложения. К какому выводу мы пришли? Какой вопрос кроется за первым вопросительным знаком? А за вторым? Как они связаны между собой?

После такой работы монолог Ромео наконец-то становится ребятам более понятен.

Очень интересно сравнивать знаки препинания в диалоге.

Р. ...

Д. !??

Р. .

Д. ??

Это «партитура» диалога Ромео и Джульетты.

Сначала можно попробовать угадать, что кроется за этими знаками препинания, а потом прочитать текст и проверить свои догадки. Такой прием, на мой взгляд, способствует активизации работы на уроке, повышает интерес к прочитанному. Можно приготовить друг для друга задания: найти диалог по данной «партитуре». Или посчитать, каких знаков, вопросительных или восклицательных, больше у Джульетты? А у Ромео? Почему?

Конечно, знаки препинания не всегда несут в себе такую отчетливую информацию, но есть произведения, в которых нельзя не отметить выразительность подобной «партитуры». Вспомним стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Русский язык». Всего три предложения: «Партитура» - !?!

Посмотрите, восклицательные знаки буквально держат вопросительный, не дают ему «впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома»! За восклицательными знаками знаменитые «великий, могучий, правдивый и свободный», а также, что не менее важно, «великий народ», «поддержка и опора». Я думаю, что у читателя с воображением уже появились и свои собственные мысли и вопросы, подсказанные этой «партитурой».

Возьмем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть Поэта» и составим «партитуру» трех его частей, следуя указаниям учебника.

1-я часть. 33 строки. Гневное обличение в убийстве.

!!!!?!?? ... . . ?!

2-я часть. 23 строки. Элегия.

.??..

3-я часть. 16 строк. Сатира.

!!!!!

Общий тон, эмоциональный настрой каждой из трех частей тесно связан с «партитурой». Сатира обличает громко и гневно, элегия тиха и задумчива.

Ребятам нравится анализировать произведения таким необычным образом. Вопросов возникает много, а если есть вопрос, то будет и ответ. И все это в рамках «игрового приобщения к делу», что помогает избегать прямолинейной дидактичности. Игра в «знаки препинания» помогает преодолевать интонационную неграмотность, различать смысловые акценты, пробуждает интерес ученика к литературному произведению.

Вера МАКАРОВА, учитель русского языка и литературы филиала лицея №1, п. Белореченский, Иркутская область