Основание для налога
До вступления в действие второй части Налогового кодекса РФ образовательные учреждения руководствовались нормами статьи 40 Закона РФ «Об образовании», которая была исключена из закона 1 января 2005 года. Пункт 3 данной статьи освобождал их от уплаты всех видов налогов по непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом.
Сегодня образовательные учреждения, так же как и остальные налогоплательщики, при исчислении налогов руководствуются только нормами Налогового кодекса и федеральными законами о налогах и сборах.
Налоговый кодекс РФ устанавливает систему сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
- виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- основания возникновения (изменения и прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее выведенных налогов субъектов РФ и местных налогов;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц.
В Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами живого мира и за пользование водными биологическими ресурсами, государственная пошлина.
Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес; транспортный налог.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц - местные налоги.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Предусматриваются также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Оправдан ли кругооборот?
В налоговом законодательстве происходят изменения. Так, с 2010 года отменен единый социальный налог, его заменили страховые взносы. В 2005-2006 годах были отменены льготы для образовательных учреждений по налогу на имущество организаций и земельному налогу. Чтобы поддержать образовательные учреждения в связи с этим, при утверждении федерального бюджета предусматривается выделение средств из федерального бюджета для уплаты образовательными учреждениями налога на имущество организаций и земельного налога.
В федеральном бюджете на 2011 год Министерству образования и науки РФ на уплату образовательными учреждениями налога на имущество организаций и земельного налога выделено: 5,3 млрд рублей - для учреждений ВПО; 1,2 млрд рублей - для учреждений СПО. Бюджетная поддержка осуществляется и в 2012 году.
Таким образом, организован кругооборот государственных бюджетных средств. В одном и том же законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются бюджетные ассигнования образовательному министерству на содержание подведомственных ему непосредственно бюджетных учреждений и ниже по другой строке - возврат в бюджет налога на имущество организаций и земельного налога, уплачиваемых образовательными учреждениями этого министерства.
Данные налоги относятся к так называемым региональным и местным налогам, устанавливаемым и собираемым в субъектах РФ в доходы их бюджетов. Чтобы не устраивать этот кругооборот финансовых средств, целесообразно было бы в Налоговом кодексе РФ в статьях 381 и 395 предусмотреть в перечнях организаций, освобождаемых от налогообложения, бюджетные учреждения, оказывающие образовательные услуги местному населению. А в целях поддержки региональных и местных бюджетов в порядке компенсации выпадающих соответствующих доходов следовало бы увеличить на данную сумму объем трансфертов из федерального бюджета субъектам РФ.

Результаты проверок
Осуществление образовательными учреждениями деятельности за счет средств бюджета и по приносящей доход деятельности не может быть бесконтрольным.
Налоговые органы и Минобрнауки РФ (в рамках ведомственного контроля в форме проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений) проводят контроль за своевременностью и полнотой уплаты обязательных платежей в бюджет. Такие проверки проводятся как в учреждениях образования, так и в их филиалах и других обособленных структурных подразделениях.
Проводимыми проверками устанавливается общая сумма задолженности по обязательным платежам в бюджет и по каждому виду платежей. При этом устанавливается по каждому виду платежей, является ли данная задолженность на отчетную дату текущей или просроченной, выясняются причины ее возникновения и принимаемые по ним меры.
    Так, проверкой Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г.В.Плеханова (технический университет) установлено, что по состоянию на 01.01.2011 г. задолженность по налогу на добавленную стоимость составляла 8,5 млн рублей, по расчетам по страховым взносам на обязательное социальное страхование - 48,1 тыс. рублей, по прочим платежам в бюджет - 268,3 тыс. рублей. По налогу на прибыль организаций имелась переплата на сумму 1,4 млн рублей.
При проверке выяснилось, что задолженность носила текущий характер. Фактически университетом в начале 2011 года суммы задолженности были перечислены в бюджет по наступившим срокам уплаты платежей в бюджет. Имеющаяся переплата по налогу на прибыль организаций была зачтена в расчетах в январе 2011 года.
    В Московском физико-техническом институте (государственный университет) проверкой установлена общая сумма задолженности на 01.01.2011 г. по платежам в бюджет 31,9 млн рублей. От оказания услуг, выполнения работ и реализации продукции собственного производства в 2010 году была получена прибыль в размере 181,6 млн рублей. Налог на прибыль организаций был начислен в сумме 36,3 млн рублей. Университет получил за выполненные работы и оказанные услуги 105,5 млн рублей в самом конце отчетного периода. Платежи в бюджет по налогу на прибыль были перечислены университетом в бюджет в начале 2011 года по срокам платежей, установленным Налоговым кодексом РФ.
    В Московском государственном институте электронной техники (технический университет) по состоянию на 01.01.2011 г. общая сумма задолженности по платежам в бюджет составила 20,7 млн рублей, в том числе налога на имущество организаций 12,9 млн рублей, земельного налога  5,4 млн рублей.
Вся имевшаяся задолженность носила текущий характер. По начисленным налогам расчеты по платежам в бюджет были произведены в начале 2011 года по срокам платежей, предусмотренным налоговым законодательством.

Нарушения и санкции
В Налоговом кодексе РФ в разделе VI определены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
К налоговым правонарушениям, например, относятся:
- нарушение постановки на учет в налоговом органе;
- уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
- нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии банковского счета;
- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
- неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);
- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статьи 116-122, 126 НК РФ).
Финансовые санкции за нарушение налогового законодательства предусмотрены в Налоговом кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ.
Например, в Налоговом кодексе РФ установлено:
    в ст. 16 - взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей за нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе; при нарушении срока более чем на 90 календарных дней - штраф в размере 10 тыс. рублей;
    в ст. 117 - взыскание штрафа не менее 40 тыс. рублей за ведение деятельности организации без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней;
    в ст. 118 - взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей за нарушение налогоплательщиком срока предоставления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им банковского счета;
    в ст. 120 - взыскание штрафа от 5 до 15 тыс. рублей за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
    в ст. 122 - взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога или 40% от неуплаченной суммы налога за деяния, совершенные умышленно.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в ст. 120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
В статье 109 НК РФ определены обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено:
    в ст. 15.3 - предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 рублей до 1 тыс. рублей за нарушения срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе;
    в ст. 15.4 - предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей за нарушение установленного срока предоставления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации;
    в ст. 15.6 - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
    в ст. 15.11 - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до
3 тыс. рублей за грубое нарушение ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Под грубым нарушением ведения бухгалтерского учета понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем  на 10 процентов, а также искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
В Уголовном кодексе РФ предусмотрено:
    в ст. 199 - наказание штрафом в размере от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет за уклонение от уплаты налогов и сборов;
    в ст. 199.1 - наказание штрафом от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей либо лишением свободы до 5 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет за сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которого должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и сборам, совершенное руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, в крупном размере.

​Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