Смена проходила в одном из красивейших мест Калининградской области - национальном парке «Куршская коса», в лагере «Алые паруса», где ровно год назад состоялась межрегиональная экологическая экспедиция школьников - совместный проект Межрегионального клуба «Учитель года России» и «Учительской газеты» (см. МП №30 от 28 июля 2011 года).
Педагогический стаж молодых специалистов, приехавших в лагерь, - от года до 10 лет. По мнению самих участников, это придало занятиям особую атмосферу, ведь учиться посчастливилось не только у преподавателей, но и на рекомендациях коллег, чей педагогический опыт формировался на протяжении нескольких лет. Но и у новичков есть чему учиться, считают педагоги со стажем. «Общение с молодыми коллегами дает возможность посмотреть на себя со стороны и понять, что порой в общении с учениками ты становишься излишне назидательным и как бы отрываешься от них, от их сегодняшних интересов, - говорит Светлана Алистратова, педагог с семилетним стажем из гимназии Гурьевска. - Казалось бы, разница в возрасте с коллегами максимум лет десять, но и это, оказывается, так много! Ребята, пришедшие в школу со студенческой скамьи, ближе к сегодняшним ученикам, чем мы. Они иначе мыслят, у них другой язык, манера общения, и нам, «старичкам», это напоминание: мир меняется, а следовательно, и мы, учителя, должны постоянно меняться. И только к лучшему!»
А в том, что сегодня учителю постоянно приходится меняться и совершенствоваться, участники смогли убедиться, обсуждая со своими наставниками вопросы государственной политики в сфере образования, федеральные образовательные стандарты и новые подходы в оценочной деятельности, возрастные особенности современных школьников и проблемы духовно-нравственного воспитания в современной школе... Эти и многие другие темы составили так называемый учебный блок лагеря. Организаторы при его подготовке очень старались, чтобы он не только не повторял модули, которые предлагает Институт развития образования, но и был адаптирован к условиям проведения лагеря и особенностям аудитории.
Впрочем, как призналась проректор по учебно-методической работе Калининградского областного института развития образования Людмила Евдокимова, беспокойство за то, как пройдет обсуждение столь сложных тем, оказалось излишним: «Например, при рассмотрении темы «Новые подходы в оценочной деятельности» нам с ребятами удалось не только объективно проанализировать существующую систему оценки учебной деятельности учащихся, но и серьезно обсудить вопросы ее совершенствования».
А на вопрос, все ли задуманное удалось уложить в учебный блок, ответила коллега Людмилы Анатольевны, директор Центра непрерывного образования Алла Исаева: «Конечно, нет! В рамках одной лагерной смены это невозможно. Например, мне хотелось бы более подробно остановиться на вопросах организации воспитательной работы и проведения массовых мероприятий в школе... Но эта смена не последняя, а главное, мы планируем продолжить обучение дистанционно».
Большое внимание организаторы лагеря уделили психологическим аспектам деятельности педагога. Все участники смены особо отметили тренинги психолога Дмитрия Токмакова. «Телесно ориентированная психотерапия - это круто!» - восклицали они. Что означает этот термин? За разъяснениями мы обратились к Дмитрию. «На самом деле, - говорит преподаватель, - темы моих занятий звучат несколько иначе: «Психологические особенности педагогической деятельности и профилактика психологического выгорания педагога», но с включением некоторых методик телесно ориентированной психотерапии. Задача курса ясна - предупреждение психологического выгорания педагогов...»
- Какой совет вы, как психолог, можете дать молодым учителям?
- Двойной: любой человек всегда больше, чем работа, которую он делает, и любая работа может дать больше, чем видится на первый взгляд. И еще - отдыхайте! Отдых - это часть работы!
По мнению самих организаторов смены, как раз этой части работы они уделили недостаточно внимания. Идейный вдохновитель и руководитель лагеря - начальник отдела дополнительного образования Центра непрерывного образования Ольга Бердник посетовала: «Так хотелось охватить многое, что времени на отдых практически не осталось. Но мы все учтем при подготовке следующего лагеря!» На самом деле это не так - времени хватило и на отдых, и на экскурсионную программу, и на клубные мероприятия, и на подготовку команд к красочному закрытию лагеря.
Нашлось время и на презентацию деятельности Общероссийского профсоюза образования. Гостями... нет, скорее неравнодушными участниками лагеря стали председатель Тульской областной организации профсоюза Ольга Ларичева и заведующая отделом по связям с общественностью аппарата Центрального совета Елена Елшина, которые рассказали педагогам о мерах социальной поддержки молодых специалистов, о проектах профсоюза: отраслевом пенсионном фонде, кредитных кооперативах, Всероссийской педагогической школе, конкурсе «Проф.com». Хочется верить, что в следующем году профсоюзный блок составит более весомую часть программы и на логотипе лагеря появится еще один учредитель - Калининградская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
По завершении смены организаторам удалось провести дистанционное обучение учителей, чтобы к сертификату участника летней школы добавилось удостоверение по повышению квалификации областного Института развития образования, и, конечно, спланировать работу второго лагеря молодых педагогов Калининградской области.

Калининградская область

Мнение

Павел ГРИГОРЬЕВ, школа №4, Калининград (стаж 2 года):
- Когда я узнал о проведении лагеря, то, что называется, напросился на участие в нем. Мне понравилось все - общение с коллегами, образовательные и клубные программы. И я убедился в том, что наше профессиональное общение необходимо продолжать вне рамок лагеря - встречаться, обмениваться опытом, осуществлять совместные проекты. Нам, молодым учителям, очень не хватает правовых знаний. Возможно, совместно с Калининградской областной организацией профсоюза стоит также спланировать мероприятия, которые помогут устранить этот пробел. И очень хочется, чтобы проведения лагеря стало традицией. Но мы были первыми!

Дмитрий МАХИН, школа №4, Калининград (стаж 3 года):
- Я приехал на смену одним из первых и сразу же попал в атмосферу доброжелательности. Сложилось такое ощущение, что организаторы ждали именно меня! И так себя здесь чувствовал каждый! Больше всего мне дорого общение с коллегами - обмениваясь впечатлениями о своей работе, мы обретаем опыт. Как учителю физкультуры мне не хватило спортивных состязаний, организаторам следует это учесть при проведении следующего лагеря.

Ирина НИКИТИЧ, школа №6, Калининград (стаж 2 года):
- Я с детства мечтала стать учителем, сознательно поступила в педвуз, а не «по остаточному принципу». Лагерь мне очень помог! Особенно мне были полезны знания о том, как взаимодействовать с учениками, родителями и старшими коллегами - этому в институте не учат. А еще я узнала много нового о том, что делает профсоюз.