- Лидия Николаевна, скажите, пожалуйста, какие меры принимаются в Подмосковье, для того чтобы создать детям эти самые комфортабельные условия?
- На сегодняшний день очередь в садик составляет порядка 150 тысяч (с учетом того, что в этой очереди  дети со дня рождения). Но например, в Дзержинском, Дубне, Долгопрудном, Климовске, Лотошине, Лыткарине, Ступинском и Шатурском районах проблема очередей в детские дошкольные учреждения уже решена.
Московская область потратит в этом году 1,1 млрд рублей на то, чтобы хотя бы частично разгрузить очереди в детские сады. В общей сложности в этом году в Подмосковье намерены обеспечить местами почти 13 тысяч малышей.
Целевая областная программа по развитию дошкольного образования пересмотрена в сторону увеличения финансирования. Так, 200 миллионов рублей будет направлено на разработку проектно-сметной документации для строительства 32 новых дошкольных учреждений. Это позволит сократить очередь на 4480 человек. Еще 800 миллионов рублей пойдет на модернизацию имеющихся дошкольных учреждений - часть из них расширится благодаря тому, что к ним будут пристроены дополнительные помещения. Другую часть вернут в систему дошкольного образования, а здания капитально отремонтируют. На данный момент строительство нового садика обходится в среднем в один миллион рублей на ребенка. При этом сделать пристройку обходится в 2-2,5 раза дешевле. За счет пристроек мы надеемся получить в этом году 7144 места.
Программа предусматривает новые, нетрадиционные формы решения вопроса, например, развитие государственно-частного партнерства, в том числе обеспечение детей местами в негосударственных дошкольных образовательных учреждения. Будем увеличивать охват детей альтернативными формами получения дошкольного образования - это и семейные воспитательные группы, и группы кратковременного пребывания, а также группы предшкольной подготовки на базе школ и других учреждений социальной сферы.
Для снижения остроты ситуации мы рассматриваем возможность выплаты компенсации тем родителям, кто не смог получить место в саду для своего ребенка,  такой опыт в области есть.
Всего на мероприятия программы, рассчитанной на 2012-2014 годы, направляется почти одиннадцать миллиардов рублей, в том числе более трех миллиардов уже в этом году. 44 детских сада на 5675 мест будут введены в этом году за счет областных средств, средств местных бюджетов, а также за счет привлеченных и внебюджетных средств.
- Была ли в последнее время изменена система комплектования дошкольных образовательных учреждений Московской области?
- В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 года №2562, порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений определяется учредителем.
В каждом поселении Подмосковья существует свой порядок распределения мест в детские сады, утвержденный решением администрации муниципальных образований Московской области. Учредителями дошкольных образовательных учреждений являются органы местного самоуправления. Комплектование дошкольных образовательных учреждений осуществляется комиссиями, созданными распоряжениями муниципальных администраций. Места распределяются в порядке очередности, по возрастному принципу, с учетом льготных категорий семей.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в первую очередь в детские сады принимаются дети льготников: военнослужащих, сотрудников УВД, судей, прокуроров и следователей, многодетных семей, инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, сотрудников органов контроля за оборотом наркотиков, неполных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- Какие новые образовательные проекты, касающиеся дошкольных учреждений, разработаны в последнее время?
- В соответствии с письмом генерального директора Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Министерством образования Московской области рассматривается предложение по пилотной апробации инициативы «Новое детство» в Подмосковье.
В рамках инициативы прорабатываются различные механизмы, направленные на сокращение очередности в дошкольные образовательные учреждения, в том числе механизмы частно-государственного партнерства.
Проведена рабочая встреча по обсуждению совместной реализации в регионе инициативы «Новое детство».
Дошкольное образование - это первая ступень взросления. Порой малыш оказывается в стенах своего первого учебного заведения, когда ему нет и года, и он дорастает здесь до школьного возраста. Это ключевой этап в становлении личности человека. Психологи даже сформулировали такое понятие - «кризис третьего года жизни».  Речь идет о периоде, когда ребенок впервые начинает осознавать: он подрос и тоже уже кое-что собой представляет. Он чувствует себя большим,  требует соответствующего отношения и уважения,  начинает бунтовать против взрослых!
