Разграничение полномочий: окончательно вопрос никогда не решить

Сергей КРАВЦОВ, директор Департамента регионального развития Министерства образования и науки Российской Федерации:

- Разграничение полномочий в сфере образования - вопрос давний, и, на мой взгляд, он никогда не будет решен окончательно. Государство развивается, а с ним развивается и система образования. Какая из моделей распределения полномочий может стать оптимальной, зависит от того, в какой ситуации находится система образования, какие задачи перед ней ставит государство в тот или иной период.
С 1992 года в связи с принятием Закона РФ «Об образовании» местным органам самоуправления были переданы достаточно большие полномочия в сфере образования. Через десять лет стало понятно, что это распределение должно корректироваться. Поэтому в 2003 году, когда за Российской Федерацией в соответствии с Конституцией РФ в законе было закреплено не только осуществление правового регулирования отношений в сфере образования, но и обеспечение государственных гарантий граждан в области образования, было принято решение о передаче субъектам РФ путем выделения субвенций местным бюджетам права оплачивать заработную плату учителей и нести учебные расходы.
То решение оказалось позитивным и существенно стабилизировало систему образования. Прошло еще 10 лет, и мы можем подвести некоторые итоги модернизации образования. За минувшее десятилетие неоднократно обновлялось образовательное законодательство путем внесения отдельных изменений в Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Позволяя решить отдельные конкретные вопросы, постоянный процесс внесения изменений в законодательные акты, регулирующие отношения в сфере образования, привел к неустойчивости норм федерального законодательства. Проект нового интегрированного закона об образовании учитывает результаты модернизации российского образования, которые получены за последние 10 лет.
Что нового предлагается по разграничению полномочий? В части дошкольного и дополнительного образования предусмотрена передача соответствующих полномочий с муниципального на региональный уровень. Появилась отдельная статья, которая фиксирует и закрепляет обязательство государства по средней заработной плате всех категорий педагогических работников в сфере общего образования. Это очень важная норма, которую, конечно, необходимо отстоять, ее ждут работники образования.
В целом принятие нового закона мы рассматриваем в увязке с государственной программой развития образования, которая на сегодняшний день уже существует как проект, обсуждается с другими федеральными органами исполнительной власти. Там достаточно серьезный бюджет, который может позволить эффективно реализовать новый закон об образовании.

Самоустранение из правового поля

Сергей АГАПЦОВ, аудитор Счетной палаты Российской Федерации:

- Счетная палата РФ подготовила предложения в законопроект «Об образовании в РФ» по аудиту и эффективности в системе общего образования, первый раздел его посвящен анализу нормативной правовой базы в сфере распределения уровней власти.
Анализ действующего законодательства четко показывает, что политика в системе образования должна быть единой. В статье 43 Конституции РФ закреплены гарантии права на образование, они рассматриваются безотносительно к уровням власти. При этом пункт 5 этой статьи оговаривает, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Статья 72 утверждает совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ по общим вопросам образования. Статья 114 относит к полномочиям Правительства РФ обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области образования.
Исходя из этого Минобрнауки РФ, органы исполнительной власти регионов и муниципальные органы в области образовательной политики должны действовать в едином правовом поле.
Но Минобрнауки РФ обеспечение государственных гарантий права граждан на получение общедоступного бесплатного общего образования относит к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Мы считаем, что это определенное самоустранение из правового поля, которое неоправданно. Полномочия есть, и полномочия определены нормативными актами.
В условиях децентрализации образования и внесения кардинальных изменений новым законом «Об образовании в РФ» необходимо пересмотреть полномочия Минобрнауки РФ в части усиления его координирующей и методологической роли, учитывая его связку с финансовым обеспечением.

Как сделать закон лучшим
в мире?

Виктор ШУДЕГОВ, заместитель председателя Комитета Государственной Думы
по образованию:

- Все основные полномочия в сфере образования, начиная с выработки государственной политики, принятия федеральных законов и финансирования до выделения студентам стипендий, записаны за федеральным уровнем. В 1992 году наш закон «Об образовании», по мнению ЮНЕСКО, был лучшим в мире. Но если в первоначальном варианте практически не было отсылочных статей, то в 2006 году их стало 13, в 2012 году количество таких статей увеличилось в три раза. В будущем законе «Об образовании в РФ» количество отсылочных статей возрастет в шесть раз по сравнению с 2006 годом. Это приведет к тому, что не закон будет диктовать, что делать органам исполнительной власти, а исполнительные органы власти превратят нас в своих слуг и для облегчения своей жизни будут диктовать законодателям, какие законы принять.
Сегодня на федеральном уровне в первую очередь надо решить три вопроса: расширение права граждан на образование, повышение статуса педагогического работника и обеспечение достаточного финансирования образовательных учреждений. Обязательно нужно прописать в новом законе финансирование образования в размере не менее чем 7% от ВВП.

Аттестация как конечный результат

Олег ЗАЙЧЕНКО, заведующий кафедрой теории и методики общего образования Новгородского института развития образования:

- Все, что мы делаем в сфере образования, должно быть нацелено на достижение понятных и, главное, конечных результатов. Эта нацеленность на результаты важна и для аттестации педагогических кадров - процедуры, которая в нашей практике занимает немало времени.
Аттестация - полномочие, которое отнесено к ведению органов государственной власти субъектов РФ, и она в настоящее время очень затратна. Именно поэтому ее нормативное регулирование должно быть таким, чтобы затраты не были напрасны.
Следует задуматься над смыслом аттестации вообще. От этого зависит направление совершенствования правового регулирования данного полномочия. С моей точки зрения, основная задача аттестации педагогов - объективная оценка результатов их работы. Такая оценка необходима для дифференциации заработной платы.
Сейчас итоги аттестации складываются не только из результатов труда учителя, но и из таких параметров, которые имеют к конечным результатам лишь опосредованное отношение. Например, активное распространение собственного опыта или осуществление инновационной деятельности, которые не всегда дают конкретные конечные результаты, связанные с обучением и воспитанием ребенка. Критерии аттестации, предусматривающие анализ результатов работы педагогов, сформулированы очень аморфно и не поддаются четкой количественной оценке индикаторов. Поэтому оценка качества труда учителя субъективна.
Практика такова, что разница в зарплате между учителем с высокой квалификационной категорией и его коллегой без категории - 2-3 тысячи рублей, что на получение высокой категории не стимулирует.
На мой взгляд, аттестация должна предусматривать оценку уровня результативности деятельности педагогов. Для критерия результативности, если не отказываться от других параметров оценки, должен быть установлен наибольший весовой коэффициент. Порядок аттестации должен быть дополнен четкими, поддающимися числовой оценке показателями. Эти показатели должны быть обязательны для всех субъектов РФ. Крайне важно, чтобы показатели, используемые при аттестации педагогов, соответствовали показателям, применяемым в рамках других оценочных процедур, прежде всего в рамках государственной аккредитации образовательных учреждений. Тем самым можно обеспечить единство требований, предъявляемых к результатам деятельности в сфере образования.

Реорганизация.
Без предупреждения?

Людмила КУЗЕНКОВА, председатель Комитета по образованию и науки Думы Ставропольского края:

- Меня беспокоит проблема несогласованности действий по реорганизации учебных заведений, которая приводит, как правило, к социальной напряженности в регионе. Например, приказом Минздравсоцразвития РФ в мае этого года старейший вуз страны - Пятигорская фармакологическая академия присоединена к Волгоградскому медицинскому университету. Почему к Волгоградскому, если в Ставропольском крае есть собственная медицинская академия? Мало того, о таком решении не были проинформированы ни руководство Ставропольского края, ни руководство Волгоградской области. Закрылись диссертационные советы, идет сокращение профессорско-преподавательского состава, а регионы вынуждены принимать меры для снятия социальной напряженности.
В проекте закона «Об образовании» записано, что регион обязан согласовывать реорганизацию своих учебных заведений с федеральной властью, а вот обратной обязанности не существует. Я думаю, это надо исправить.
Недавно Минобрнауки РФ передало на региональные уровни средние специальные учебные заведения, но забыло передать премиальный фонд педагогическим коллективам. Соответственно у некоторых педагогов сократилась заработная плата. Эту проблему надо решать, законодательно закрепив согласование действий при реорганизации образовательных учреждений с субъектом РФ, на территории которого находится данное учебное заведение.