Из постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 02.07.1973 №471 «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы»*

_____________
* Нумерация мер не совпадает с официальным текстом и дана в последовательности цитируемых извлечений.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. Для более полного удовлетворения потребностей сельского населения в школах и создания необходимых условий для всеобщего среднего образования молодежи считать целесообразным иметь, как правило, в каждом совхозе и крупном колхозе среднюю общеобразовательную школу.
2. Для улучшения условий работы сельской общеобразовательной школы осуществить широкую программу строительства в сельской местности новых школьных зданий, пристроек классных комнат, учебных кабинетов и других необходимых помещений к существующим зданиям школ, а также интернатов для учащихся и жилых домов для учителей.
Освободить органы народного образований от передачи строительным и другим организациям части жилой площади во вновь построенных домах для учителей сельских школ.
3. Советам Министров союзных республик с участием соответствующих министерств и ведомств СССР обеспечить регулярный бесплатный подвоз учащихся общеобразовательных школ в сельской местности к школам и обратно, используя для этого маршрутные автобусы, пригородные и местные поезда, речные суда, а также специально оборудованный для перевозок детей транспорт колхозов, совхозов, леспромхозов и других предприятий и организаций.
4. Министерству просвещения СССР, Советам Министров союзных республик и органам народного образования создать во всех сельских средних школах в течение 1974-1977 годов и в восьмилетних школах до 1980 года оборудованные учебные кабинеты и мастерские, укомплектовать школьные библиотеки учебно-методической и художественной литературой.
5. Министерству просвещения СССР и Советам Министров союзных республик принять меры к улучшению трудового обучения учащихся сельских школ, создать условия для изучения в каждой сельской средней школе сельскохозяйственной техники или автодела. Ввести в течение 1974-1980 годов дополнительно в сельских средних общеобразовательных школах обучение учащихся IX-X (XI) классов автоделу и работе на тракторах, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах.
6. Установить, что начиная с 1975 года до 25 процентов учащихся, проживающих в интернатах при сельских школах, полностью освобождаются от платы за трехразовое горячее питание, а остальные учащиеся оплачивают половину стоимости этого питания.
7. Установить для учителей и других педагогических работников сельских общеобразовательных школ:
- дополнительные льготы на получение кредитов на хозяйственное обзаведение и на строительство жилых домов. В связи с этим Госбанку СССР предоставлять молодым специалистам, окончившим высшие и средние педагогические учебные заведения и назначенным на работу в сельские общеобразовательные школы, кредит на хозяйственное обзаведение в размере до 1000 рублей на срок до 5 лет с погашением начиная с третьего года после его получения, а учителям сельских школ и другим педагогическим работникам, окончившим высшие и средние педагогические учебные заведения и работающим в сельской местности, кредит на строительство жилых домов в размере до 2000 рублей на срок 10 лет с погашением начиная с пятого года после его получения;
- отсрочку от призыва на действительную военную службу учителям с высшим педагогическим образованием по окончании вуза на весь период их работы в сельской школе.
8. Для наиболее полного охвата сельской молодежи профессиональным обучением и общим средним образованием, обеспечения совхозов и колхозов квалифицированными рабочими кадрами, закрепления молодежи в сельскохозяйственном производстве признать целесообразным более широкое развитие средних профессионально-технических училищ в сельской местности.
9. Направить усилия на дальнейшее совершенствование и развитие школьного образования на селе. Обеспечить в основном в ближайшие годы перевод сельских школ на односменные занятия. Установить строгий контроль за ходом и качеством строительства объектов просвещения и вводом их в эксплуатацию к началу учебного года. Всемерно поддерживать инициативу коллективов трудящихся промышленных предприятий, совхозов и колхозов по оказанию помощи сельской школе в строительстве и ремонте зданий школ и интернатов, в оборудовании учебных кабинетов и мастерских. Проявлять постоянную заботу о педагогических кадрах сельских общеобразовательных школ, широко привлекать сельских учителей к общественной работе, но не в ущерб их основной деятельности по обучению и воспитанию сельской молодежи, внимательно рассматривать нужды и запросы учителей сельских школ. Осуществлять строгий контроль за соблюдением установленных законодательством льгот и преимуществ для учителей и других педагогических работников сельских общеобразовательных школ.
10. Улучшить медицинское и санаторно-курортное обслуживание сельских учителей и организацию их отдыха, обеспечивать большее количество учителей путевками в лечебно-профилактические учреждения в каникулярный период; выделять ежегодно специальным назначением для них льготные туристско-экскурсионные путевки; организовывать экскурсии сельских учителей за пределы области, края, республики на льготных условиях; предусматривать ассигнования на оборудование баз отдыха для сельских учителей, организуемых республиканскими, краевыми, областными комитетами Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

