Правовые основы
Государственная политика в области образования и ее принципы определены в Законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем профессиональном образовании».
В Законе РФ «Об образовании», например:
    в статье 2 указано, что государственная политика в области образования основывается на таких принципах, как: общедоступность образования, адаптивность системы образования к условиям и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; единое федеральное образовательное пространство; свобода и плюрализм в образовании; гуманистический характер образования;
    в статье 4 определены задачи законодательства Российской Федерации в области образования, и в том числе обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
    в статье 5 указано, что: в целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования; государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом.
В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»:
    в статье 2 указано, что: государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом РФ «Об образовании»; государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством финансирования за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях ВПО не менее ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации; гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности);
    в статье 28 определено, что финансирование образовательной деятельности вузов за счет средств соответствующих бюджетов осуществляется в соответствии с контрольными цифрами подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников.
Федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство РФ:
    осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ (ст. 2);
    руководствуется принципами обеспечения прав и свобод человека и гражданина (ст. 3);
    в пределах своих полномочий осуществляет регулирование в социально-экономической сфере (ст. 13);
    обеспечивает проведение единой финансовой политики, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает совершенствование бюджетной системы (ст. 15);
    обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования (ст. 17).

Региональные программы
Некоторые проблемы обеспечения конституционной гарантии бесплатности образования характерны для всей системы образования страны, но и имеют свои специфические особенности для разных типов и видов образовательных учреждений. Разнообразны и применяемые методы их решения, например, в регионах Сибири, Предуралья, Поволжья, Юга Европейской части страны.
В системе мер, направленных на решение проблем соблюдения конституционной гарантии бесплатности образования, видное место должны занимать не только федеральные мероприятия, но и в обязательном порядке целевые программы развития образования во всех субъектах РФ.
    Так, на Арктическом образовательном форуме вызвал интерес опыт пересмотра сложившейся системы образования в Ямало-Ненецком автономном округе в целях обеспечения потребности интенсивно развивающейся экономики местными квалифицированными кадрами этой главной энергетической базы России.
Развитие системы образования на Ямале идет прежде всего по пути повышения доступности и качества образования.
Здесь, как и повсюду в России, недостаточно мест в детских садах. Поэтому за счет средств регионального и местных бюджетов ежемесячно выплачиваются компенсации от 3 до 4,5 тысячи рублей тем родителям, чьи дети пока не могут поступить в детский сад.
В автономном округе планируют до 2015 года построить 31 новый детский сад, что позволит кардинально решить проблему с дошкольным образованием в стационарных условиях. Кроме того, к этому времени намечено ввести в эксплуатацию 28 новых школ и 4 учреждения профобразования.
Значительно обновляется и материально-техническая база ямальских школ. Они оснащаются инновационными образовательными комплексами, включающими в себя интерактивные модули, мобильные комплексы для практических и лабораторных работ, многофункциональные конструкторы по робототехнике.
Развивается сеть школ дистанционного обучения детей-инвалидов, оснащенных современными мобильными компьютерами. Мобильная школа позволяет максимально приблизить место обучения к месту проживания.
Для обеспечения непрерывности образования внедряется обучение по отдельным курсам учащихся школ при вузах (каникулярных школ), предпрофильное образование - подготовка к профилю среднего профессионального образования.
    В Кировской области - средней по численности населения и объему регионального бюджета - на 2011 год была утверждена и реализована областная целевая программа развития образования. В соответствии с ней на развитие образования выделено 645 млн  рублей.
Важной составной частью осуществления мероприятий в Кировской области стала работа с талантливыми детьми, которую было решено возвести в систему. Стали создаваться школы с углубленным изучением предметов, появились гимназии и лицеи, зарождаются внешкольные формы работы с одаренными детьми.
Действует летняя математическая школа, в которую съезжаются юные Лобачевские со всей области. Развивается олимпиадное движение.
Созданные гимназии и лицеи заняли нишу в определенных предметах - в математике, биологии, истории, изучении иностранных языков. В итоге в области уже почти сто школ с углубленным изучением отдельных предметов.
По области создано несколько центров «Одаренный школьник» на базе пустующих корпусов профтехучилищ. Затраты на это значительные - десятки миллионов рублей. Число обучающихся в них достигает пятисот человек.
Для решения проблемы нехватки преподавательских кадров ставка делается на выпускников Вятского государственного университета, который готовит учителей.
Под жилье для них переоборудуется часть общежитий. Поставлена задача выплаты достойной зарплаты.
В Кировской области разрабатываются конкретные предложения, обобщающие накопленный опыт, так, например, предлагается ввести в действие комплексную национальную систему поиска, поддержки и обеспечения профессионального становления талантливых детей и молодежи. Другим предложением, представляющим интерес, является создание в ряде субъектов РФ сети государственных образовательных комплексов «Президентский лицей», предполагаемых как учреждения нового уровня, соответствующего всем современным требованиям.
Законодательные и исполнительные власти субъектов РФ прилагают усилия для успешного решения проблем соблюдения конституционной гарантии общедоступности бесплатного образования.
    Так, в Республике Татарстан с использованием средств регионального бюджета осуществляется настоящая компьютерная революция в сфере образования.
В 2011 году у каждого преподавателя появился портативный компьютер. В этом деле активное участие приняло Мининформсвязи Республики Татарстан. Во всех школах развиваются беспроводные сети WiFi, а наиболее крупные из них подключают к оптическим каналам связи.
В этой республике создана единая электронная образовательная среда, которая объединяет учителей, учеников и их родителей. А это уже совершенно другие возможности для обучения, вплоть до виртуальных консультаций учителей-новаторов.
В Республике Татарстан введена в действие система «ГЛОНАСС-112». Все звонки, поступающие на номер «112», попадают в единую информационную систему. В регионе эту систему используют, например, для контроля использования школьных автобусов.
    Интерес представляет практика решения проблем соблюдения конституционных гарантий общедоступности и бесплатности образования в Краснодарском крае.
Кубань по праву считается кузницей кадров. Так, по инициативе одного из депутатов в крае была полностью пересмотрена система финансирования малокомплектных школ. Как выяснилось, после оптимизации образования возник пробел, общий для всех: расходы на персонал в малокомплектных школах не вписываются в бюджетные нормативы. Законодательным актом Краснодарского края эта нестыковка была устранена, коэффициент финансирования в школах, где менее 500 детей, повышен.
На Кубани бюджетные средства концентрируются для подготовки квалифицированных кадров. В крае создано двенадцать ресурсных центров - учреждений образования, где сосредоточено новейшие оборудование и технологии, реализуются инновационные образовательные программы. Только в 2011 году на эти цели направлено двести миллионов рублей.
На федеральном уровне на одном из заседаний Госсовета шла речь о том, как готовить рабочие кадры для российской экономики. Вопрос острейший: большая часть выпускников школ - почти восемьдесят процентов - идут не в колледжи, а в вузы. Причем не на технические, а на гуманитарные специальности. В то же время экономике нужны все больше технологи, техники-конструкторы, сварщики, токари, слесари.
Тяжело шел набор на обучение, например, во Владимирском химико-механическом техникуме, Арзамасском приборостроительном колледже. При этом из выпуска техникумов и колледжей каждый пятый шел не на завод, а в вуз. Хотя специалисты, подготовленные этими учреждениями СПО, востребованы на предприятиях.
Не останавливает выпускников школ и колледжей и тот факт, что количество студентов вузов, обучающихся за счет средств бюджета, не увеличивается, а даже уменьшается, поскольку сокращается из года в год общая численность населения. В результате сейчас в вузах порядка пяти миллионов студентов обучаются на платной основе.
С 2005 года стоимость обучения в государственных вузах увеличивалась ежегодно в среднем на десять процентов. Причем цены в вузах Москвы росли на 11 процентов, в вузах Санкт-Петербурга - на 13 процентов. Эксперты подсчитали, что основная доля рынка платного высшего профессионального образования приходится на государственные вузы. В них сейчас учится около восьмидесяти процентов студентов-платников.
По данным исследования Высшей школы экономики, семьи, чьи дети решили учиться на платном отделении медицинского вуза, тратят на это в среднем сто тысяч рублей в год, в техническом вузе - пятьдесят тысяч рублей, в классическом университете - семьдесят тысяч рублей в год.

