Если у ребенка высокая температура, кашель, сильный насморк с зелеными выделениями из носа и снова температура, важно, чтобы пришел педиатр. Он послушает его, оценит состояние, заглянет в горлышко - надо проверить, нет ли чего-то серьезного, что из-за волнения, усталости, бессонных ночей не заметила мама.
Хорошо телефон регистратуры детской поликлиники забить в свой мобильный, тогда он всегда будет под рукой. Если малыш заболел ночью, утром можно, не отходя от него далеко, вызвать врача. Лучше сделать это часов до 9-10 утра. Если же малыш заболел днем, то готовьтесь, что приедет дежурный доктор, вам не знакомый.
Нужно помнить дату рождения ребенка. Не смейтесь: если детей в семье несколько, можно в датах от волнения запутаться.
Под рукой обязательно должен быть страховой полис. Из-за бесконечной модернизации здравоохранения ваши сведения в базе данных могут быть потеряны, поэтому тетенька из регистратуры может вновь затребовать страховой полис. Отнеситесь к этому с пониманием, продиктуйте необходимую информацию и не раздражайтесь. На другом конце провода человек, который принимает за день несколько десятков вызовов.
Приготовьтесь к тому, что вам будет необходимо рассказать, что с ребенком. Вместо «болит живот» лучше конкретизировать - «жидкий стул», вместо «болит голова» - «температура», и указать, какая. Если ребенка тошнит, пояснить, вырвало или нет. Может быть, по состоянию малыша вам посоветуют вызвать «скорую», которую не придется ждать так долго, как дежурного врача или участкового педиатра.
Итак, врача вызвали. Что дальше? Придется ждать. С годами учишься общаться с регистратурой, уточняешь время прихода врача. Обычно не назовут точно, но пояснят - придет до четырех или в первой половине дня. Когда эпидемия, врач идет долго - от одного болящего к другому.
Время ожидания тянется мучительно.
В первые часы болезни лучше не терять времени даром. Оглядитесь кругом. Для начала можно навести порядок. Не генеральную, конечно, уборку затевать, а посмотреть, не раскиданы ли вещи, лишнее убрать.
В любом случае, если ребенок приболел, хорошо бы вымыть полы и проветрить помещение, где находится малыш.
Во время любой болезни советуют пить никак не меньше литра жидкости, а то и двух. Напоить малыша на грудном вскармливании трудно. Приготовьтесь к кропотливому труду.
Лучше, если будет выбор: вода, компот или чай. И обязательно то питье, которое малыш любит, но от молока и кефира следует отказаться до консультации с педиатром.
Один из самых простых способов определить, хватает ли малышу жидкости, - посмотреть на его губы. Если сухие, поить обязательно. Ну и конечно, мама всегда определит, достаточно ли жидкости выводится, исходя из использованных памперсов и присаживаний на горшок.
Поить ребенка надо особенно тщательно при температуре, рвоте, расстройстве стула. Если есть ощущение, что компот и сок не полезны, можно давать воду и слабый чай.
Эффективнее поить солевыми растворами. Если дома не припасен регидрон, можно на литр воды добавить по чайной ложке сахара и соли. Этот раствор помогает восстановить водно-солевой баланс в организме, который нарушается при рвоте, сильной температуре и жидком стуле.
Что еще можно сделать? Хорошо, чтобы в холодильнике всегда был физиологический раствор. Им можно промывать нос, кстати, не только детям. Если у ребенка начался насморк, следует промывать носик раствором комнатной температуры. Нет физраствора - на литр воды добавить половинку чайной ложки обычной соли и так увлажнять слизистую по 1-2 капли в каждый носовой ход раза три за день и больше в зависимости от рекомендации врача.
Обычно педиатр выписывает при кашле и насморке ингаляции. Если у вас дома есть ингалятор и ребенок не горит в температуре (как правило, ингаляции не делают после 37 0C), то можно делать эти процедуры, не дожидаясь прихода врача.
Врача нужно встретить! Ежели квартира намыта, лучше дать доктору бахилы, чем потом мыть коридор и комнату заново. Еще необходимо приготовить чистое полотенце для рук врача. В комнате, где будет осмотрен малыш, должны быть стол и стул, приготовлена чистая ложечка. Если температура у малыша очень высокая и вы ее часто измеряете, надо, чтобы эти показания увидел врач. Да и информацию можно не держать в голове, мало ли хлопот у мамы.
Пришел врач. Вежливо проводите его вымыть руки. Иногда врач не торопится их мыть, увы. Предвижу возмущение добросовестных медиков, но историй с невымытыми руками при домашнем осмотре ребенка знаю много.
Вдумчиво общаемся с доктором. Обратите внимание, как он осматривает ребенка. Пару недель назад к нам пришел педиатр, который слушал детей так, как будто в шашки играл. Просто прикладывал фонендоскоп и сразу же отнимал. И в горло мельком заглянул, так быстро, что я не успела ничего сказать и тем более спросить.
Если посещение педиатра вызвало сомнение в его компетентности, можно попробовать сделать повторный вызов через регистратуру. Главное, чтобы это был другой врач.
Поделюсь своей историей. Она произошла примерно год назад. Так случилось, что мы только что переехали в новую квартиру, а дети все продолжали болеть. Пришлось вызвать врача. Она мельком послушала одного ребенка. Я ей говорю, что болеют еще двое. Она возмутилась, дескать, как это так - вызов же на одного оформлен. Мне пришлось оправдываться, что в регистратуре я говорила о троих заболевших, но зарегистрировали только одного и сказали, что остальных послушают и посмотрят все равно.
Ответили мне примерно так: «Если все так будут врачей вызывать, то вместо 11 детей ежедневно придется осматривать 33». Что тут скажешь, справедливое замечание. И теперь я всегда говорю, сколько детей болеют, и прошу зарегистрировать вызов на каждого.
С недовольным лицом врач осматривала еще двоих детей. Горло смотрела с молниеносной скоростью. Вердикт был таков: двоим выписаны антибиотики, а третьему предложили их давать... для профилактики.
Через три дня дети были совершенно здоровы. Без антибиотиков, каких-то специальных лекарств и процедур. Это была простая ОРВИ. Об этом мне сказал другой педиатр, наш любимый, к которому мы ходим по-прежнему, потому как мама имеет право раз в год выбрать своего врача, и даже не по участку. Теперь мы вызываем врача в крайнем случае, а все консультации получаем у специалиста, которому доверяем.