Хорошо забытое старое

«В постановке школьного образования на селе имеются серьезные недостатки. Уровень учебно-воспитательной работы сельских общеобразовательных школ отстает от современных требований, и во многих случаях выпускники сельских школ по своим знаниям уступают выпускникам городских школ.
Многие сельские общеобразовательные школы, особенно в областях Нечерноземной зоны страны, Сибири и Казахстана, размещаются в плохо приспособленных к занятиям помещениях, не имеют необходимых учебных кабинетов, мастерских, работают в две смены, недостаточно обеспечиваются учебниками, методической литературой и техническими средствами обучения.
В связи с тем что в некоторых совхозах и колхозах нет средних и восьмилетних школ, дети вынуждены обучаться в школах, расположенных на большом расстоянии от места жительства; подвоз учащихся к школам, а также содержание их в пришкольных интернатах организованы неудовлетворительно. Это отрицательно сказывается на закреплении кадров рабочих и специалистов в колхозах и совхозах.
В ряде республик, краев и областей строительство новых школьных зданий, пришкольных интернатов для детей и жилых домов для учителей ведется медленно и в недостаточных объемах, качество строительства этих объектов нередко бывает низким.
Сельские общеобразовательные школы в ряде мест не обеспечены высококвалифицированными педагогическими кадрами. Не проявляется должной заботы о создании необходимых жилищно-бытовых условий для учителей, о предоставлении им установленных льгот, что привело к большой текучести этих кадров.
Руководящие партийные и советские органы республик, краев и областей, органы народного образования не уделяют достаточного внимания развитию и укреплению сельской общеобразовательной школы, не принимают решительных мер к устранению недостатков в постановке школьного образования на селе, к повышению уровня учебно-воспитательной работы в сельской школе с тем, чтобы сельская школа в полной мере отвечала требованиям научно-технического прогресса, играла бы все более активную роль в коммунистическом строительстве».
Вот вам и констатация факта на официальном уровне постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 02.07.1973 №471 «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы». Проблемы, признанные советским государством, очень напоминают проблемы, волнующие сегодняшних героев рубрики «Сельская школа». Мы решили, что нелишним будет напомнить и пути решения, предложенные в 1973 году. Ведь нередко новое - это хорошо забытое старое.

Что будет гарантировать закон?

Хотим мы этого или нет, но сокращение численности сельских школ, реорганизация и объединение - это реальность, которой не избежать! При этом все понимают, что закрытие малочисленных школ губительно не только для сельского образования, но и для села в принципе! Во многих регионах сельская малочисленная школа стала объектом внимания всех ветвей власти. Утверждаются специальные программы по поддержке сельской школы. Увы, но одинакового решения для всех сельских школ нет и не будет. Поэтому очень важно, как сельскую школу будет защищать новый закон «Об образовании в Российской Федерации».
Последняя его редакция 3.0.5 содержит статью 22 «Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций». Пункт 5 этой статьи предусматривает, что реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и расположенных в сельской местности, допускается только с согласия представительного органа соответствующего городского округа или муниципального района, на территории которого расположена муниципальная образовательная организация.
Надо отметить, что предыдущие редакции этого проекта давали более сложную конструкцию для закрытия сельских школ: «Реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и расположенных в сельской местности, допускается только с согласия населения сельских поселений, обслуживаемых данным учреждением, выраженного представительными органами соответствующих сельских поселений либо сходом граждан». Фактически ныне действующее правило о запрете закрытия сельских школ, если на то нет решения схода граждан, пока отменено.
Законопроект закрепляет право сельских педагогов на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Пункт 9. ст. 48 «Правовой статус педагогических работников» звучит теперь так: «Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также в случае если они проживали и проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти календарных лет, на сохранение указанных мер социальной поддержки после выхода на пенсию.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ».
В данном пункте проекта по сравнению с действующим законом добавилось законодательное закрепление права педагогов на сохранение вышеуказанной льготы после выхода на пенсию. Это новшество версии проекта 3.0.5. Предыдущие версии повторяли редакцию ныне действующего закона.
Статья 103 законопроекта закрепляет принципы финансового обеспечения оказания государственных услуг в сфере образования. Пункт 2 этой статьи предусматривает, что для малокомплектных и (или) сельских образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты оказания государственных услуг в сфере образования должны учитывать затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов РФ относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации исходя из их удаленности от иных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, и их транспортной доступности, а также численности обучающихся.
И здесь также нужно отметить, что версия 3.0.5 законопроекта в этом вопросе редакцию усовершенствовала, разъяснив, что субъекты РФ должны трепетно подходить к понятию «малокоплектная сельская школа», каждый раз рассматривая ситуацию по индивидуальному подходу. Предыдущие версии проекта такой оговорки не предусматривали.