Решения
Пути решения проблем соблюдения конституционной гарантии бесплатности образования имеют специфические особенности для каждого типа и вида образовательного учреждения.
Так, для дошкольных образовательных учреждений, которых сейчас существенно не хватает, актуальными являются: ускорение строительства новых детских садов; возвращение функций детских садов тем из них, которые по разным причинам были перепрофилированы; выплата за счет бюджетов ежемесячных компенсаций родителям в период, пока их дети не могут поступить в детский сад.
В общеобразовательных школах  это создание гимназий, лицеев, гарантирующих повышение качества образования; создание в регионах единой электронной образовательной среды; использование школьных автобусов для подвозки детей в школы из отдаленных населенных пунктов; увеличение норм финансирования малокомплектных школ, в том числе в сельской местности.
Общими для всех типов и видов образовательных учреждений путями решения проблемы соблюдения гарантии бесплатности образования являются: увеличение бюджетных средств на развитие образования в размере не менее темпов ежегодной инфляции; в нормы финансирования образовательных учреждений в обязательном порядке должны быть заложены суммы дополнительных средств на обучение льготных категорий учащихся (детей-инвалидов, детей-сирот и т. п.), на поддержку талантливых детей и молодежи; увеличение стипендий и оплаты труда преподавателей и других работников образовательных учреждений.
Эти и другие принимаемые на федеральном уровне и в субъектах РФ меры будут эффективно содействовать решению проблем соблюдения конституционной гарантии бесплатности образования.

Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист России