Социальная сфера
Открывая работу секции №3, темой обсуждения которой стало совершенствование законодательства в сфере социальной политики, вице-спикер законодательного собрания региона Валентин Куликов сообщил, что Мособлдума широко использует различные формы взаимодействия с представителями муниципальных образований региона. На семинарах и круглых столах, во время которых обсуждаются важнейшие для области и всех муниципальных образований проблемы, общение обычно бывает конструктивным.
- Ваш опыт работы оказывает влияние на совершенствование государственной власти и местного самоуправления в Московской области, - сказал Валентин Куликов.
Председатель Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Галина Уткина обозначила круг федеральных и областных законов, в которые, по мнению комитета, необходимо внести изменения, в частности, по вопросу введения звания «Ветеран труда Московской области», льгот для несовершеннолетних узников фашизма и детей войны, оплате за жилье для малоимущих. Галина Уткина считает, что необходимо внести в Госдуму законодательные инициативы о праве работников противопожарных служб субъектов РФ на досрочную пенсию и об ужесточении санкций за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной законом квоты.
Основной темой выступления заместителя председателя Комитета по вопросам образования и культуры Марины Захаровой стала проблема нехватки мест в детских садах в Московской области. Марина Захарова сообщила, что на 5 мая 2012 года 190409 детей ожидают место в детском саду. Комитет считает, что необходимо повысить зарплату непедагогическим работникам детских садов, обновить материальную базу образовательных учреждений, а также ввести налоговые преференции работодателям для стимуляции их более активного участия в развитии системы профобразования Московской области. Марина Захарова призвала муниципальных депутатов принять активное участие в проводимом комитетом мониторинге практики применения закона Московской области «Об образовании», в ходе которого будет рассмотрена реализация положений о компенсации части родительской платы за содержание ребенка в детском саду.
Председатель Комитета по вопросам молодежи, спорта и туризма Игорь Чистюхин предложил внести изменения в федеральное законодательство о туризме в части конкретизации полномочий регионов в этой сфере, создать в Московской области целевую программу по строительству в муниципальных образованиях физкультурно-оздоровительных комплексов, а в части молодежной политики - увеличить социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья (в настоящее время комитет проводит мониторинг соответствующего областного закона).
Игорь Чистюхин отметил, что зачастую муниципальные депутаты пассивны в плане законотворчества, хотя имеют право законодательной инициативы.
- Надо смелее этим правом пользоваться, - сказал Игорь Чистюхин. - Совершенствование областной законодательной базы - наше общее дело, а эффективные законы будут на пользу всем жителям Подмосковья.
В выступлениях председателя Совета депутатов Красногорского района Павла Старикова, депутата Совета депутатов Наро-Фоминского района Натальи Кузнецовой, председателя Совета депутатов Ногинского района Владимира Лаптева и других участников секции прозвучали предложения и замечания по совершенствованию областного и федерального законодательства в социальной сфере. Подводя итоги заседания, Валентин Куликов предложил принять рекомендации секции с учетом замечаний, прозвучавших в ходе работы секции.

Многодетным - земля, остальным дорога без пробок
Процесс по обеспечению многодетных семей, которых в Московской области насчитывается порядка 27 тысяч, длится больше года. На сегодняшний день в органах местного самоуправления для получения земельных участков зарегистрировано около 8000 многодетных семей, порядка 400 семей уже получили земельные участки. Эту информацию сообщил председатель Комитета по вопросам имущественных отношений, землепользования, природных ресурсов и экологии Никита Чаплин, анализируя реализацию закона «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области». Никита Чаплин подчеркнул, что мониторинг применения закона выявил ряд проблем, которые необходимо решить. Главное препятствие - отсутствие свободных земель в ряде муниципальных районов и городских округах. Вторая проблема: даже там, где земля выделяется, земельные участки не имеют необходимой инфраструктуры и ее необходимо создавать, поскольку у большинства многодетных семей нет денег на устройство подъездных дорог, подведения воды и электричества.
Председатель профильного комитета сообщил, что ведется работа по внесению изменений и дополнений в действующую редакцию закона. В частности, предлагается профинансировать из областного и местных бюджетов расходы на подготовку проекта планировки и межевания территорий, а также расходы по обеспечению выделяемых земельных участков необходимой инфраструктурой.
Анализируя проблемы, существующие в сфере потребительского рынка Московской области, и пути их законодательного решения на региональном и федеральном уровнях, председатель Комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Александр Шаров сообщил, что из 242 розничных рынков, работающих в Подмосковье, более 100 работают без разрешения органов местного самоуправления. Поскольку это явление общероссийское, по мнению докладчика, необходимо внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность без соответствующих разрешений на право организации рынка. Без этого невозможно контролировать работу рынков, в том числе и отслеживать качество продуктов, предлагаемых на них населению.
Проблема дорог волнует практически каждого человека: пробки, плохое качество дорожного покрытия - об этом говорят все. Оказывается, что причина этого может таиться в банальной несогласованности действий различных уровней власти. Председатель Комитета по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информации Андрей Вихарев проанализировал проблемы, возникающие при проведении работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог федерального значения на территории Московской области.
По здравому смыслу работы на дороге, ведущие на время ремонта к ее закрытию или к серьезному снижению пропускной способности, должны подвигнуть исполнителей задуматься, каким образом организовать движение в объезд. Но происходит это далеко не всегда. Например, строительная организация, получив разрешение от федеральных властей, начинает ремонтировать развязку на МКАД, результат - километровые пробки. Когда областные власти начинают разбираться, то узнают, что федеральные структуры рассчитывали на объездную дорогу, которую к началу ремонта должны были построить подмосковные дорожники, но по объективным причинам не построили. Тем временем ситуация усугубляется еще и для соседних населенных пунктов, поскольку транспортные потоки устремляются на выезд из столицы через ближайшие к развязке подмосковные города и поселки, разбивая асфальт городских улиц.
В процессе обсуждения доклада также были затронуты вопросы финансирования дорожного строительства, внедрения новых технологий, проблемы организации движения.
Заслушав и обсудив доклады выступающих, секция выработала ряд рекомендаций по совершенствованию земельного законодательства, направленного на обеспечение земельными участками многодетных граждан. В частности, областному правительству предлагается рассмотреть возможность обеспечить необходимой инфраструктурой земельные участки, выделяемые многодетным семьям.
В части совершенствования законодательства в сфере осуществления дорожной деятельности предлагается подготовить законодательную инициативу о внесении изменений в федеральное законодательство для устранения пробелов, связанных с координацией деятельности органов всех уровней власти при проведении работ по реконструкции и строительству автомобильных дорог. Министерству финансов Московской области и Главному управлению дорожного хозяйства Московской области предлагается проработать вопрос об увеличении объема бюджетных ассигнований дорожного фонда Московской области за счет дополнительных источников.

131-й федеральный закон нуждается
в корректировке
Вопрос о правовом обеспечении совершенствования системы государственного и муниципального управления в Московской области стал главным на секции №1.
Важнейшая из проблем, по мнению председателя Комитета Мособлдумы по местному самоуправлению Александра Наумова, повышение качества управления и эффективности принимаемых решений органами власти и местного самоуправления.
Александр Наумов также затронул проблему финансового обеспечения муниципальных образований, подчеркнув, что «они должны быть обеспечены финансовыми ресурсами таким образом, чтобы органы местного самоуправления могли осуществлять финансирование не только текущих расходов, но и формировать бюджеты развития». При этом за местными бюджетами должны закрепляться налоговые доходы, на развитие налогооблагаемой базы которых могут влиять органы местного самоуправления.
Он отметил, что для Подмосковья большое значение имеет законопроект, находящийся в настоящее время на рассмотрении Госдумы, в котором предлагается внести изменения в федеральные законы о статусе наукограда Российской Федерации и о науке и государственной научно-технической политике. Законопроект предлагает изменить систему государственной поддержки наукоградов: если раньше объемы межбюджетных трансфертов определялись из расчета численности постоянного населения города, то теперь они будут определяться по результатам конкурсного отбора среди проектов наукоградов по развитию инфраструктуры и научно-производственного комплекса. Александр Наумов назвал это решение поспешным и предложил часть средств финансовой поддержки наукоградам предоставлять по результатам конкурсного отбора, а часть средств - на внеконкурсной основе.
Еще одним важным направлением работы конгресса, по словам Александра Наумова, должно стать решение проблем сельских поселений: следует принять федеральный закон о становлении и развитии крестьянских (фермерских) хозяйств, а также рассмотреть вопрос о внесении изменений в 131-й федеральный закон, предусматривающий дифференциацию перечней вопросов местного значения для городских и сельских поселений.
Председатель Совета депутатов городского округа Фрязино Владимир Ухалкин предложил внести ряд поправок в законопроект о внесении изменений в федеральные законы о статусе наукограда Российской Федерации и о науке и государственной научно-технической политике. По его мнению, объем предоставляемых межбюджетных трансфертов наукоградов надо определять по результатам конкурса программ развития муниципальных образований, а не по конкурсному отбору проектов, чтобы не приходилось сравнивать проекты по разным направлениям - биологии, ядерной физике, электронике. Владимир Ухалкин также предложил уточнить критерии присвоения статуса наукограда и критериев отнесения предприятий к научно-производственному комплексу.
В своем выступлении председатель Комитета Мособлдумы по вопросам государственной власти и региональной безопасности Владимир Алексеев подчеркнул, что с созданием конгресса на территории Московской области появится еще один общественно-политический властный институт, который должен явиться важнейшим инструментом для рассмотрения наиболее важных перспективных вопросов развития Московской области, инструментом, с помощью которого можно вырабатывать рекомендации по совершенствованию законодательства Московской области, обеспечивающего в правовом отношении социально-экономическое развитие региона. Он также выразил надежду, что работа конгресса активизирует процесс прохождения законодательных инициатив Мособлдумы в Государственной Думе.
Подводя итоги обсуждения, первый заместитель председателя Мособлдумы Сергей Юдаков отметил, что губернатор Московской области Сергей Шойгу предложил использовать конгресс как площадку для взаимодействия всех уровней власти, где будут обсуждаться как итоги предшествующего периода, так и задачи, которые необходимо решать в дальнейшем.