Именно в этом возрасте - бунтарском, переломном - малыш встречает своего первого педагога, воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
От этого первого контакта, от первого профессионального педагогического воздействия на личность юного человечка зависит то, каким он будет. Конечно, с ребенком общаются и родители, бабушки и дедушки, множество взрослых людей, но только педагог-профессионал обладает знаниями, умениями, опытом - всей совокупностью качеств, которые мы называем профессиональной компетентностью.
- В Концепции дошкольного воспитания обозначены четыре основных принципа, которые стали основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России: гуманизация - воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования - ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи; дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения - развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования - приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада. Претворяется ли это в жизнь в детских садах Подмосковья?
- Содержание образовательного процесса каждого дошкольного образовательного учреждения определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разработанной и утверждаемой им самостоятельно. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также примерной образовательной программой дошкольного образования, которая определяет содержание обязательной части общеобразовательной программы дошкольного образования. Все дошкольные образовательные учреждения Московской области разработали и реализуют программы в соответствии с новыми требованиями.
Объем финансирования программных мероприятий в 2012 году увеличен на один миллиард рублей. Из выделяемых средств 200 миллионов рублей планируется направить бюджетам 10 муниципальных образований Московской области в виде субсидий на строительство одного детского сада с бассейном по 20 миллионов рублей для каждого.
- Количество дошкольников за последнее время выросло. А насколько увеличилось число первоклассников в области?
- По данным федерального статистического наблюдения, численность обучающихся первых классов составляла:
- в 2009 году - 62193 человека;
- в 2010 году - 65766 человек;
- в 2011 году - 69368 человек;
- в 2012 году- 72226 человек!
При этом согласно региональному закону «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области за счет средств бюджета Московской области» величина норматива финансирования на одного первоклассника в среднем выглядит так:
- в 2010 году - 38835 рублей;
- в 2011 году - 61220 рублей;
- с 1 января 2012 года - 72987 рублей;
- с 1 сентября - 77366 рублей.
Согласно региональному закону «О нормативах стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, применяемых при расчетах межбюджетных трансфертов» величина норматива стоимости предоставления муниципальных услуг в сфере образования в среднем составляет 12685 рублей.
Всего норматив расходов на одного обучающегося в первых классах:
- в 2010 году - 51520 рублей;
- в 2011 году - 73905 рублей;
- с 1 января 2012 года - 85672 рубля;
- с 1 сентября - 90051 рубль.
С 1 сентября 2011 года введение федерального государственного образовательного стандарта нового поколения осуществляется во всех первых классах всех муниципальных общеобразовательных учреждений с контингентом обучающихся 69911 человек.
Расходы на реализацию данного направления расходования субвенции предусмотрены в бюджете Московской области на 2012 год в сумме 3168626000 рублей.
В основной образовательной программе учтены дополнительные 10 часов в неделю на внеучебные занятия (спортивные, музыкальные, предметные кружки и секции) для первых классов муниципальных общеобразовательных учреждений.
Законом Московской области «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области за счет средств бюджета Московской области» предусмотрены дополнительные нормативы расходов стандартной стоимости педагогической услуги для первых классов в учреждениях, осуществляющих обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, предусматривающие дополнительные 10 часов в неделю по базисному учебному плану.
Согласно Федеральному закону «Об образовании» введены новые государственные образовательные стандарты для учащихся в общеобразовательных учреждениях. Учебники, изданные до 2007 года, не могут использоваться в учебном процессе.
У нас есть план поэтапного обеспечения в период до 2015 года реализации государственных полномочий по обеспечению учащихся общеобразовательных учреждений в Московской области учебниками и учебными пособиями. Уже в 2011-2012 учебном году был увеличен норматив расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы с 300 рублей до 550 рублей на 1 школьника в год, в том числе на учебники - с 250 до 450 рублей. На 2012 год учебные расходы увеличены еще в 2 раза и составили 1100 рублей, в том числе расходы на учебники - 900 рублей.
Вообще, я считаю, детству следует оказывать величайшее уважение. Потому что детство - это то, что мы потеряли во времени, но сохранили в себе.