- Наиболее ярким индикатором изменений, происходящих в образовательной сфере, стали сельские школы. Госстандарт для начального общего образования внес новые требования к методике, условиям преподавания, к образовательному процессу. Путь к достижению модели выпускника первой ступени школьного обучения должен быть изложен в основных образовательных программах начального общего образования. Рекомендации составления таких программ по вертикали органов управления образованием переданы в образовательные учреждения, педагоги добросовестно начали создавать документы, которые по объему достойны научных трудов. Но эта деятельность с низким коэффициентом полезного действия. Ведь в условиях сокращения муниципальных методических центров сельские учителя ведут по четыре-пять предметов. В обилии красивых слов, весомых терминов теряется суть качества обучения. Вместо лаконичных и емких направлений деятельности обеспечения госстандарта учительство получило лишь размытое их описание.
Другая не менее важная задача сельской школы - кадровое обеспечение. Новая система оплаты труда, безусловно, призвана способствовать этому. За высокое качество работы - более высокая заработная плата. Это справедливо, но в малочисленной сельской школе, удаленной от районного центра, выполняющей функции подвоза, организации питания, проживания детей в интернатах, невозможно выдержать рекомендуемое государством соотношение фонда оплаты труда учителей и остальных работников - 70 и 30 процентов.
Архангельская область на региональном уровне ведет системную работу по совершенствованию областного закона об образовании через изменение методики определения субвенций муниципальным районам и городским округам на обеспечение полномочий по реализации основных образовательных программ. Например, введены отдельные нормативы для образовательных учреждений, имеющих пришкольные интернаты. Однако по федеральным критериям оценки деятельности региональной исполнительной власти содержание малочисленных школ - исключительно неэффективные расходы. Такая позиция финансистов порождает у селян чувство ущербности, ненужности, обузы для общества. Уйти от этой ситуации может позволить закрепленная нормативным актом Российской Федерации передача права регионам самостоятельно определять эффективность расходов, особенно в сельских образовательных учреждениях.
Необходимо также закрепить в законодательстве понятие «минимальный размер заработной платы». Для территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей это особенно важно. Судебная практика уже сегодня обязывает Архангельскую область повысить минимальную заработную плату с учетом северных коэффициентов, что потребует дополнительно почти 10 миллиардов рублей, а значит, пересмотра межбюджетных отношений Российской Федерации и нашего дотационного региона. В системе межбюджетных отношений нужно очень аккуратно учитывать экономические и территориальные особенности региона. В противном случае идея введения новой системы оплаты труда как стимулирующего рычага исчезнет.
Совершенствование правового поля в сфере образования - живой процесс, который необходимо избавить от излишней детализации, а где требует практика, наполнить конкретным содержанием и обеспечением, позволяющим простому сельскому учителю работать плодотворно, творчески, без усталости от нормативной лихорадки реформ образования.