- Елена Николаевна, вы смотрели сериал «Школа»?
- Попыталась посмотреть, но выключила через десять минут. Не смогла. Все, что там показано, утрировано, зациклено на проблемах, которые если и существуют, то крайне редко. Кстати, потом я читала биографию режиссера Гай-Германики. Оказалось, что в ее судьбе не все благополучно. Например, был период, когда она воспитывалась в интернате. Наверное, там было несладко. Увиденное и пережитое она, возможно, и спроецировала на отношения современных школьников. Но это не значит, что во всех школах происходит то же самое, что показано в фильме.
- А что о «Школе» говорили подростки?
- Ребята правильно отреагировали на провокационный сериал - подражать телевизионным героям никто не стал. Потому что наши ученики живут и учатся в другой школе - не в той, которая была показана в этом сериале.
- В 90-е годы, когда наша страна переживала свои далеко не лучшие годы, общественность постоянно высказывала обоснованные претензии к армии, правоохранительным органам, системам ЖКХ и здравоохранения. Были колкие, но единичные упреки в адрес системы образования. Но почему сейчас, когда на развитие образования направляются колоссальные средства федерального, региональных и муниципальных бюджетов, нарекания в адрес системы образования не прекращаются?
- Последние двадцать лет сильно изменили наше общество, отсюда больше претензий как к школе, так и к детскому саду. Порой сталкиваешься с такими высказываниями, что школа и детский сад должны сделать все именно так, как считают родители. Спрашивается: а вы, родители, - что? Где ваша обязанность и ответственность перед детьми?
Отсутствие ответственности за сказанное тесно связано с отсутствием ответственности за своих детей. В чем причина? Возможно, это побочное явление той самой свободы 90-х годов, когда свободу слова кое-то понимал как отсутствие всякой морали и дозволенность цинично издеваться над общественными ценностями.
- Социологи утверждают: корни проблемы в том, что те, кто учился в школах в сложные 90-е годы, сейчас сами уже родители...
- Возможно, потребительское отношение некоторых родителей к детсадам и школам как раз и связано с теми пробелами в воспитании и образовании, которые были допущены системой пару десятилетий назад. Но жизнь изменилась. Изменилась к лучшему. Если в 90-е выпускники, в том числе золотые медалисты, шли торговать на рынок, то сейчас молодежь стремится к знаниям. Дети стали более прагматичными, они прекрасно понимают: качественное образование в наше время реальная возможность реализовать себя. Поэтому подавляющее большинство выпускников школ поступают в вузы, получают высшее, а порой два или три высших образования.
- Профессия учителя у нас по-прежнему женская?
- Да, женская. И не могу, к сожалению, сказать, что престижная.
- Тем не менее уважаемая!
- Согласна, уважаемая. Наверное, одна из самых уважаемых в Чеховском районе. Не случайно в центре нашего города стоит памятник представителю не какой-то иной профессии, а учителю Алексею Михайловичу Прокину. Я, кстати, сама десять лет проработала совместно с Алексеем Михайловичем и до конца жизни буду благодарна ему за переданный опыт и приобретенные знания. Именно благодаря ему многие выпускники чеховских школ выбрали профессию учителя. Ведь ни для кого не секрет: от того, какой педагог и наставник встретится на жизненном пути, зависит во многом выбор будущей профессии. Если дети влюблены в своего учителя, то они идут в педагогические вузы, а потом - работать в школы.
- Бытует мнение, что молодому специалисту трудно удержаться в школе...
- Так было еще каких-то восемь-десять лет назад. Молодой специалист приходил в школу, поработал год - и уходил. А сейчас? Пришли и остались.
- Понятное дело, что одной любовью к профессии человека, особенно семейного, сложно удержать, если есть возможность заработать в другом месте больше. Вы чем удерживаете?
- Рублем. Сейчас, например, средняя заработная плата учителей Чеховского района составляет 31 тысячу рублей. Есть те, кто зарабатывает больше. Кто моложе - меньше. Кроме того, учителя получают квартиры. Например, в прошлом году счастливыми обладателями квартир стали 11 педагогов. В этом году ключи были вручены многодетному учителю. И это только начало. Квартиры массово будем вручать, как и полагается, в День учителя. Кроме того, в районной системе образования ежегодно проводятся конкурсы, победители которых получают награды, производятся стимулирующие и компенсационные выплаты.
- Страна столкнулась с нехваткой мест в детских садах. В Чеховском районе строятся и будут введены в эксплуатацию в ближайшие два года четыре детских сада. Понятное дело, что очень скоро дошколята пойдут в 1-й класс. Мест хватит?
- Уже сейчас городские школы переполнены. Поэтому, чтобы мест хватило всем, будут построены образовательные учреждения в микрорайонах Губернский и Олимпийский. Рассматриваются предложения сделать пристройки в гимназии №2 и в лицее №4. Так что ни один ребенок вне школы не окажется - все будут учиться.
- Сейчас часто приходится слышать предположения, что обучение скоро станет полностью платным. И какие вообще нововведения ожидают школьников в сентябре?
- Все предметы, которые входят в обязательную программу изучения, как были бесплатными, так и останутся. Кроме того, будет увеличена обязательная программа: количество уроков в неделю станет больше - возрастет с 36 до 37. Ждут ребят и другие нововведения. Так, до 1 сентября этого года электронный дневник будет у 75 процентов школьников. Родитель всегда сможет зайти на интернет-сайт и узнать, какие оценки получает его ребенок на занятиях в школах.
- И какие они в основном?
- В Чеховском районе двое выпускников в этом году сдали ЕГЭ на 100 баллов: Андрей Барченков - информатику и Павел Семенов - химию. Что же касается общего показателя сдачи ЕГЭ, то он составляет почти 70 баллов. По классической системе оценки знаний наши знания на пятерку... может, с небольшим минусом. А это значит, еще есть над чем работать!

Чеховский район

Статфакт

В 2011 году на ремонт образовательных учреждений Чеховского района было направлено 70 миллионов рублей. В 2012 году будут отремонтированы 33 школы за счет средств муниципального бюджета.
Во время сдачи ЕГЭ 2012 года двое чеховских выпускников набрали по сто баллов: выпускник школы №7 Андрей Барченков по информатике и выпускник Любучанской общеобразовательной школы Павел Семенов по химии.
На балу выпускников 48 медалистам по инициативе главы Чеховского района Александра Слободина было вручено по 20000 рублей из средств муниципального бюджета.